В прошлом году количество загрузок мобильных приложений (Android и iOS) в мире увеличилось на 5 % и достигло 230 млрд. Топ стран по загрузкам выглядит следующим образом: на первом месте находится Китай (98,3 млрд), на втором — Индия (больше 26,5 млрд), а на третьем — США (больше 12,1 млрд). Россия в данном перечне шестая (больше 5,5 млрд).
Потребительские расходы на мобильные приложения достигли $170 млрд. Эта цифра выросла на 19 % по сравнению с 2020-м. Общие рекламные расходы в мобильных приложениях за прошлый год составили $295 млрд. Этот показатель стал больше по сравнению с 2020 годом на 23 %. Рейтинг по тратам пользователей выглядит так: первое место у Китая (больше $56,7 млрд), второе у США (больше $43 млрд), а третье у Японии (свыше $20,7 млрд). Россия в этом списке находится на 11 месте (больше $1,5 млрд).
Пользователи потратили на мобильные приложения в общей сложности 3,8 трлн часов совокупного времени. Больше всего времени в приложениях проводят жители Китая (1,1 трлн часов), далее идет Индия (больше 699,8 млрд часов), а после этого — США (свыше 194,7 млрд часов). Россия же по данному показателю располагается на восьмом месте (больше 108,7 млрд часов).
Авторы отчета отметили, что в 2021 году пользователи ежедневно проводили в приложениях в среднем 4,8 часов. За два с половиной года этот показатель увеличился на 30 %, а это ведь треть дня!
Рекордсменами по среднему времени стали юзеры из Бразилии, Индонезии и Южной Кореи —каждый день они тратят почти 5,5 часов и более. Меньше всего времени в мобильных приложениях и играх проводят жители Франции (3,6 часов), Германии (3,4 часа) и Китая (3,2 часа). В России среднее время составляет 4,1 часа, что на 51,85 % больше, чем в 2019 году. Уточним, что время оценивалось только для пользователей Android.
Аналитик ГК «ФИНАМ» Леонид Делицын назвал две ключевые тенденции развития мобильных устройств. Одна состоит в том, чтобы все инструменты, которыми потребители пользуются, сконцентрировались в одном гаджете — своеобразном аналоге швейцарского ножа. Другая, наоборот, заключается в развитии специализированных девайсов. Смартфоны могут постепенно уступить место другим устройствам, например, носимой электронике, «умной» одежде. «Но время, которое мы проводим в устройствах, будет увеличиваться», — подчеркнул он.
Доцент кафедры информационного менеджмента и информационно-коммуникационных технологий им. профессора В.В. Дика Университета «Синергия» Вадим Ожередов рассказал, что согласно модели насыщения спроса, которую они построили на основе 2,5 млн скачиваний приложений из Google Play в период от 2010 по 2021 гг., рост интереса к новым мобильным приложениям будет наблюдаться примерно до 2028 года.
Общее количество приложений и игр, когда-либо выпущенных в App Store и Google Play, превысило 21 млн. Всего в магазинах приложений доступно для загрузки 5,4 млн приложений и игр (3,6 млн на Android и 1,8 млн на iOS).
Сделав срез по нескольким основным категориям приложений, эксперты App Annie выяснили, что в прошлом году пользователи Android тратили больше всего времени на социальные приложения. Оказывается, благодаря TikTok (рост на 90 % по всему миру за пределами Китая) семь из каждых десяти минут человек тратит на общение или на создание фото и видео.
Потребление приложений существенно различается по возрастным группам. Например, поколение Z (родившиеся с 1997 по 2012 гг., — прим. ред.) больше всего использует Instagram, Netflix и TikTok. У поколения Y (родившиеся с 1981 по 1996 гг., — прим. ред.) другие потребности, они больше пользуются Facebook, WhatsApp. Уточним, что в данном случае речь идет в основном про западные страны — в странах Азии и в Австралии своя специфика.
Вадим Ожередов считает, что в 2021 году пользователи много времени проводили в социальных приложениях из-за пандемии коронавируса и самоизоляции. «В электронном общении люди увидели ряд преимуществ: ты ведешь диалог в удобном для тебя режиме (захотел — написал, не захотел — не написал или отложил на попозже), тебя не напрягает считывание невербальных сигналов с собеседника и собеседником. Что касается контента в соцсетях, то современное качество выкладываемого видео позволяет большинству получать впечатления от событий, сравнимые по силе с впечатлениями непосредственных участников этих событий», — поделился эксперт.
Потребительские расходы на игры увеличились на $15,5 млрд в сравнении с предыдущим годом, в результате чего достигли $116 млрд. Загрузки увеличились до 82,98 млрд. Серьезный рост по количеству загрузок показали гиперказуальные игры (простые игры с элементарной механикой, — прим. авт.). Зато наиболее выгодными для разработчиков оказались стратегии.
На российском рынке пользователи потратили на игры чуть больше $1 млрд, а загрузили больше 2,7 млрд раз. Кстати, по загрузкам за 2021 год наблюдается небольшое снижение — на 0,03 млрд.
Один из главных факторов бурного роста популярности мобильных игр заключается в том, что они предлагают качество графики и пользовательский опыт, сопоставимый с тем, что дают консоли, поясняют в App Annie. В мобильных играх также развиваются кроссплатформенные, соревновательные и социальные игровые функции.
Вадим Ожередов связал рост популярности мобильных игр с повышением цен на компьютерные комплектующие. «Вследствие этого средний игровой компьютер (стоимостью 250 тыс. рублей) оказался более чем в два раза дороже топового телефона (120 тыс. рублей)», — пояснил он. Эксперт считает, что на эту тенденцию влияет также конвейерное производство одинаково «плоских» десктопных игр. Все дело в том, что разработчики не хотят рисковать инвестициями, так как опасаются, что игру с дорогим искусственным интеллектом и со смелыми дизайнерскими решениями по каким-либо причинам не оценит большинство геймеров и она провалится в продаже, отметил он. «Таким образом, с одной стороны, цена вопроса — зачем тратить значительные суммы на в общем-то бесполезный для не программиста и не аналитика компьютер, если можно играть на телефоне, который у тебя уже есть? С другой, зачем тебе то, что, по сути, отличается от мобильных игр только графикой, которая требует все больших вычислительных ресурсов, не сильно прогрессируя в реалистичности картинки?», — задался вопросами Вадим Ожередов.
Импульс росту популярности мобильных игр придала пандемия, добавил Леонид Делицын. «Пользователи потеряли доступ к другим развлечениям, и число играющих в мобильные игры начало увеличиваться сразу на 12–13% в год», — сообщил он.
В прошлом году количество загрузок финансовых приложений достигло почти 6 млрд. Эта категория продемонстрировала неплохой рост за четыре года (в 2018 году число загрузок таких приложений равнялось 3,7 млрд). Рост количества загрузок финансовых приложений наблюдается во всем мире. Наибольший рост за последние четыре года зафиксирован в Мексике (250 %), Индонезии (185 %), Аргентине (180 %) и Бразилии (175 %). В России наблюдается та же тенденция, количество загрузок в нашей стране приблизилось к 171 млн.
Также увеличилось время, проведенное в видеостриминговых приложениях. Оно стало больше на 16 % по сравнению с 2019 годом. По мнению App Annie, этот рост связан с тем, что видеосервисы все больше выпускают эксклюзивный контент. Среди всех платформ самый большой охват у Netflix (в 60 странах мира его загрузили больше 1 млн раз).
Благодаря TikTok (рост на 90 % по всему миру за пределами Китая) семь из каждых десяти минут человек тратит на общение или на создание фото и видео
В России в прошлом году больше всего загружали приложение «Кинопоиска», на втором месте по этому показателю YouTube, на третьем — Okko, на четвертом — ivi, на пятом — YouTube Kids, на шестом — Wink, на седьмом — Kion, на восьмом — Twitch, на девятом — «Смотрим», на десятом — Netflix.
По потребительским расходам в России в 2021 году лидировал ivi, на втором месте — YouTube, на третьем — Premier, на четвертом — Okko, на пятом — Start, на шестом — «Кинопоиск», на седьмом — more.tv, на восьмом — «МАТЧ!КЛУБ», на девятом — Amediateka, а на десятом — Megogo.