Прошедший год принес нашей тихой облачной гавани много сюрпризов. Казалось бы, миновали все потрясения: валютные флуктуации позади, курс биткоина упал, сделав еще более популярным GPU-хостинг для бизнеса. Далее можно было ожидать только роста на 20–40% (в зависимости от сегмента облаков). Но не все так просто.
Противостояние и коллаборация
С начала года в профессиональном сообществе пошли разговоры о «китайской экспансии»: во-первых, Alibaba Cloud «заехал» в ЦОД DataLine, арендовав целый машинный зал, а, во-вторых, ожидался выход на российский рынок традиционного ИКТ-вендора Huawei со своим облаком. Оба этих события не должны были сильно повлиять на наш обособленный облачный рынок, если бы не «учения имени Дурова», а именно предпринятые в начале весны попытки заблокировать популярный в некоторых кругах мессенджер Telegram.
Противостояние Роскомнадзора и основателя «ВКонтакте» вылилось в блокирование целых подсетей в публичных облаках Amazon, Microsoft Azure, IBM SoftLayer и Google. Блокирование пулов адресов сначала парализовало работу ряда ресурсов, которые самонадеянно эксплуатировали исключительно глобальные облачные сценарии. Это, казалось бы, должно было привести к росту популярности и выручки отечественных облачных провайдеров, но на деле они не спешили принимать «перебежчиков» в объятия своих подсетей. Дело в том, что те, кто пытались в первую очередь арендовать виртуальные машины у менее известных облачных провайдеров, стремились таким образом обойти блокировки и заработать на хайпе, продавая VPN-доступ к Telegram. Тем самым они вызывали «шквальный огонь» со стороны Роскомнадзора и его «реактивных операторов» по подсетям ни в чем не повинных провайдеров и их клиентов. И никакой AI тут помочь не в силах. Арендовать в то время виртуальную машину у неблокированного провайдера, имеющего мощности за переделами РФ, – это то же самое, что снять квартиру в Мюнхене. Проблема не в том, что дорого, а в том, что без рекомендации не получится. Но все это относительно быстро закончилось. Все, кому одинаково важны и российский, и глобальные рынки, выучили для себя новую концепцию multicloud и построили архитектуру, адекватную новым реалиям. По экспертным оценкам, за счет «учений» популярность российских облачных провайдеров увеличилась примерно на столько же, на сколько возросла популярность Telegram. В итоге вроде бы все довольны.
Однако мы отвлеклись. В конце марта Huawei представила свою коллаборацию с «уникальной сетью клубных дата-центров» 3data. Что, в свою очередь, вылилось в проект нового облачного провайдера Huawei 3data Cloud, который предложил российском рынку пока лишь малую часть базовых сервисов, доступных из оригинального Huawei Cloud. Но не смотря на ограниченный ресурс, к осени все мощности нового провайдера были уже заняты. В первую очередь клиентами из Поднебесной.
С одной стороны, эта колаборация снимает ряд вопросов, в том числе лицензионных и вопросов документооборота, которые должна была решить китайская компания, выходя с новыми продуктами на зарегулированный российский ИКТ-рынок. С другой стороны, ставка на нишевого игрока рынка ЦОДов ЦФО – это отсутствие моментальной и перспективной эластичности в отношении стойко-мест. Последнее, впрочем, вполне компенсируется модой большинства бизнесов держать офисы и облака внутри МКАД. Китайская компания хорошо изучила московский бизнес-менталитет. Однако готова ли целевая аудитория перейти на облако Huawei? 2019-й год покажет, хотя уже сейчас новое облако приросло знаковыми партнерами, например Syssoft (ведущий поставщик ИТ-решений) и LoudPlay (сервис облачных игр).
А вот о коммерческой активности Alibaba Cloud ничего не слышно. Вероятно, пока облако компании используется для внутренних нужд Alibaba и обеспечения соответствия 152-ФЗ собственных e-commerce-проектов AliExpress и Tmall. Но не исключено, что активный выход на российский рынок не заставит себя ждать. Правда, он может представлять угрозу лишь проекту Huawei 3data Cloud, но не традиционным игрокам рынка облачных платформ, который, надо сказать, составляет всего 5% отечественного облачного пирога, и то во многом за счет вертикальных коммуникационных PaaS вроде ITooLabs и Voximplant.
Облачные платформы над Россией
В этом году состоялись облачные релизы двух новых игроков рынка, которые способны серьезно увеличить долю PaaS. Я говорю об облачных инициативах Mail.Ru и «Яндекса». Крупнейшие игроки Рунета наконец-то осознали, что именно им, несмотря на огромные армии хейтеров и фанбоев, выпала роль повести отечественных разработчиков в облачное будущее тотального импортозамещениия. Пусть «институты развития» призывают «гоу глобал!», но наши разработчики, которые сфокусированы на российском рынке ИТ (или которым важно low latency), будут использовать именно эти платформы.
У этих проектов разная идеология: у MCS – Mail.Ru Cloud Solutions – Open Stack собственной степени «ванильности», а у Яндекс.Облако платформа опирается исключительно на собственные разработки, хотя тоже на базе открытых технологий. У обоих подходов есть плюсы и минусы, однако судить о том, кто будет лидером, еще рано. В командах обоих проектов – известные, сильные и опытные бойцы облачного рынка, оба имеют уникальные разработки. На чьей стороне сила – покажет время. У Mail.Ru есть фора в раннем старте и white label-проекте с «МегаФоном», но нельзя гарантировать, что у Яндекс.Облако нет «джокеров» – слишком мало времени прошло с момента запуска. В любом случае при должном терпении именно Mail.Ru Cloud и Яндекс.Облако суждено стать драйверами развития российского PaaS, так как у них есть баланс между аудиторией разработчиков, доверяющих вендору, и возможностями монетизации в долгосрочной перспективе, чего нет, например, у тех же операторов связи с их облаками.
Операторы в облаках
Говоря о большой четверке операторов связи на рынке облаков, отметим, что за границами внимания исследователей облачного рынка остается «Ростелеком», который при наибольшей емкости ЦОДов и самом широком портфолио гипервизоров (если сравнивать с оценками ведущих игроков рынка) давно занимает лидирующие позиции, хотя и не раскрывает данные о своих успехах. Однако трансформироваться в «единое окно по ИКТ» для заказчиков у него пока не получается. Виден курс на свертывание верхнеуровневых облачных и ИТ-сервисов для бизнеса и фокусирование на сервисной модели для государственных заказчиков. Судя по сайту госзакупок, национальный оператор решил оснастить свои дочерние и зависимые компании по полной программе и успеть до введения в действие указания по переходу на отечественные разработки.
Безусловным конкурентом «Ростелекома» на рынке инфраструктуры и облаков среди операторов видится МТС. У компании есть все слагаемые успеха: ресурсы, недавно купленный ЦОД, центр компетенций новых услуг – Центр инноваций МТС, в котором сосредоточена экспертиза по разработке собственных облачных решений. Ее успех подтверждается запуском в кратчайшие сроки предложения на базе Azure Stack. Кроме того, у МТС есть b2b-маркетплейс для бизнеса с возможностью формировать предложения услуг связи в комплекте с услугами маркетплейса. Правда, по состоянию на декабрь 2018 года, ссылка на продукты b2b-маркетплейса отсутствует, что очень «по-операторски».
Полная версия материала опубликована в «ИКС-Медиа».