img23 ноября 2022 в 09:34

Айтишник со школьной скамьи: как устроено ИТ-образование в России

По данным РАЭК, в феврале–марте 2022 года из России уехало 50–70 тысяч ИТ-специалистов. Это определенная потеря, но только от этих айтишников судьба отрасли не зависит, более того — в РФ скоро вырастет новое поколение программистов, для чего государство создает привлекательные условия. О пути айтишника от школьной скамьи до первого собеседования читайте в нашем материале.

По данным РАЭК, в феврале–марте 2022 года из России уехало 50–70 тысяч ИТ-специалистов. Это определенная потеря, но только от этих айтишников судьба отрасли не зависит, более того — в РФ скоро вырастет новое поколение программистов, для чего государство создает привлекательные условия. О пути айтишника от школьной скамьи до первого собеседования читайте в нашем материале.

Свято место пусто не бывает

Летом 2023 года из школ выпустятся 590 тысяч учеников и часть из них будет поступать в высшие учебные заведения на ИТ-специальности. Для того, чтобы заинтересовать абитуриентов и увеличить число выпускаемых готовых специалистов для ИТ-рынка вузы начинают «отлов» с 10–11 класса.

Возьмем для примера Институт информационных технологий, математики и механики (ИИТММ). Здесь на регулярной основе проводятся экскурсии, олимпиады, конкурсы, дни открытых дверей, школьные дни — все, чтобы обратить на себя внимание ребят, показать, что они будут изучать, и каких высот в будущем смогут достигнуть, рассказали «Телеспутнику» в пресс-службе учебного заведения. ИИТММ ведет активную профориентационную работу со школьниками Нижегородской области, в рамках которой проходит более 15 мероприятий: обучение олимпиадной информатике и математике, спортивному программированию, искусственному интеллекту. В 2022 году Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского (ННГУ) стал площадкой Лицея Академии Яндекса, где школьников обучают основам программирования, в том числе промышленного.

Декан факультета компьютерных технологий и информатики Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» Иван Холод также отмечает, что вуз активно сотрудничает со школами, проводя профориентационную работу. В ее рамках школьники участвуют в кружках по криптографии, искусственному интеллекту, математике. Для этого создан портал «ЛЭТИ-классы», который позволяет организовывать данную работу, в том числе в дистанционном формате. Также для учеников со всей страны ежегодно проводится научно-практическая конференция «Наука настоящего и будущего».

Для абитуриентов Сибирского Федерального Университета (СФУ) проводятся неформальные встречи с компаниями-партнерами и преподавателями для обсуждения вопросов, касающихся поступления. На таких мероприятиях раскрываются особенности обучения и спектр возможностей для студентов.

«Можно получить навыки проектирования и разработки беспилотного транспорта на кафедре вычислительной техники, разрабатывать компьютерные игры на кафедре информационных систем или уже в процессе обучения поступить на работу, например, в компанию “Фабрика Решений” и разработать систему виртуальных видеоконференций или интеллектуальный вендинговый автомат. Мы предлагаем множество дополнительных возможностей для развития студентов, участия в профессиональных конкурсах работ или конференциях — тем самым создаем привлекательность учебному процессу», отмечают в пресс-службе СФУ.

Наибольшей популярностью традиционно пользуются направления подготовки «Программная инженерия», «Прикладная информатика», «Информационные системы и технологии». Также популярны направления, связанные с информационной безопасностью.

С каждым годом выпускников школ, которые выбирают ИТ-направление, становится все больше. Как сообщает пресс-служба Новосибирского Государственного Университета, в 2022 году наиболее популярными направлениями среди поступающих оказались: математика и компьютерные науки (было подано 1198 заявлений); программная инженерия и компьютерные науки (1115 заявлений), математика и механика (1076 заявлений), компьютерные науки и системотехника (1003 заявления).

Нацпроект «Цифровые профессии»

Государство также активно занимается увеличением числа ИТ-специалистов. В 2019 году в России запустили программу дополнительного образования «Цифровые профессии». Цель проекта — подготовить специалистов востребованных профессий, чтобы закрыть вакансии и повысить квалификацию сотрудников ИТ-сферы.

В прошлом году для каталога проекта выбрали 133 программы от 46 образовательных организаций — вузов и образовательных платформ. Среди наиболее востребованных специальностей оказались, в частности, Java-разработчик, разработчик «1C» и специалист по data science (занимается анализом данных и поиском наиболее эффективных решений на их основе, — прим. ред.).

В этом году Минцифры планирует увеличить набор участников до 50 тыс. человек. А всего к 2024 году пройти обучение в ИТ с господдержкой смогут не менее 113 тыс. россиян.

Студенты вузов и колледжей могут рассчитывать на скидку в 50 % от стоимости обучения. В проекте участвуют разные по стоимости программы — от 20 000 до 100 000 рублей. Средняя стоимость программ — около 70 тыс. рублей.


А куда дальше?

Студенты многих российских вузов проходят практику в крупных ИТ-компаниях. В некоторых из них третьекурсники проходят производственную практику в течении всего весеннего семестра. Это позволяет будущим специалистам и предприятиям поближе познакомиться друг с другом и способствует успешному трудоустройству студентов. Вузы активно участвуют в трудоустройстве студентов.

Например, в ННГУ несколько лет действует совет, в который входит 21 компания-работодатель из ИТ-отрасли. Центром карьеры ННГУ ежегодно проводится мониторинг выпускников. «В 2021 году университет выпустил 510 человек IT-специальностей. Трудоустроены по специальности 319 человек (83 % из числа трудоустроенных)», — сообщает пресс-служба вуза.

Для содействия в трудоустройстве проводятся встречи с компаниями-партнерами, на которых представители ИТ-компаний рассказывают студентам о прохождении практики или иных вариантах активного взаимодействия. Также вузы ежегодно рассылают опросы своим выпускникам для сбора информации о трудоустройстве по профессии.

 

Мама, я айтишник!

Потребность в ИТ-специалистах в России остается высокой, несмотря на то, что компании сосредоточились не на поисках новых сотрудников, а на удержании тех, кто остался на рабочих местах, отмечают эксперты. Сравнение профобластей сервиса поиска работы HH.ru показывает, что в период с февраля по сентябрь 2022 года профобласть «Информационные технологии, интернет, телеком» потеряла в динамике вакансий 13 %, но выросла в динамике резюме на 47 %.

Что касается уровня зарплат, то в сентябре он увеличился на величину от 5 % до 14 % в сравнении с январем. Статистика зарплат ИТ-специалистов младшего уровня на данный момент менее репрезентативна, поскольку количество вакансий для них уменьшилось, а позиции для среднего и старшего уровней никуда не делись. Сейчас средняя зарплата на рынке — 61 703 рубля.

Однако студентам не так просто устроиться по профессии сразу после окончания вуза. Для некоторых работодателей действительно есть разница, чей диплом на руках у кандидата. Например, «Лаборатория Касперского» отдает предпочтение выпускникам Московского государственного университета, Московского авиационного института, Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана. А для «Яндекса» нет существенной разницы в том, где соискатель получил образование.

Кроме того, сейчас практически все имеющиеся вакансии нацелены как минимум на ИТ-специалистов среднего уровня, а тех, кто только выпустился из вузов, обычно называют «джунами» (от англ. junior — «младший»). Они знают основы профессии, но практического опыта имеют немного — до года. Примерно через полтора года работы в компании «джуны» переходят в категорию «мидлов» (от англ. middle — «средний», как раз в них и нуждается сейчас рынок). Старшие специалисты, или «сеньоры» (от англ. senior — «старший), имеют опыт постоянной работы четыре–семь лет, знают несколько языков программирования, понимают долгосрочные последствия технических решений и часто руководят командой.

Выходит, что выгоднее всего студентам начинать работать еще во время учебы — для того, чтобы копить рабочий стаж и иметь возможность рассчитывать на гарантированное рабочее место после окончания вуза. Несмотря на то, что многие представители ИТ-компаний ругают профильное российское образование, для студентов и школьников организованы все возможности для изучения информационных технологий и языков программирования. 

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий