«В основе проекта лежит идея инфокоммуникационного поля, так как любой абонент является одновременно ретранслятором сигнала», – пояснил соруководитель рабочей группы «Аэронет» Сергей Жуков, пишут «Известия». По его словам, на транспортном средстве будет расположен шлюз (декодирующее устройство), который позволит подключиться к высокоскоростному интернету через любой привычный пользователю интерфейс связи – 4G, Wi-Fi. В пресс-службе НТИ объяснили, что вышки сотовой связи посылают сигнал во все стороны, поэтому он рассеивается. Создаваемое оборудование – за счет диаграммы направленности объемной активной фазированной антенной решетки – будет «целиться» в конкретное абонентское устройство. Это позволяет значительно увеличить дальность передачи сигнала. К 2022 году планируется создать первый экспериментальный сегмент сети из 10 ретрансляторов с радиусом действия каждого в 150 км. Транспортные средства оборудуют специальными приемо-передающими устройствами. К 2025 году экспериментальный сегмент сети рассчитывают развернуть в Геленджике, а первый опытный район – на направлении Москва–Адлер.
По оценкам авторов проекта, емкость рынка доступа в интернет только на железной дороге составляет 21,5 млрд рублей в год. Еще 4,95 млрд рублей может принести авиатранспорт. Доступ в Сеть в воздухе предлагается предоставлять по фиксированному тарифу в 300 рублей, который авторы проекта сравнивают со стоимостью услуги выхода в интернет в самолетах.
Востребованность скоростного интернета в транспорте очень высока, отметил замруководителя центра компетенций НТИ «Сколтех» Виталий Шуб. Но строить базовые вышки 3G/LTE вдоль железнодорожных линий или автомагистралей операторам выгодно лишь в густонаселенных районах. При этом требуются затраты не только на строительство башни и подведение электроэнергии, но и мощный канал связи – для LTE порядка 1 Гбит/c. По мнению Виталия Шуба, перспективы предложенной технологии можно будет оценить только после испытаний. Он добавил, что предлагается много новых технологий связи, но не все из них получают практическое применение.
Ранее сообщалось, что ГКРЧ планирует разрешить использовать неопределенному кругу лиц полосы частот 29,5–30 ГГц (в направлении космоса) и 19,7–20,2 ГГц (в направлении Земли) для организации спутниковой связи на транспорте.
_________________________