Роуминговое многоточие
Все участники телеком-рынка говорят о естественном падении доходов от услуг как международного, так и внутреннего роуминга. В июне начались послабления: россияне смогли навещать зарубежных больных родственников, путешествовать по работе, учебе или для лечения. Несмотря на то, что, по словам замглавы Минкомсвязи Олега Иванова, доходы от роуминга в сегменте B2C за весну практически полностью упали, «сотни россиян» отправились за рубеж в апреле при закрытых границах.
Сами связисты в один голос уверяют, что пока рано обсуждать, когда доходы от международного трафика вновь вернутся к прежним показателям. В середине марта в ходе раскрытия финансовых результатов МТС за 2019 год президент Алексей Корня говорил, что на тот момент на роуминг приходилось около 2% выручки, которая по итогам 2019 года составила 476,1 млрд руб. На 2020 год оператор прогнозировал рост выручки на 3% с учетом изменения потребления международного трафика. «Роуминг в первом квартале 2020 года был на уровне прошлого года. В апреле и мае существенно снизился», — ответил на запрос «Теле-Cпутника» пресс-секретарь МТС Алексей Меркутов.
Однако ни один из опрошенных игроков «большой четверки» не стал раскрывать количественные показатели роуминга. «Давать прогнозы сейчас преждевременно — все зависит от эпидемиологической ситуации в мире и от того, когда абоненты снова начнут путешествовать», — прокомментировала пресс-служба «МегаФона». Пресс-служба «ВымпелКома» (бренд «Билайн») отметила, что рост потребления трафика за границей все же был, в основном за счет клиентов, которые в тот период находились за пределами России и пользовались увеличенными пакетами интернета и обнулением тарификации на номера горячих линий.
На доходы от международного трафика влияют и договоренности по взаиморасчетам с роуминговыми партнерами на время пандемии. Как отмечает аналитик MForum Analytics Алексей Бойко, если бы Евросоюз, например, снизил расценки на приземление трафика для приезжающих в зону покрытия операторов ЕС, это оказало бы существенное позитивное влияние на прибыли российских операторов. Но пока о таких договоренностях не известно.
Консультант аналитической компании iKS-Consulting Максим Савватин отмечает, что за время пандемии, помимо фактической заморозки направления международного роуминга, российский рубль ослаб к основным мировым валютам примерно на 15%. «Это скажется и на межоператорских расчетах. Уже к открытию границ и восстановлению международного турпотока мы увидим увеличение стоимости услуг международного роуминга для конечных абонентов», — считает он.
«Мы обсуждаем с партнерами сложившуюся ситуацию», — кратко отметили в «МегаФоне». Остальные опрошенные операторы на вопрос о межоператорских договоренностях в кризисный период не ответили.
Корпоративные потери
Одну из значительных доходных статей операторов составляют корпоративные клиенты, которые чаще пользуются связью в роуминге и мобильным интернетом вне зависимости от места нахождения. Согласно данным аналитической компании Advanced Communications & Media (AC&M), в 2018 году насчитывалось 1,3–1,4 млн корпоративных клиентов мобильной связи, доходы от услуг в этом сегменте росли в пять раз быстрее, чем весь телеком-рынок. Тогда эксперты исходили из того, что корпоративный сегмент будет расширяться на 5–10% год к году по количеству используемых активных сим-карт и расти в выручке не менее 15% год к году.
Поскольку операторы не раскрывают операционных и финансовых показателей в этой сфере, AC&M исходило из результатов собственного опроса корпоративных клиентов связистов в семи городах. Однако тренд на рост все ж был показателен. Так, если в 2018 году каждая седьмая сим-карта принадлежала корпоративному клиенту, то двумя годами ранее — только каждая десятая. По оценке генерального директора аналитической компании Onside Оксаны Панкратовой, в первом квартале 2019 года мобильная выручка от B2B-сегмента составляла 36–37 млрд рублей, из них на роуминг пришлось 6-7%. По этому году данных пока нет.
«Часть клиентов, активность сотовых телефонов которых была связана только с работой, прекратили пользование», — посетовал генеральный директор «ВымпелКома» Александр Торбахов в ходе онлайн-конференции «Телекоммуникации: Now. Next. Beyond. Самоизоляция на высоких скоростях». Активность в корпоративном сегменте особенно упала у представителей малого и среднего бизнеса, дополнил коллегу генеральный директор «МегаФона» Геворк Вермишян. В середине апреля разработчик программного обеспечения «СКБ Контур» подсчитал, что из-за режима самоизоляции за последние два месяца в России закрылось больше 30 тыс. индивидуальных предпринимателей, почти на 100 тыс. уменьшилось количество малых компаний.
По мнению участников рынка, корпоративный сегмент относительно быстро восстановится. Взамен «голоса» бизнес вынужденно обратил внимание на другие предложения телеком-отрасли: облачные решения, сервисы для удаленной работы, услуги на базе интернета вещей, телематику.
Как рассказывал в майском прямом эфире на YouTube, проведенном «Технополис Москва» и бюро Violet Violin, начальник отдела инновационных проектов региона «Москва» МТС Игорь Шарфмессер, перевод сотрудников на удаленную работу увеличил внимание к облачным сервисам у бизнеса. «К примеру, мы видим, что малый и средний бизнес переходит в облака, дополняя какие-то функции, которые он раньше выполнял с помощью более простых технологий. Если раньше это были платежи в магазине на пост-терминале, то теперь — по карточкам с помощью облачной платежной системы», — объяснял Игорь Шарфмессер.
Директор макрорегиона «Москва» Tele2 Игорь Жижикин поделился с «Теле-Спутником», что в Московском регионе за две недели с 9 по 22 марта количество заявок на увеличение поставок было в 1,5 раза больше, чем за весь февраль, объемы поставок выросли в три раза. Самой популярной услугой в B2B-сегменте в период карантина стал сервис, который позволяет делать таргетированные СМС-рассылки с детальным сегментированием целевой аудитории. На втором месте по популярности в период удаленки оказались межмашинные коммуникации. Не меньшее внимание бизнес уделял услуге VPN, которая позволяет организовать защищенное беспроводное подключение, ограничить доступ сим-карт к внешним ресурсам и контролировать работу удаленного телеметрического оборудования.
«С июня возможен рост доходов операторов от сегмента B2B, если не будет второй волны карантина в связи с его отменой. Но до полного восстановления доэпидемических уровней потребления услуг, вероятно, еще пройдет несколько месяцев», — считает Алексей Бойко.
Максим Савватин менее оптимистичен: «Корпоративный сегмент пострадает более существенно, чем сегмент частных пользователей. Многие компании просто уже не откроются или будут сокращать издержки, в том числе и на телеком-услуги. Восстановление может занять не один год, тем не менее ряд направлений B2B из так называемых новых телеком-услуг и сервисов — облачных сервисов, IoT, видеонаблюдения — продолжит рост, возможно, лишь замедлив динамику», — рассуждает он.
Миграция трафика
Несмотря на сокращение активности абонентов, трафик показывал рост. «Мы видим международные оценки в районе 20–25% роста голосового трафика, в районе 50% роста дата-трафика. Наши оценки по росту российского трафика близки к этим цифрам, по некоторым операторам рост трафика достигал 80%», – сообщил на конференции «Телекоммуникации: Now. Next. Beyond. Самоизоляция на высоких скоростях» Олег Иванов.
Геворк Вермишян говорит о сокращении активности частных сотовых абонентов, особенно на поминутных тарифах. А вот на фиксированных сетях рост трафика, наоборот, вырос. «В Москве, где у МТС больше 40% рынка, мы увидели двукратный рост трафика на фиксированных сетях», – делится Алексей Корня. Соглашается с коллегой член правления, первый вице-президент «Ростелекома» Владимир Кириенко: в апреле-мае у оператора сократилось количество ШПД-отключений. «Фиксированный интернет — как вода, электричество. Если раньше клиенты спрашивали про скорость, то теперь уделяют внимание задержке и стабильности сигнала, потому что дом стал рабочим местом», — делится он.
При этом и Минкомсвязь, и операторы отмечают, что трафик перемещался вместе с людьми, которые предпочитали на время самоизоляции уезжать из центра крупных городов в спальные регионы, в другие небольшие города к родственникам, на дачи, в съемные коттеджи, в дачные поселки, садовые товарищества.
«С началом перехода компаний на удаленную работу с 16 по 22 марта пик нагрузок пришелся на спальные районы Москвы и Московскую область. В конце марта специалисты Tele2 зафиксировали прирост трафика в 11 подмосковных городах на уровне 22–25%, что значительно превышало средний показатель в 10%, косвенно указывая на раннее открытие дачного сезона. Во второй половине апреля абоненты начали возвращаться в домашние регионы», — делится Игорь Жижикин.
Так или иначе, операторы уверены, что пользовательский спрос вернется. «Я не ожидаю драматических изменений завтра, люди с удовольствием вернутся к общению», — говорит глава «ВымпелКома» Александр Торбахов. В «Ростелекоме» за период изоляции отмечают рост как интернет-, так и голосового мобильного трафика. «Это нетипичная ситуация — все последние годы голосовой трафик стагнировал или снижался, а передача данных, наоборот, стремительно росла. Самоизоляционный период выровнял эти два тренда. После снятия ограничительных мер голосовой трафик постепенно вернется на прежний уровень, в то время как мобильная передача данных продолжит расти, в том числе за счет более широкого использования цифровых сервисов для дистанционного взаимодействия сотрудников», — прогнозирует пресс-служба оператора.
После снятия ограничительных мер голосовой трафик постепенно вернется на прежний уровень, в то время как мобильная передача данных продолжит расти
Насиженные места
Период самоизоляции в телеком-среде ускорил и переход на онлайн-ретейл. Если раньше операторы открывали новые офлайновые торговые точки, расширяли непрофильный ассортимент для увеличения покупательского потока, проводили ребрендинги, начинали продавать кофе с булочками в салонах, то теперь в один голос заговорили о важности закрытия офлайновых площадок и переходе на полностью дистанционное обслуживание клиентов. Во время пандемии салоны стали тяжелым финансовым бременем.
Как подсчитали в начале июня в ИА TelecomDaily, после завершения эпидемии коронавируса и отмены введенных из-за нее ограничений до 30% салонов связи в России могут не открыться. Гендиректор TelecomDaily Денис Кусков уверен, что количество салонов связи превышало потребности рынка и до эпидемии. «Изоляция ускорила тренды, которые еще только формировались. Ожидалось, что онлайн-покупки в целом по рынку могут дойти до 40% только лет через пять. А сейчас видим, что это случится значительно быстрее», — прогнозирует Алексей Корня. Компания МТС, начав работу по сокращению розницы в 2016 году, закрыла в прошлом году 300 салонов, в первом полугодии 2020-го — еще 200, до конца года планируется расстаться еще со стольким же количеством площадок. Однако, подчеркивает Алексей Корня, важно соблюдать баланс: «Во время пандемии торговые непродуктовые центры закрылись, как и большинство салонов связи в них. А весь сотовый стрит-ритейл работал и был востребован», — добавил он.
«Мы закрываем магазины сотнями (первые фирменные салоны связи стал закрывать в первом квартале 2019 года в рамках оптимизации сети, – прим. ред.), и я считаю это здоровым движением. Мы палим деньги просто так, и клиентам это точно не нужно», — категоричен Александр Торбахов. Как сообщали СМИ, в апреле этого года глава «ВымпелКома» рассуждал о возможности передачи полной или частичной розничной сети франчайзинговым партнерам и о закрытии оставшихся торговых точек. По состоянию на четвертый квартал 2019 года суммарное количество салонов оператора, включая франшизу, превышало 4600.
«Сокращаем монобренды усиленными темпами», — призвал глава «МегаФона». «Ростелеком» (розничная сеть — у «дочки» «Ростелеком – Розничные системы», — прим. ред.) и консолидированный им Tele2 объединяют площадки под единым юрлицом, которое будет отвечать за управление всей розницей. На май 2020 года салоны «Ростелекома» насчитывали около 800 точек продаж, Tele2 — по франшизе более 3,3 тыс.
Валютные треволнения
По словам Олега Иванова, за время пандемии более чем на 10% возросли расходы на содержание сетей связи. На это повлияли нагрузки на сети и валютный курс. «Надо заказывать оборудование, а оно стало на 25% дороже. Пришлось хеджировать валютные риски», – признается Геворк Вермишян. По его словам, в этом году оператор намерен приоритизировать направления, в которые в первую очередь будут направляться инвестиции.
МТС намерена уложиться в запланированный изначально на год бюджет. «Это сложно, так как есть валютная волатильность и потребности, возникшие под расширение сети. Помимо этого, мы поняли, что необходимо повысить инвестиции в финтех-решения. Так, если раньше люди приходили в салоны и гасили кредиты, то в период пандемии этот сегмент показал падение», — рассказал Алексей Корня.
По мнению Максима Савватина, сейчас операторам важно оперативно решать вопросы по усилению инфраструктуры не только в местах концентрации офисных площадей, но и в спальных жилых зонах, а также за пределами города. «Фиксированным операторам в этом сезоне стоит обратить внимание, например, на подмосковные поселки и населенные пункты, где уровень проникновения ШПД меньше московского, но в условиях миграции большого количества жителей города можно найти новых клиентов», — полагает он.
Палочка-выручалочка
Олег Иванов уверен, что если не принять меры регуляторного характера, то телеком-рынок по итогам 2020 года просядет на 2,2—3%. Геворк Вермишян говорит о потере около 30 млрд рублей телеком-рынком. По словам замминистра Минкомсвязи, правительство РФ поддержало ряд мер. Так, согласована годовая отсрочка на исполнение требований «пакета Яровой» по ежегодному увеличению емкости для хранения данных на 15%, упрощенный ввоз радиоэлектронных средств на территорию России, временная отмена обязательной регистрации такого оборудования.
В апреле 2020 года операторы просили отложить на два года ежегодное увеличение емкости для хранения данных, а также исключить из расчета емкости видеосервисы, трафик которых в период самоизоляции существенно вырос. Инвестиции в «пакет Яровой» операторы оценивали в немалые цифры: МТС — примерно в 50 млрд рублей на пять лет, «Вымпелком» — в 45 млрд рублей, «МегаФон» — в 35–40 млрд рублей.
Кроме того, замминистра отметил, что Минкомсвязь в очередной раз форсирует вопрос по законодательному регулированию упрощения доступа операторов связи в жилые многоквартирные дома, объекты муниципальной и госсобственности, а также разработала госпроект по дистанционному обеспечению услуг связи.
«Любая длительная отсрочка, а лучше бы отмена “поправок Яровой”, были бы существенной помощью телеком-рынку. То же относится к инициативе “суверенного Рунета”, но, к сожалению, здесь позитива никто не обещает. Что касается упрощения процедур, то нужно дождаться соответствующих документов, чтобы убедиться, что упрощение окажется существенным на деле, а не на уровне заявлений о будущем упрощении», — предостерегает Алексей Бойко. Директор по развитию и управлению продуктами ГК Danycom Петр Кушиков считает, что при распространении действия закона о «социальном интернете» на мобильных операторов телеком-рынок упадет более чем на прогнозируемые Минкомсвязью 3%.
Из возможных регуляторных послаблений Олег Иванов озвучивал на конференции «Телекоммуникации: Now. Next. Beyond. Самоизоляция на высоких скоростях» и вопросы по выходу операторов связи и центров обработки данных на оптовый рынок электроэнергии. Но здесь еще не получено одобрение правительства, да и сильны позиции лобби.
«В целом существенными такие послабления сложно назвать, многие из этих инициатив в том или ином виде уже рассматривались на протяжении нескольких лет. Условия пандемии, скорее, убыстрили принятие этих инициатив. Конечно, они несколько облегчат деятельность операторов, особенно региональных, но, возможно, необходимы и более активные меры поддержки», — считает Максим Савватин.
В начале июня стало известно, что Минкомсвязь выпустила проект приказа, который предусматривает снижение платы за использование операторами связи радиочастного спектра до конца 2020 года. В министерстве подсчитали, что эта мера поможет провайдерам сэкономить около 3 млрд рублей в третьем квартале. Проект приказа предлагает снизить разовую плату за использование частот для сотовой связи с 70 тыс. рублей до 23,3 тыс. рублей, а ежегодную — с 264 тыс. рублей до 88 тыс. рублей. Разовая и ежегодная плата за использование частот для иных технологий снизится с 300 рублей и 1,4 тыс. рублей до 100 и 466 рублей соответственно.
Перестройка сознания
Пандемия показала, что оперативно перестраиваться необходимо всем. «Нас ждет серьезная трансформация корпоративного бизнеса с учетом автоматизации и цифровой эволюции 4.0. Люди будут пересматривать свои бизнесы и то, как правильно уравновешивать работу в офисе и на удаленке», — отмечает Алексей Корня. По его мнению, операторы могут не просто предлагать удаленные сервисы, а развивать это направление наравне с предоставлением услуг связи. К примеру, формировать ИТ-команды, которые будут разрабатывать соответствующие продукты.
Как отметили операторы на конференции «Телекоммуникации: Now. Next. Beyond. Самоизоляция на высоких скоростях», пандемия доказала верность тренда на развитие партнерских проектов. Успех завтра невозможен без партнерства, уверен Алексей Корня. У «ВымпелКома» в структуре компании есть отдельное R&D-подразделение, которое в рамках потенциального партнерства изучает индустрии и культурные явления, рассказывала «Теле-Спутнику» вице-президент по клиентскому опыту оператора Ирина Лебедева. Так, в мае «ВымпелКом» в поисках новых ниш пошел в сельское хозяйство спасать пчел от ядохимикатов и последующего вымирания. Оператор доработал функционировавшую до этого стороннюю ИТ-платформу «Спаси пчел», где аграрии размещают для пчеловодов информацию по планируемым обработкам посевных площадей. При этом «ВымпелКом» не стал ограничивать круг пользователей платформы собственными абонентами.
В рамках тренда операторы уходят от закрытости собственных сервисов. Возможно, в будущем появятся и проекты между самими операторами связи, где они на равных будут предоставлять свои сервисы пользователям, вне зависимости от того, чей это абонент.