Потребительское поведение
Рассказывая о состоянии рынка ВКС, докладчики «В+К 2018» единодушно ссылались на три фактора, заметных в потребительском поведении.
Во-первых, видеосвязь становится обыденностью. Почти у каждого есть гаджет, способный совершить видеозвонок Skype или Viber. Этими технологиями пользуются даже бабушки, скучающие по своим внукам, не говоря уже о бизнес-клиентах. При этом вместе с привычкой к видео в народ пошла и потребность в сопутствующих инструментах — чатах, передаче файлов и т. п.
Получая все эти инструменты бесплатно на персональных устройствах, люди начинают задумываться, стоит ли так дорого платить за специализированные решения для ВКС в переговорных комнатах. Нельзя ли немного сэкономить?
Во-вторых, повышается нагрузка на специалистов. Их рабочий день уплотняется, а значит, выставляются все более высокие требования к инструментам для организации совместной работы. Сегодня уже никто не хочет тратить время на настройку подключения личного устройства к оборудованию переговорной комнаты или долго разбираться, как воспользоваться предложенным поставщиком решения способом передачи файлов.
В-третьих, каждый год разработчики предлагают что-то новое, а поэтому все увеличивается объем старого оборудования для ВКС, которое бизнес хочет каким-то образом использовать в новых, более совершенных системах.
Рынок ВКС слишком консервативен, чтобы здесь происходили быстрые и революционные изменения. Однако за десятилетие, в течение которого существует «Видео+Конференция», ситуация поменялась кардинально.
ВКС на рабочих местах
В большинстве своем рынок наконец-то избавился от предрассудков относительно того, что видеосвязь не может существовать на компьютере (на рабочем месте сотрудника компании). Еще 8—10 лет назад бытовало мнение, что видеосвязь корпоративного уровня может реализовываться только с помощью специальных устройств, а значит, по большей части из переговорки.
Растет доля программных решений для видеоконференцсвязи на ПК. Именно они позволяют частично задействовать уже имеющуюся у компаний технику, сократив расходы на внедрение.
Крупные игроки еще несколько лет назад сопротивлялись этой тенденции, поэтому упустили долю рынка SVC. И сегодня здесь правят бал ИТ-компании с их Skype for business, Zoom, Trueconf Server и другими. При этом их доля рынка постепенно растет.
По оценкам компании Trueconf, основная доля этой части рынка принадлежит Skype for Business — решению, которое в США является чуть ли не стандартом де-факто, им пользуются порядка 80% компаний. И это серьезная угроза для классических производителей ВКС-оборудования.
Упомянутая тенденция заметна и по исследованию Gartner. Если раньше аналитики выделяли в разные категории веб-конференции и групповые системы (в частности, для переговорных комнат), то теперь все подобные решения оказались в одном сегменте рынка — meeting solutions. И лидируют здесь именно ИТ-компании.
Облачная модель
Появляется все больше стартапов, предлагающих облачные ВКС-решения. Да и крупный бизнес все больше клонится в сторону именно облачного предоставления услуг, а не локального размещения серверов. В крайнем случае допускается установка локальной точки обмена трафиком, но основные сервисы все равно уходят в облако. К примеру, поддержка локального Microsoft Teams уже официально заканчивается в 2020 году.
С одной стороны, это дает возможность компаниям использовать вычислительные мощности крупнейших дата-центров, а с другой — делает их бизнес-процессы уязвимыми к разным глобальным проблемам. Все сервисы облачных коммуникаций иногда отключаются. Это может происходить, например, из-за проблем с крупнейшим хостингом приложений Amazon. А в России добавляются и другие риски, вроде весенней борьбы Роскомнадзора с Telegram. Кстати, на конференции приводили примеры того, что в других странах есть свои специфические проблемы с отдельными решениями для ВКС, Trueconf, например, заблокирован в Дубае на уровне протокола.
Объединенные коммуникации
Сегодня бизнес не особо интересуется чистой видеосвязью. Растет потребность в чатах (типа Slack) и прочих инструментах совместной работы, интегрированных в объединенные коммуникации (в новой трактовке этого термина). Чаты даже постепенно вытесняют электронную почту из корпоративного общения.
Однако эта потребность порождает больше проблем, чем преимуществ, для производителей решений. Появилась целая группа вопросов о том, как увязать привычные системы ВКС с этими новыми функциями.
К сожалению, стандартов для всех этих дополнительных чатов, передачи контента по сети, компьютерного зрения не существует. А значит, множество решений, доступных на рынке, совершенно не стыкуются между собой. Из одной системы облачных коммуникаций в другую ни позвонить, ни написать нельзя. Это неизбежно приводит к сложностям в компаниях, когда они привыкают использовать один инструмент, потом вынуждены параллельно подключать второй для связи с важным клиентом и т. п.
У данной ситуации есть два возможных пути развития: либо одно из решений займет лидирующее положение на рынке, либо начнут появляться стартапы, осуществляющие стыковку этих разрозненных «технологических островов». Второй путь осложнен тем, что каждый из облачных поставщиков использует закрытые протоколы, однако на данной стадии развития рынка пока нельзя сказать, что этот путь невозможен.
Источник: Nemertes Research
Кстати, внимание к дополнительным функциям в рамках объединенных коммуникаций — это лишь половина беды. Вторую половину представитель Trueconf назвал «текстовой анархией». В большинстве случаев сотрудники для корпоративных коммуникаций используют личные аккаунты в мессенджерах. И как на эту ситуацию реагировать, пока не очень понятно. О какой-то интеграции этих мессенджеров в корпоративные системы ВКС не приходится даже мечтать, ведь тут речь тоже идет о закрытых технологиях.
WebRTC
Помимо программных инструментов для ПК, есть технология WebRTC, позволяющая запустить видеоконференцсвязь с дополнительными опциями прямо в браузере. Однако последние события показывают, что с точки зрения бизнеса WebRTC — это бомба замедленного действия, которая периодически взрывается.
Проблема в том, что вендор ВКС-решения не контролирует реализацию WebRTC в браузере. Для сбоя в работе достаточно изменения списка доверенных центров сертификации или проблемного обновления. И этот фактор просто невозможно взять под контроль.
Оборудование для ВКС
Специализированное оборудование (в частности, кодеки для переговорных комнат) уже не является полноправным хозяином рынка ВКС, как это было еще несколько лет назад. Однако от идеи производства аппаратного обеспечения производители отказываться не собираются. Вместо кодеков и специализированных серверов для видеосвязи внимание привлекают устройства для переговорных комнат, подключающиеся к компьютеру (через bluetooth или USB). Сегодня стандарты такого рода компонентов есть уже почти у всех крупных производителей облачных решений.
С точки зрения Trueconf, примером этой новой истории является компания Logitech, которая, имея собственный стандарт устройств для переговорных, подключающихся к любому ПК, за прошлый год оборудовала больше комнат, чем именитые производители ВКС-оборудования (Cisco, Polycom и другие).
Все эти устройства по задумке производителя должны включаться практически без настройки, поддерживаться ВКС-системой без установки драйверов. Да и пользовательские интерфейсы постоянно упрощаются (становятся монотонными, минималистичными) — все направлено на то, чтобы пользователю не требовалось тратить время на изучение новых инструментов.
В целом такой подход к ВКС-компонентам пользуется спросом в мире. Но его перспективы в России пока не ясны.
Еще одно заметное направление развития техники — это массивы микрофонов и экранов, позволяющие решать различные задачи по озвучиванию сложных помещений, созданию интерактивных видеостен и отслеживанию спикеров, правда, уже в премиум-сегменте.
Переговорные комнаты
Несмотря на развитие видеосвязи и инструментов совместной работы на мобильных устройствах, продолжает расти потребность в переговорных комнатах. Но если лет десять назад речь шла исключительно об их оснащении, то теперь компании задумались об эффективности их использования. С одной стороны, большую долю забронированного времени сотрудники компаний просто не используют — помещения и техника простаивает из-за ошибок логистики. С другой стороны, для небольших команд нужны небольшие переговорки, и современный мир требует гибкости, чтобы такие комнаты могли быть объединены между собой для проведения больших совещаний.
Дополненная реальность
Если заглянуть немного в будущее, то помимо чатов в сторону ВКС-рынка активно движутся элементы компьютерного зрения. Многие производители решений корпоративного уровня тестируют голосовое управление или полноценных голосовых помощников, способных выполнять задачи, связанные с коммуникациями. Кто-то экспериментирует с дополненной реальностью — размытием или заменой фона и другими «улучшениями», вроде автоматической подписи спикера. Правда, пока это по большей части интересные эксперименты, а не работающая практика обычного бизнеса.
_________________________ _________________________