img28 ноября 2018 в 12:01

Жизнь с искусственным интеллектом

Искусственный интеллект может быть не только драйвером развития, но и инструментом для влияния на миллионы людей с помощью информационных технологий: влияния на вкусы, политические взгляды, на развитие детей и формирование их мировоззрения.

Искусственный интеллект может быть не только драйвером развития, но и инструментом для влияния на миллионы людей с помощью информационных технологий: влияния на вкусы, политические взгляды, на развитие детей и формирование их мировоззрения.

Искусственный интеллект (Artificial Intelligence, AI) вошел в нашу жизнь. Оказалось, что это не плохие или хорошие терминаторы, продвинутые «жидкие» враги человечества или роботы из «Звездных войн». Это не технология и не компьютерная программа. Это – процесс непрерывного анализа и оптимизации. Это процесс создания все более точной модели. Какой модели? Модели покупателя, производственного процесса, болезни, политических взглядов или чего угодно. Цель (модель) может быть любой, лишь бы было достаточно данных. Вспомнив старый термин, этот процесс назвали искусственным интеллектом. Это звучит, конечно, загадочнее и красивее, чем «обработка больших массивов данных для поиска зависимостей и взаимосвязей», а именно этим, собственно, и занимается AI.

Почему работу некоторого программного обеспечения стали называть искусственным интеллектом?

Дело в том, что до недавнего времени результаты работы любой сколь угодно сложной программы мы могли предсказать. Даже результаты работы сложных математических моделей физических объектов в какой-то мере были известны заранее, так как модели содержали конечный список алгоритмических состояний, конечный набор возможных результатов, конечный список воздействий. По сути, это был перебор вариантов. А подобную деятельность люди всегда считали «неинтеллектуальной».

Слово «интеллект» добавилось в тот момент, когда мы осознали, что компьютерная программа не только проводит сложные вычисления, когда к программе стало применимо слово «догадаться».

«Догадаться» скрывает под собой не вполне объяснимый результат работы человеческого мозга. Интеллектуальная деятельность – это микс рассуждений, знаний (информации), эмоций и того, что мы называем «угадать», т.е. компенсировать недостаток информации. Если человек догадался, это означает, что он осознанно и неосознанно обработал некоторый объем информации и получил результат, который с первого взгляда выглядит неожиданным.

Итак, понятие AI подразумевает, что компьютеры могут «догадаться», т.е. выявить неявные или скрытые связи и получить результаты (сделать выводы), не основанные, как кажется человеку, на входящих данных. Единственное, чего AI не может, – это компенсировать недостаток данных, так что понятие «угадать» на самом деле здесь не вполне применимо. Без нужных данных вывод будет ошибочным. Поэтому данных должно быть много, очень много.

Пока нет оснований считать, что в ближайшем будущем искусственный интеллект станет самодостаточным, т.е. будет сам строить модели, самостоятельно искать и находить недостающие данные, делать выводы и сам себя оптимизировать. Он даже управлять машиной еще не научился! А вот влиять на нас AI уже умеет. Точнее не сам AI, а люди, им владеющие и его применяющие.

Главный вопрос сегодня не в возможностях AI – они безграничны, а в том, кто владеет данными о людях планеты. Как используются выявленные с помощью AI зависимости и закономерности? В чьих интересах? Кто и как применяет искусственный интеллект для влияния на людей? Картина вырисовывается тревожная.

Пища для AI

Информация была всегда, ее обрабатывали, получали выводы, строили предположения. Информации становилось все больше, а взрывной рост объема данных, неудачно названный «большие данные», принципиально изменил ситуацию. «Большие данные» – это добавление к чеку за покупку пальто информации, сколько вы сделали шагов до покупки, сколько раз крутили головой и т.д. плюс ваше фото и история покупок. Зачем это магазину? А вдруг это что-нибудь значит. Информация о вас из тысяч источников и о миллионах других покупателей позволяет точнее определить ваши желания, даже не осознанные, и в результате впарить второе зимнее пальто! Или, учтя вашу привычку отдыхать на море зимой, продать вам сомбреро в придачу.

AI нужна информация. Чем больше данных, тем точнее модель. Как и кто собирает данные о нас?

Эти данные порождаются каждым нашим шагом, каждым движением мышки, телефонным разговором, каждым нашим действием или бездействием. Правительства, операторы связи, больницы, банки, магазины и рестораны, интернет-компании и еще тысячи и тысячи организаций собирают данные о нас. На проходной любого офиса записывают данные вашего паспорта! Зачем?!

Человеку крайне сложно решить «головоломку Эйнштейна», где всего пять переменных. AI выявляет зависимости в матрице миллион на миллион! Широко известный факт, когда компьютерная система супермаркета определила беременность 15-летней девочки по ее поведению в магазине, говорит о том, что информации о нас собрано очень много и эффективность анализа чрезвычайно высока.

Товарищ Сноуден рассказал несколько лет назад: за нами следят, все записывают, все собирают, все анализируют. Сейчас можно уточнить: записывают АБСОЛЮТНО все, собирают ВСЕ, что только возможно, и ОЧЕНЬ ЭФФЕКТИВНО анализируют. Слово «следят» уже не подходит к происходящему – скорее, непрерывно записывается фильм, где мы играем самих себя. Владелец записи может этот фильм посмотреть. И, конечно, продать. С помощью AI можно поправить не только ваш гардероб, но и сам сценарий фильма, поправить ваши мысли. При этом вам будет казаться, что это был ваш собственный, осознанный выбор. Мы становимся более управляемыми? Кем?

Кто режиссер

Размышления об искусственном интеллекте неминуемо приводят к вопросам: кому принадлежат наши данные, как и кем они используются?

В мире существуют четыре фирмы, совокупный доход которых превышают всего пять стран на Земле. Это Google, Amazon, Facebook и Apple. Такого фантастического результата нельзя достичь, только предложив вам размещать (бесплатно!) ваши фото и видео, сделав электронную витрину для продажи книг и поисковик, чтобы эти книги найти. Пять лет назад в списке Forbes эти компании были на 68-м, 525-м, 1071-м и 15-м местах соответственно. За пять лет они узнали о потребителе все и за счет этого поднялись в рейтинге суммарно на полторы тысячи позиций. Если добавить к списку IBM, Microsoft, Oracle, Dell, HP, то окажется, что вся проданная и непроданная нефть в мире не принесет столько прибыли, сколько получают компьютерные гиганты. Их сокровища – знания, а не шкафы с микросхемами.

Google знает, о чем мы думаем, потому что мы задаем ему вопросы. Мы сами ввели в обиход фразу «спросите Google». Google – наш главный советчик. Мы всецело верим в ответы Google. Мы не задумываемся, что это ответы не мирового объективного разума, а агентства по продаже рекламной площади и за первые результаты просто больше заплачено.

Как мы себя чувствуем, какое у нас настроение, с кем мы общаемся, что нас интересует, знает Facebook. Мы сами ему все рассказали своими фотографиями, репостами и лайками. Facebook залез к нам в сердце! За несколько сот кликов можно определить цвет глаз, а уж ваши предпочтения в еде, политике и сексе определяются гораздо быстрее. Ваша страничка в социальной сети только ваша, там информация только для вас. Но вы не заметили, что нужное и полезное для вас определяет AI с режиссерами из Facebook, «ВКонтакте» и других соцсетей. Также, как цепочку роликов для автопросмотра в Youtube. 

О нас как о потребителях товаров и услуг, все знает Amazon. До недавнего времени для него оставалось вопросом, что мы едим. С вторжением Amazon на рынок продовольствия этот вопрос снят. Деятельность Amazon выглядит просто губительной для потенциальных конкурентов – высочайший уровень эффективности позволяет компании снижать цены до неприемлемого для соперников уровня, а ее высокая репутация обрушивает их акции. Amazon скупает так много фирм и компаний, что процесс поглощения даже получил собственное название – «to be amazoned». Гиганту осталось реализовать идею «доставка в день заказа» и – прощай офлайн-торговля? Amazon знает не только то, что требуется вам как потребителю. В дата-центрах Amazon лежит почти половина информации всего земного шара.

Полная версия статьи опубликована на «ИКС-Медиа».

__________________________________________________

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий