Куда уходят блогеры?
Круглый стол начался с обсуждения злободневного вопроса, касающегося отключения монетизации на YouTube, а также блокировки Facebook, Instagram и Twitter. Директор по маркетингу Brand Analytics Василий Черный поделился результатами исследования на тему того, какие площадки стали предпочитать блогеры после закрытия зарубежных платформ. Оказалось, что 42 % Instagram-блогеров переходят в Telegram, однако он подчеркнул, что пока инстаграмерам в этой соцсети неловко и неудобно. 32 % выбирают «ВКонтакте», 12 % — «Одноклассники», 7 % — «Яндекс.Дзен», а 6 % отдают предпочтение другим площадкам. Большая часть (89 %) тиктокеров переходит в Telegram, 9 % — в соцсеть «ВКонтакте», по 1 % — в Rutube и «Одноклассники». У YouTube-блогеров наблюдается совершенно другая ситуация: 35 % выбирают «ВКонтакте», 20 % — «Яндекс.Дзен», 19 % — Telegram, 17 % — «Одноклассники», а 9 % — Rutube.
Нельзя развивать только одну платформу
Как рассказала коммерческий директор анимационной студии «Карамель и Ко» Ирина Солдатенкова, благодаря тому, что компания начала развивать свою группу в соцсети «ВКонтакте» одновременно с Instagram, то не сильно ощутила на своей деятельности блокировку иностранных платформ.
YouTube-блогер Илья Антоненков акцентировал внимание на том, что монетизацию на YouTube выключили не полностью. Дело в том, что платформа продолжает вознаграждать за просмотры видео теми пользователями, которые потребляют контент за пределами России, поэтому в этом плане все не так плохо, как описывают ситуацию некоторые блогеры.
Продюсер онлайн-школ по заработку в интернете Екатерина Зуева рассказала, что из-за блокировок иностранных платформ компании пришлось активно заняться вопросом перевода проекта в соцсеть «ВКонтакте» и в Telegram. Сложившаяся ситуация помогла осознать изначальную ошибку в работе: нельзя развивать только одну платформу.
Василий Черный сообщил, что отключение монетизации на YouTube и блокировка зарубежных соцсетей тоже отразилась на работе компании, так как ее система мониторинга анализирует все социальные платформы. «Клиентам до сих пор интересно видеть аналитику тех площадок, деятельность которых запрещена на территории Российской Федерации. В этом вопросе нам важно не нарушить закон, поэтому мы ждем разъяснений по поводу того, можно ли продолжать вести мониторинг тех соцсетей, который признаны в нашей стране экстремистскими», — поделился он.
Исполнительный директор «Единого Рекламного Агентства» Григорий Васичев заявил, что блокировки и ограничения сильнее всего ударили по малому бизнесу, агентствам, так как в связи с последними событиями остановилась большая часть рекламных кампаний: они перенеслись на неопределенный срок либо совсем остановились. «К примеру, сейчас уже нельзя публиковать рекламу в Instagram, потому что в нынешних реалиях это противозаконно. По сути, у нас, как у агентства, просто отняли один из рынков рекламы. Из-за этого все рекламные кампании приходится переносить, а это лишние затраты, да и к тому же неудобно», — подытожил он.
Публиковать ли контент на запрещенных площадках
В связи с блокировкой Facebook, Instagram и Twitter многие блогеры и те, кто зарабатывает с помощью этих соцсетей, сомневаются, стоит ли продолжать публиковать свой контент на данных ресурсах. Григорий Васичев считает, что это нужно делать в обязательном порядке хотя бы еще на протяжении двух месяцев, пока такая возможность есть. Однако он напомнил, что также следует не забывать параллельно развивать группы в других соцсетях, так как со временем людей, которые используют сервисы VPN для просмотра контента на запрещенных в России площадках, становится все меньше. «В Instagram с каждым днем будет сидеть все меньше пользователей. Это подтверждает статистика от блогеров. У большинства наших клиентов упали просмотры более чем в два раза», — поделился он.
Ирина Солдатенкова подчеркнула, что студия продолжает публиковать свой контент в Instagram, однако в компании ориентируются не на тех, кто использует VPN, а на тех, кто просматривает посты «Карамель и Ко» за рубежом.
Старший юрист «ССП-Консалт» Александр Буличенко обратил внимание на то, что после блокировки иностранных платформ рынок находится в ситуации правовой неопределенности. «28 марта вышла мотивировочная часть решения Тверского районного суда, в котором организация Meta была признана экстремистской. В данном документе было указано, что принятые меры по запрету этой организации не направлены на физические и юридические лица, которые не связаны и не принимают участие в экстремистской деятельности. Данная формулировка дает очень большой простор для вольного толкования этих норм. Здесь мы наблюдаем риск привлечения как к административной ответственности, так и к уголовной. Если говорить о конкретных статьях, то это статьи 20.29 и 20.3 Кодекса об административных правонарушениях. Статья 20.29 предполагает производство и распространение экстремистских материалов и наказывается штрафом от 100 тыс. до 1 млн рублей или приостановление деятельности организации на срок до 90 суток. Статья 20.3 предполагает ответственность за пропаганду или публичное демонстрирование символики экстремистских организаций. За это предусмотрен штраф от 10 тыс. до 50 тыс. рублей с конфискацией объекта административного правонарушения», — пояснил он.
Александр добавил, что в этом вопросе предусмотрена и более серьезная ответственность в рамках статьи 282.3 Уголовного кодекса РФ (финансирование экстремистской деятельности). «Заказ рекламы, продвижение рекламы в Instagram и Facebook может попасть под действие данной статьи. За это предусмотрена ответственность в виде лишения свободы от трех до восьми лет, либо штраф от 300 до 700 тыс. рублей. В настоящий момент необходимо быть крайне аккуратными при взаимодействии с запрещенными в России площадками», — предупредил он.
Если не YouTube, то что?
В последнее время все чаще говорится о возможной блокировке YouTube. Илья Антоненков отметил, что если это произойдет, то станет для него неприятной новостью, однако ситуация не будет патовой, так как в нашей стране есть и другие платформы для публикации видеоконтента, например, Rutube и «Яндекс.Дзен», хотя эти площадки, по его мнению, еще нужно доработать.
Похожего мнения придерживается Ирина Солдатенкова: «У нас есть российские аналоги YouTube — “ВКонтакте”, “Яндекс.Дзен” и Rutube, однако сейчас пока непонятно, куда именно перейдет аудитория в случае блокировки YouTube. По этой причине мы развиваем все перечисленные выше платформы». Она добавила, что на данный момент российские площадки для видеоконтента не сравнимы с YouTube, так как их необходимо «допилить»: настроить алгоритмы, рекомендации, аналитику.
Плюсы и минусы Telegram для создателей контента
Рассуждая о Telegram, Ирина Солдатенкова назвала главным минусом платформы механизм агрегации контента. «На этой площадке практически нет никакой системы персонализации, что делает ее не очень удобной с точки зрения просмотра видеоконтента», — отметила она.
Григорий Васичев предположил, что на этой площадке, скорее всего, останутся только новостные издания и экспертный контент, так как изначально Telegram — это мессенджер. Среди плюсов платформы он назвал статус в обществе. По его словам, у Telegram большой кредит доверия. Григорий добавил, что бизнес практически не может использовать эту площадку для своего продвижения, так как для этого нет соответствующих инструментов.
Илья Антоненков убежден, что если в Telegram не появится нормальный поиск, то шансов завоевать блогеров у этой платформы почти нет. «Я не верю в Telegram с точки зрения бизнеса. Это скорее источник новостной информации», — заявил он.
С коллегами не согласился Василий Черный. «Успех этой площадки связан с ее технологичностью. Данная платформа уже давно не является мессенджером, в первую очередь Telegram связан с чтением каналов», — заметил он.
Его поддержала Екатерина Зуева. Она сказала, что Telegram любят не за фотографии и видео, а за конкретику. «Это экспертная площадка, на которой очень комфортно вести полезный контент. К примеру, онлайн-школам нравится использовать в работе именно Telegram, так как в нем удобно создавать чаты, сообщества, закрытые каналы, можно проводить голосовые и видеочаты», — перечислила она.
Перспективы отечественных платформ
Григорий Васичев убежден, что все социальные сети в России возьмутся за ум и доработают свои алгоритмы и юзабилити (удобство использования, — прим. ред.). Он больше всего верит в развитие «ВКонтакте» и Telegram. С ним солидарен Илья Антоненков. Ирина Солдатенкова уверена, что отечественные цифровые платформы будут расти и совершенствоваться. Этого же мнения придерживается Екатерина Зуева, которая верит, что российские площадки начнут прислушиваться к пользователям и со временем даже превзойдут по своему функционалу заблокированные на территории РФ иностранные платформы.