Что на сегодняшний день представляет собой сеть ГПКС в Ka-диапазоне?
Проект по созданию сети широкополосной связи в Ka-диапазоне, охватывающей всю страну, мы запустили в 2015 году. В состав ее инфраструктуры входят два космических аппарата, два центра космической связи в которых располагаются хабы, а также шесть наземных спутниковых станций Ka-диапазона с антеннами диаметром 6,3 м. По итогам 2016 года к нашей сети были подключены 3,8 тыс. абонентских станций, большинство из которых используют частные клиенты.
А сколько их насчитывалось на конец 2015 года?
Не более тысячи. То есть, темпы роста очень большие – более 200% за год.
Сколько в среднем физических лиц обслуживает одна абонентская станция?
Для ГПКС как для оператора верхнего уровня, который предоставляет свою инфраструктуру другим операторам, непосредственно работающим с абонентами, эта информация не так важна и поэтому мы такой учет не ведем.
Какой трафик в среднем приходится на одну станцию в месяц?
При планировании сети мы исходили из среднемесячного трафика 8-10 Гбайт на одну абонентскую станцию. Некоторые из них так и работают, однако есть и такие, которые ежемесячно принимают 60-80 Гбайт трафика.
Насколько чувствительна связь в Ka-диапазоне к непростым погодным условиям в нашей стране?
Когда шли споры вокруг технических возможностей Ka-диапазона в России мы специально проводили тестирования на устойчивость связи к погодным условиям и в ежедневном режиме проверяли уровень сигнала. Когда погода ухудшалась, это сказывалось на качестве услуг, но при этом связь не рвалась. За год мы зафиксировали лишь два случая прерывания сигнала — и в обоих случаях антенна была практически полностью засыпана мокрым снегом. Но после раскопки она продолжала работать как ни в чем не бывало.
В 2018 году компания «Газпром Космические Системы» (ГКС) планирует также выйти на рынок услуг связи в Ka-диапазоне. Как вы в связи с этим прогнозируете изменение конкурентной среды на этом рынке?
По моим ощущениям ГКС придется намного сложнее, чем нам. Ну а в целом ГПКС привычно существовать в условиях постоянной конкуренции. На международном рынке мы конкурируем с ведущими спутниковыми операторами и входим в десятку крупнейших игроков в мире. После вступления РФ в ВТО эта конкуренция распространилась и на территорию нашей страны. На мой взгляд, это способствует развитию рынка и дальнейшему поиску оптимальных технических решений, успешных в коммерческом плане.
Одной из проблем на пути массового распространения услуг связи в Ka-диапазоне является недостаточная информированность населения об их возможностях и доступности. Как вы намерены решать эту проблему?
Наши рекламные бюджеты достаточно ограничены, поэтому мы идем по пути идеологической популяризации Ka-диапазона как технологии, без брендирования услуг и их привязки к какому-либо конкретному оператору. По тому же пути идут и наши операторы-партнеры, использующие сеть ГПКС непосредственно для оказания услуг абонентам. Это происходит от того, что Ka-диапазон как услуга пока находится в самом начале становления в России, и потому некорректно сравнивать наши рекламные возможности и инициативы с активностями, к примеру, операторов платного спутникового ТВ или услуг мобильной связи.
С 2015 года ведется разработка федеральной целевой программы (ФЦП) по развитию российской орбитальной группировки спутников связи и вещания гражданского назначения на 2017-2025 годы, однако до конца прошлого года она так и не была утверждена. На какой стадии находится этот проект?
Программа по-прежнему находится на стадии согласований, потому что каждый раз после ее передачи в какое-либо ведомство она возвращается назад с замечаниями и требованиями по доработке. В стране напряженная экономическая ситуация и поэтому принятие данной программы – очень ответственное решение, к которому правительство подходит крайне тщательно.
Какое влияние на вас как на оператора оказывает пресловутый «закон Яровой»?
Это проблема для всех операторов связи и мы не исключение. Но когда будет полностью понятна его структура и требования, мы обязательно будем к нему приспосабливаться и инвестировать в системы хранения данных. Это, безусловно, повлечет за собой дополнительные расходы, что в перспективе может привести к уходу с рынка любых подобий безлимитных тарифных планов. Просто потому, что расходы операторов на соблюдение требований данного закона будут прямо пропорциональны объемам трафика.
Подпишитесь на канал «Теле-Спутника» в Telegram: перейдите по инвайт-ссылке или в поисковой строке мессенджера введите @telesputnik, затем выберите канал «Теле-Спутник» и нажмите кнопку +Join внизу экрана.