Не стоит торопиться
Заместитель генерального директора ФГУП «Космическая связь» Ксения Дроздова поделилась новостью о том, что Softbank, который еще два года назад поражал всех своей щедростью по отношению к OneWeb, заявил, что не видит коммерческих перспектив в низкоорбитальных системах и ставит под сомнение успех своих инвестиций на сумму $1,25 млрд в этом секторе.
Акционер АО «Ка-Интернет» Сергей Пехтерев задал вопрос, который до недавнего времени в спутниковом сообществе считался прямо-таки неприличным: кто сгенерирует (а главное — оплатит) тот гигантский трафик, который должен окупить многомиллиардные инвестиции в низкоорбитальные системы?
При всех недостатках (прежде всего высокая, свыше 600 миллисекунд, задержка) геостационар имеет явные преимущества перед LEO. Сергей Пехтерев считает, что глобальную спутниковую группировку в три-четыре аппарата можно вводить в строй поочередно, и каждый аппарат по мере запуска будет приносить деньги. Глобальная LEO-группировка должна быть развернута полностью. При нехватке части аппаратов доступность услуги будет низкой, с такой на рынке успеха не добьешься. К тому же КПД низкоорбитальных систем, которые исправно обрабатывают пустые льды и океаны, крайне низок, тогда как стационарную систему можно сконфигурировать под нужный тебе рынок.
Сергей Пехтерев кратко сравнил два проекта OneWeb и Starlink, которые, как он выразился, подошли к той стадии, когда надо либо начинать пусковую кампанию, делая миллиардные вложения, либо прикрывать проект, как это за три дня до открытия конференции SatComRus-2019 произошло с проектом LeoSat. Итак, обе системы собираются начать ограниченную коммерческую эксплуатацию в 2021 году. Сергей Пехтерев обратил внимание, что и OneWeb, и Starlink потребуют большого количества наземных станций сопряжения, тогда как уже существующий и давно работающий Iridium может обходиться без наземных станций. Обе системы обязаны не создавать помех геостационарным системам и должны будут решать эту проблему. OneWeb проявляет активность на всех потенциальных рынках, Starlink намерен бороться только за рынок частных пользователей, что, как считает Сергей Пехтерев, сильно ограничивает его поле деятельности.
Проблема абонентского оборудования (точнее, его отсутствия) для работы с низкоорбитальными системами обозначена давно. И на SatComRus-2019 она всплывала регулярно, начиная с обзорного сообщения заместителя руководителя Федерального агентства связи (Россвязь) Игоря Чурсина, открывающего конференцию. «Для большинства потенциальных клиентов Starlink необходимость наличия отдельного терминала и невозможность использовать в качестве него свой смартфон станет неприятным сюрпризом», — считает Сергей Пехтерев. OneWeb имеет прототип c антенной диаметром 80 см и ценой $20 тыс., к тому же, как утверждает акционер «Ка-Интернета», тесты показали, что работает этот терминал не очень хорошо.
Председатель совета директоров ГК «Искра» Андрей Ромулов считает, что заявленные системы, в том числе низкоорбитальные и заявленный ГПКС высокий эллипс, будут востребованы, поскольку коренное изменение образа жизни всего человечества повлечет за собой и лавинообразное нарастание трафика. Но, по его мнению, имеет смысл не торопиться с запуском глобальных спутниковых систем, а точнее проработать технические характеристики для того, чтобы удовлетворить потребности с горизонтом в 10—15 лет.
Существует в России и негеостационарный проект, вписанный в программу «Сфера» и непохожий на остальные. Это проект «Скиф», предполагающий размещение четырех аппаратов на средних орбитах. Его особенность заключается в том, что если обычно спутниковые операторы заявляют, что конкурировать с оптикой не могут, то создатели «Скифа» готовы оспорить это утверждение. Генеральный директор ООО «Д.К.Орбитал» Виктор Донианц утверждает, что средние орбиты создадут в сети задержку в 150 миллисекунд, это сравнимо с задержкой прохождения сигнала по ВОЛС из Москвы в Магадан. При этом, по сведениям Виктора Донианца, стоимость «Скифа» оценивается в $60 млн и в рамках проекта можно будет обслужить 1 млн абонентов, предоставив им скорость 10 кбит/с и трафик 3 ГБ на абонента в месяц.
Высокий эллипс
Но основной российский проект негеостационарных систем связан с высокоэллиптической орбитой.
Четыре аппарата «Экспресс-РВ», расположенные на высокоэллиптической орбите, позволят, во-первых, обеспечить связью Арктический регион, а во-вторых, создать сеть для связи с подвижными объектами. Понятно, что под словом «связь» в данном случае имеется в виду весь комплект современных коммуникационных сервисов. Почему для решения этих задач нужен именно высокий эллипс? Потому что именно он может обеспечить нормальные углы места и для Арктики, и для подвижных объектов — это особенно актуально в регионах с холмистым и гористым рельефом, которых в России немало.
«Экспресс-РВ» в этом году включен в федеральную программу проект «Сфера», как, собственно и вся многострадальная ФЦП обновления группировки гражданских коммуникационных аппаратов. Пойдет ли это ей на пользу? Скорее всего, да, поскольку теперь спутники (в том числе и «Экспресс-РВ») упоминаются исключительно в контексте «Цифровой экономики», частью которой они становятся. Стало быть, их статус повышается — это теперь поручение президента и отдельный пункт. Напоминаем, что первая редакция спутниковой ФЦП была разработана в 2014 году, после чего многократно дорабатывалась по замечаниям различных ведомств.
Сейчас оператор и разработчик совместно определяют технический облик аппаратов «Экспресс-РВ». В 2020 году будет объявлен конкурс, в 2023 году — вывод системы на орбиту, 2024 год — начало эксплуатации.
Система будет решать сразу социальные, политические и коммерческие задачи, при этом бизнес-план составлен и утвержден. Генеральный директор АО «"Информационные спутниковые системы" имени академика М.Ф. Решетнева» Николай Тестоедов на конференции SatComRus-2019 отметил как исключительно положительный фактор государственное участие в российских космических проектах. Потому как, по его мнению, аналогичные проекты (прежде всего OneWeb и Starlink) не смотрятся как окупаемые системы. А пример системы «Глонасс», которая сначала работала только на силовиков, а потом стала приносить ощутимый доход, очень показателен. Вся коммерция «Экспресс-РВ» в основном строится на связи с подвижными объектами, а этот сектор сейчас наиболее динамичный во всем саткоме.
Социальная задача понятна: современный коммуникационный сервис в Арктике. И к этому привязана и политическая задача. Игорь Чурсин напомнил, что «баталии сейчас идут за северные регионы», про то, как «кто-то даже пытается купить какие-то земли в Арктике». Понятно, что в такой ситуации современная связь в российском секторе Арктики есть не что иное, как мощный фактор контроля региона. Игорь Чурсин уверен, что лет через 5 такая же ситуация возникнет и вокруг Антарктиды, и тогда уже «мы будем думать, как организовать спутниковую связь и в Антарктиде».
Интересно финансирование: создание спутников будет оплачиваться из бюджета «Цифровой экономики», запуск — из бюджета «Сферы».
Проблема абонентских терминалов для «Экспресс-РВ» стоит не так остро, как для низкоорбитальных систем. Как сообщил заместитель генерального директора ГПКС Евгений Буйдинов, технические характеристики спутника — прежде всего зоны покрытия — позволят рассматривать «Экспресс-РВ» как квазистационарную систему. То есть для абонентского оборудования потребуется либо неподвижная антенна с широкой диаграммой направленности, либо антенна с крайне простой и достаточно дешевой системой наведения. Спутник, выходящий из зоны видимости терминала, и спутник, входящий в нее, будут находиться в диаграмме направленности антенны, что обеспечит непрерывность сервиса. Поэтому, как утверждает Евгений Буйдинов, для «Экспресс РВ» можно использовать стандартные спутниковые терминалы с очень небольшой доработкой.
Исполнительный директор ООО «Небо ГК» Инесса Глазкова сообщила, что в будущем году будет создан макет электронно-механической станции для «Экспресс РВ», поддерживающей скорость 80 мбит/с на линии вниз и 5 мбит/с на линии вверх. Этот терминал планируется для организации коллективного доступа и для установки на транспортных средствах. В перспективе создание терминала с электронным наведением на спутник.
_________________________