img27 февраля 2023 в 12:05

Цифровое сопровождение пациента: как дистанционный мониторинг повышает качество медицинских услуг

В конце прошлого года в России был запущен пилотный проект по дистанционному мониторингу состояния здоровья пациентов с помощью высокотехнологичных устройств и специальных сервисов – персональных медицинских помощников. Эксперты убеждены, что их применение имеет большую клинико-экономическую эффективность и будет способствовать улучшению качества отечественной медицины. О предварительных результатах реализации проекта, преимуществах использования гаджетов при лечении диабета и гипертонии, примерах успешных внедрений цифровых услуг в работу клиник, а также о повышении цифровой грамотности пациентов и врачей – читайте в материале «Телеспутника».

В конце прошлого года в России был запущен пилотный проект по дистанционному мониторингу состояния здоровья пациентов с помощью высокотехнологичных устройств и специальных сервисов – персональных медицинских помощников. Эксперты убеждены, что их применение имеет большую клинико-экономическую эффективность и будет способствовать улучшению качества отечественной медицины. О предварительных результатах реализации проекта, преимуществах использования гаджетов при лечении диабета и гипертонии, примерах успешных внедрений цифровых услуг в работу клиник, а также о повышении цифровой грамотности пациентов и врачей – читайте в материале «Телеспутника».

Цель – повысить качество лечения

В соответствии с проектом, реализуемым Минздравом РФ в рамках инициативы социально-экономического развития «Персональные медицинские помощники», пациентам с диабетом или гипертонией будут выдаваться диагностические приборы, данные с которых поступают на разработанную «Ростехом» цифровую платформу для дальнейшей обработки врачами. В первом случае будут контролироваться показатели крови, а во втором – артериальное давление и частота пульса. В Минздраве уверены, что, благодаря дистанционному мониторингу, повысится эффективность лечения и снизится частота осложнений, поскольку данная система позволяет собирать более полный объем данных о пациенте в оперативном режиме. Это, в свою очередь, «напрямую влияет на качество принимаемых врачебных решений», указывают в ведомстве.

«Мы всегда говорим о том, что хотим поймать болезнь на ранней стадии, когда еще нет никаких симптомов. И дистанционный мониторинг может стать тем инструментом, который позволит выявлять какие-то осложнения или ухудшения. Тем самым мы делаем медицину более ранней в плане того, как оказать воздействие на процесс лечения», — отметил Игорь Бурыкин, д.м.н., советник руководителя ФГБУ «Центр Экспертизы и Контроля Качества Медицинской Помощи», выступая на Телемедфоруме в декабре прошлого года. По его словам, долгое время это было недоступно из-за дороговизны самой технологии, хранения данных, а также высокой стоимости самих датчиков, однако за последние 20 лет ситуация изменилась в лучшую сторону.

img

Александр Древаль, заведующий кафедрой эндокринологии, руководитель отделения эндокринологии и цифровой медицины МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского, д.м.н., главный эндокринолог Московской области, констатировал, что больных сахарным диабетом и России, как и во всем мире, «очень много». «Эта проблема является социально-актуальной. Необходимо предоставлять больным более высокий спектр услуг, потому что их становится все больше. А врачей, которые могут их обслуживать, наоборот, все меньше», — поясняет он. При этом, когда у больных есть «под рукой» современные технологии, консультации они могут получить быстрее: не стоять в очереди, не ездить в поликлинику, тем более сейчас, в период обострения инфекционных заболеваний.

Как и сахарный диабет, артериальная гипертензия требует особого внимания к состоянию пациента и постоянной коррекции терапии. «Приборы, которыми будут пользоваться пациенты, должны быть обязательно проверенными. Измерения должны проводиться по правилам и в привязке к какому-то конкретному времени, с определенной регулярностью, для того чтобы мы смогли оценить целый ряд параметров», — объясняет Сергей Бойцов, генеральный директор ФГБУ «НМИЦК им. ак. Е.И. Чазова». Он отмечает, что это позволит с большей степенью достоверности определить такие параметры как вариабельность артериального давления, нагрузку повышенным артериальным давлением, нагрузку пониженным артериальным давлением. «То есть информация, в определённой мере, сопоставима с суточным мониторингом артериального давления, но это далеко не Хоум Мониторинг — это гораздо более объективная информация и даже более эффективная, по моему мнению, чем офисное измерение давления лечащим врачом», — говорит он.

По словам Олии Артемовой, заместителя директора департамента цифрового развития и информационных технологий Минздрава, в настоящее время реализация проекта по дистанционному мониторингу состояния здоровья пациентов идет «достаточно интенсивно», причем без привлечения федерального финансирования.


«В 2023 году есть задача сделать ускоренный разгон от 4000 до 7715 пациентов, которые будут охвачены таким наблюдением», — указывает она.

При этом в ведомстве рассчитывают на то, что уже в 2024 году охват достигнет 25 250 пациентов.

Кроме того, к этому моменту должны быть разработаны методические рекомендации наблюдения за состоянием пациентов, страдающих хроническими заболеваниями, как минимум, по двум вышеперечисленным нозологиям. Также должны появиться тарифы на обеспечение охвата граждан. «Мы рассчитываем на то, что будет показан социально-экономический эффект, который позволит внести предложение в базовую программу ОМС таких тарифов», — указывает Олия Артемова. Также к 2024 г планируется создание модели угроз и нарушителей по работе с платформой. «Тогда мы будем понимать, каким образом обеспечить контур безопасности для наших пациентов», - продолжает она. Среди других целей - получение полного пакета стандартов передачи данных, который сейчас готовит Росстандарт совместно с национальными центрами и технологическими партнерами. 


Пациент-гаджет-врач

Эксперты констатируют, что для повышения эффективности дистанционного мониторинга необходима так называемая «приверженность пациентов к лечению». Максим Зеленский, сооснователь компании НетХелсХаб, пояснил, что очень важно максимально упростить для пациента процесс дистанционного мониторинга, поскольку для совершения «лишних» действий зачастую необходима дополнительная мотивация.

Немаловажным фактором является эффективность работы врача, который становится полноправным участником процесса, выступая как наставник. «Он видит, насколько пациент привержен, насколько он соблюдает режим. Это то, что мы будем, наверное, называть персонифицированной медициной», — поясняет Игорь Бурыкин. При этом, на врачей ложится очень большой объем информации, которую необходимо соответствующим образом обработать и «переварить психологически», говорят собеседники издания.

«Внедрение телемедицины проходит очень болезненно как для врача, так и для пациента», - резюмирует Анна Исаева, к.м.н., заместитель главного врача по клинико-экспертной работе ГАУЗ СО «ЦГБ №20» г. Екатеринбург, кардиолог. По ее словам, все усилия должны быть направлены на то, чтобы обучать пациентов и врачей медицинской и цифровой грамотности.

Директор проектов «Центра медицинских технологий» («ЦМТ») Мария Дринберг настаивает на необходимости мотивации сотрудников медицинских учреждений, в особенности государственных. «Сейчас, на мой взгляд, она недостаточна. В отличие от коммерческих компаний, где на внедрение любых инноваций выделяются отдельные специалисты, в государственных клиниках эта задача зачастую перекладывается на врачей. А не все из них заинтересованы во внедрении новых технологий», — констатирует она, добавляя, что «ЦМТ» со своей стороны тратит много времени и ресурсов, в том числе, на обучение пациентов. В частности, специалисты компании делают так называемый welcome-call и объясняют, как работает девайс.

img

Впрочем, собеседники «Телеспутника» замечают, что на практике вовлечение медицинского персонала в программу, несмотря на загруженность, занимает «не столь много времени». Так, например, по словам Егора Шульгина, заведующего отделением первичной специализированной медико-санитарной помощи Центральной Городской Клинической больницы (Калининград), врача-невролога, программа удаленного мониторинга артериального давления не повлияла на работу врачей и клиники и в целом на эффективность работы сотрудников. Однако, возникали некоторые проблемы с возвратом аппаратов, кроме того, не все пациенты приходили в назначенный день для возврата и контроля исследования. «Были и некоторые технические проблемы, которые требовали замены аппаратов из-за зарядки, плохой связи и тд», — добавляет он.

Что касается обучения пациентов, то оно простое: к каждому аппарату прилагалась короткая инструкция, указывает Егор Шульгин. «В целом, пациент должен был измерять давление также как на простом, автоматическом тонометре. Техническая сторона вопроса занимала 15-20 минут. Также перед началом исследования врачи проходили вебинар, где рассказывали о целях и задачах мониторинга. Он занимал около 40 минут», — говорит Шульгин.

Эксперт также обращает внимание на то, что курс удаленного мониторинга артериального давления способствует тому, что пациенты становятся «более комплаенты», в частности, реже пропускают прием лекарств. В свою очередь, медицинский персонал, при получении данных, отличающихся от нормы, связываются с пациентами, если повышение было не критичным, и зовут на внеочередной плановый приём для корректировки терапии, продолжает Егор Шульгин. «Если же показатели существенно отличались от нормы, врачи рекомендовали обратиться в кабинет неотложной помощи или вызвать скорую», — объясняет он.

Рассказывая об экономическом эффекте дистанционного мониторинга, Мария Дринберг указывает на то, что плата за один тонометр в частной клинике позволяет окупить его трижды за первый месяц работы. «Так, исходя из нашего опыта, 100% клиник, которые попробовали тонометры, говорят: Мы хотим попробовать и другие девайсы. Если говорить о государственных медучреждениях, то все дело в более эффективном расходовании фонда ОМС. Считается, что дистанционный мониторинг позволяет наиболее оптимально тратить ресурсы на врачебную помощь», — подчеркивает она. 

Инновации уже рядом

Представители отрасли уверены, что программы, которые сейчас разворачиваются государством, в том числе «Персональные медицинские помощники», должны стать стимулом к НИОКР, а также способствовать развитию в стране стартапов в области MedTech. Так, Илья Ефремов, СЕО RoboScope, считает, что на сегодняшний день в России «нет проблем с пилотами». «Есть множество клиник и медучреждений, готовых пойти навстречу пустить стартапы к себе», - указывает он. 

img

При этом во многих медицинских учреждениях, как коммерческих, так и государственных, уже применяется ряд инновационных решений, призванных повысить качество медицинских услуг и, в ряде случаев, сделать медицинское учреждение полностью «цифровым». «У нас стоят кардиокресла. Пациент приходит, держится за поручни и за минуту получает ЭКГ. Сначала результат обрабатывается искусственного интеллектом. Если есть какая-то проблема, то в личном кабинете врача возникает alarm. Если ситуация базовая, то в течение суток врачом всё описывается и пациенту приходит смс-ка со ссылкой на страницы клиники с результатами», — рассказывает о применяемых в его медицинском учреждении гаджетах Антон Силин, главный врач Клинического госпиталя на Яузе.

Второй девайс, используемый в госпитале, – газоанализатор. «Он нужен для спортивного функционального тестирования. По анализу отклонения выдыхаемых газов можно оценить потребность в консультации гастроэнтеролога или пульмонолога. Мы видим здесь большую пользу. Все это происходит в зоне пациентского ожидания, они там спокойно дышат в специальную трубку и получают результат», — рассказывает Силин.

По его словам, в госпитале есть и онлайн-сервис, который пациент может скачать на мобильное приложение, «сфотографировать свою подозрительную родинку» и искусственный интеллект ее оценит. «Если родинка подозрительная, то направит к дерматологу. Мне кажется, это очень интересная история, и самое важное, это нравится пациентам», — поясняет Антон Силин.

Он также уточнил, что искусственный интеллект используется и в лучевой диагностике. «Понятно, что искусственный интеллект не все отклонения покрывает, но из тех, которые он покрывает, мы стараемся 10% исследований перепроверять в рамках внутреннего контроля», — говорит эксперт. По словам Силина, сейчас глобальной целью является реализация проекта «Цифровой госпиталь», который объединит все цифровые сервисы и big data.

img

Рассказывая об улучшении коммуникации между врачом и пациентом, Борис Зингерман, руководитель цифрового сервиса ОНКОНЕТ, привел в пример платформу Medsenger, объединяющую все функции мессенджера, наподобие Telegram и WhatsApp. «Этой платформой может воспользоваться медицинская организация для предоставления своим пациентам услуг дистанционного мониторинга их лечащим врачом: то, что сегодня положено им по закону. Главный принцип: пациент спрашивает, когда вопрос есть, а врач – когда у него будет возможность», — указывает он.

По его словам, эта платформа полностью подконтрольна медицинской организации. «Если есть канал врач-пациент, то в него можно добавить сценарий мониторинга. Это набор автоматизированных функций, актуальных в определенной группе пациентов. И дальше система в автоматическом режиме будет напоминать о проведении необходимых процедур. И, самое главное, будет по графику, установленному врачом, направлять специфические опросники. Чтобы не просто выяснить, например, какое у пациента давление, а с чем это было связано. И, анализируя все эти данные внутри сценария, алгоритм создает разные рекомендации», — объясняет Зингерман, добавляя, что в случае необходимости применения экстренных мер можно направить моментальные уведомления в дежурную службу.

Эксперты подчеркивают, что в настоящее время здравоохранение является единственной «неоцифрованной» отраслью экономики - как в России, так и в мире. «При этом, на мой взгляд, этот процесс завершиться очень быстро, в перспективе 3-5 лет. Так, например, всего лишь 2-3 года назад мы не могли представить, что десятки тысяч похожих снимков можно будет сравнить в течение нескольких секунд, а сейчас это активно делает искусственный интеллект. Главная задача - правильно сформировать открывающиеся рыночные ниши, создать технологические и юридические стандарты отрасли. Пока что существует возможность на это влиять», — заключает Мария Дринберг. 

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий