Уже больше года компания предлагает в России услугу удаленной аренды. Насколько успешно вы ее продвигаете и с какими сложностями сталкиваетесь?
Наталья Романова: С технологической стороной услуги проблем нет, основная наша сложность в том, чтобы достучаться до клиента и объяснить ему ценность этого решения.
Другими словами, ваша основная задача — придумывать маркетинговые ходы для продвижения платного контента?
Наталья Романова
Наталья Романова: Совершенно верно, мы сейчас занимаемся несвойственной нам работой — общением с правообладателями. К этому нас вынудили регулярные жалобы клиентов по поводу размеров минимальной гарантии. По отдельности небольшим операторам практически нереально получить тот премиальный контент, о котором мы сейчас договариваемся с правообладателями.
Многие правообладатели неохотно идут на контакт с маленькими операторами, так как прибыль от них с трудом покрывает затраты на составление бумаг и сбор отчетов. Но правообладателям тоже надо расти, расширять круг операторов и их абонентов, а наша система как раз и помогает решить вопрос прозрачности и сбора отчетности со всех подключенных операторов.
Какие каналы входят в предлагаемый платный пакет?
Наталья Романова: Наши партнеры предлагают несколько платных пакетов, включающих спортивные, фильмовые, детские и взрослые каналы, а кроме того, тематические каналы по интересам.
В какую сумму обходится оператору такая комплексная услуга?
Наталья Романова: Плата зависит от числа абонентов, пользующихся дополнительными закрытыми пакетами. Мы не можем раскрывать конкретных цифр, но считаем, что стоимость вполне доступна для любой сети. Причем если оператор закрывает с помощью CAS свой базовый пакет, то это не стоит ему вообще ничего.
Какой у Irdeto интерес в подобном сотрудничестве?
Наталья Романова: Во-первых, мы продаем в сеть свои абонентские устройства, а во-вторых, получаем потенциального клиента платных услуг. Еcли у оператора появляется возможность пакетирования, то не предлагать абоненту дополнительные пакеты — просто грех.
Каким категориям операторов вы адресуете свое предложение?
Наталья Романова: Если говорить о размере абонентской базы, то примерно от тысячи до 100 тысяч. Что касается категории сетей, то в первую очередь мы ориентируемся на операторов КТВ с лицензией. В России до сих пор есть сети с абонентской базой в десятки тысяч домохозяйств, в которых нет ни одного пакета, кроме базового. IP-шников мы пока не охватывали, но это тоже актуальный для нас рынок.
Игорь Петренко: Как раз сейчас мы ведем переговоры о подготовке ПО для IP-приставки, предназначенной для Ethernet-сетей.
Вашу систему часто называют «Облачным CAS». Означает ли это, что она установлена на сервере общего назначения?
Игорь Петренко
Игорь Петренко: Мы называем ее так потому, что оператор покупает у нас не саму CAS, а услугу по закрытию контента. CAS при этом может быть установлена и во внешнем облаке, и на инфраструктуре нашего партнера, как это реализовано в России. Для клиентов оба варианта выглядят одинаково.
Облачная СAS подключается к скремблеру оператора по VPN. Система условного доступа не закрывает сам контент, а только генерирует и шифрует служебные сообщения ECM и EMM, поэтому канал до оператора требуется минимальный — 30—50 кбит. Скремблер должен быть с поддержкой протокола Simulcrypt.
Операторам, не имеющим Simulcrypt-скремблера, мы предлагаем доставку уже зашифрованного контента от нашего партнера — компании «Майкроимпульс». Для доставки контента используется оборудование «Майкроимпульс» под названием Transporter. Это решение позволяет оператору получать контент через открытый Интернет. По сути, это распределенная CDN, позволяющая доставлять сигнал по заданному адресу из разных точек, что обеспечивает надежность доставки. Предлагается также вариант получения контента из дата-центра M9, а в будущем мы планируем добавить еще доставку через спутник. Многие региональные операторы, у которых нет ни надежного интернет-канала с необходимой пропускной способностью, ни Simulcrypt-скремблера, ждут именно такого варианта. Для пользования услугой им понадобится только трансмодулятор и доступ к Интернету, достаточный для захода на сайт администрирования через браузер.
Как в системе организуется сбор и учет абонентской платы?
Игорь Петренко: Мы предлагаем два варианта: либо с помощью биллинговой системы, уже установленной у оператора, либо через личный кабинет оператора, реализованный на портале «Майкроимпульса». То есть сбор абонентской платы тоже можно отдать на аутсорсинг.
Российский вариант вашей услуги, по сути, не облачный. Как вы оцениваете перспективы облачных реализаций в России?
Игорь Петренко: Если говорить про Россию, то с одной стороны, это очень перспективное направление — использование облачных сервисов, но с другой стороны, в основном предлагаются облачные сервисы из зарубежных дата-центров, которые не всегда можно использовать российским компаниям. Поэтому появление российских облаков может существенно изменить ситуацию.
Наталья Романова: Распространение облаков тормозит и финансовая ситуация в стране — сложность с долгосрочным планированием операционных затрат из-за неустойчивости курса валют, к которому привязаны платежи.
На IBC-2018 компания показала приставку на базе лицензионного Android. Во-первых, не очень понятно, как в ней реализована защита от взлома. А во-вторых, нет ли опасности, что клиент наставит себе из Google Play разных приложений, конкурирующих с предложением самого оператора.
Игорь Петренко: Это гибридная приставка на Android с тюнером DVB и поддержкой Android TV. Платформа Android TV действительно позволяет просматривать видеоконтент с помощью приложений из Google Play, но туда попадают только приложения от Google. Функционал Android TV добавлен в качестве изюминки, чтобы заинтересовать абонента в приобретении относительно дорогого устройства. А доходы оператор будет получать от собственных услуг, передаваемых, как и раньше, в формате DVB, в том числе от каналов 4К, которые через Интернет передавать пока, наверное, рано. Для традиционного телевидения в приставке используется защищенная платформа.
Надо сказать, что мы видим интерес к такому решению со стороны российских клиентов, по крайней мере тех, кто понимает разницу между Android для мобильных устройств и Android TV.
Видят ли в Irdeto угрозу со стороны низкобюджетных СAS, разрабатываемых сейчас на базе DRM, таких как Marlin или планируемая Google система доступа на базе DRM Widevine?
Наталья Романова: Система Marlin не очень популярна в России. Что касается ожидаемой многими CAS от Google, то, чтобы составить мнение, нужно сначала увидеть этот продукт в действии. По информации от нашего отдела аналитики, эта система может оказаться не совсем такой, какой ее ожидают увидеть. Так что пока что-либо говорить преждевременно.
_________________________
Подпишитесь на канал «Телеcпутника» в Telegram: перейдите по инвайт-ссылке или в поисковой строке мессенджера введите @telesputnik, затем выберите канал «ТелеСпутник» и нажмите кнопку +Join внизу экрана.
Также читайте «Телеcпутник» во «ВКонтакте», Facebook , «Одноклассниках» и Twitter.
И подписывайтесь на канал «Телеспутника» в «Яндекс.Дзен».