Торможение, но не остановка
Росстат по итогам 2020 года отчитался о первом за 11 лет спаде российской промышленности — на 2,9% в годовом исчислении. Сокращение промпроизводства не могло полностью заморозить цифровую трансформацию промышленных предприятий, но отодвинуло тематику внедрения технологий «Индустрии 4.0» (о значении термина читайте во врезке, — прим. ред.) на второй план. Вот почему новостей о запуске проектов по внедрению новых производственных технологий (НПТ) в прошлом году от российских промкомпаний было гораздо меньше, чем в 2017–2019 гг., когда планирование развития НПТ в числе сквозных технологий нацпроекта «Цифровая экономика» резко активизировало процесс цифровизации обрабатывающего сектора и сферы добычи полезных ископаемых. Однако эксперты не соглашаются с мнением, что пандемия поставила крест на развитии «Индустрии 4.0» в РФ, хотя и признают, что торможение в этой области все-таки есть. «Возможно, меньше новостей о проектах “Индустрии 4.0” стало из-за того, что все профессиональное общение перетекло в прошлом году из оффлайна в онлайн. Но по-прежнему есть компании, много делающие для развития НПТ. Например, Никита Уткин в РВК активно развивает направление стандартизации технологий “Индустрии 4.0”. Развитие в этой области однозначно продолжается, просто активность была приглушена необходимостью оперативного решения вопросов, которые в прошлом году привлекали гораздо больше внимания профильных министерств», — поделился с «Телеспутником» генеральный директор ИАА TelecomDaily Денис Кусков.
Так называемая четвертая промышленная революция — прогнозируемое массовое внедрение киберфизических систем в производство («Индустрия 4.0») и обслуживание человеческих потребностей, включая быт, труд и досуг.
Тем не менее, принимая антикризисные меры, правительство в прошлом году продолжало предпринимать усилия, чтобы вывести развитие «Индустрии 4.0» в стране на устойчивую траекторию. В конце августа было подписано соглашение с госкорпорациями «Росатом» и «Ростех» о намерениях по развитию сквозной цифровой технологии «Новые производственные технологии» (СЦТ НПТ). В сообщении «Росатома» уточнялось, что соглашение заключено в целях реализации федерального проекта «Цифровые технологии» нацпрограммы «Цифровая экономика». Тогда же подписавший документ вице-премьер Дмитрий Чернышенко заявил о необходимости принятия дорожной карты СЦТ НПТ до 30 ноября 2020-го. Однако, учитывая, что новостей об этом до конца прошлого года не последовало, можно утверждать, что работа над ним продолжается. В ранних версиях дорожной карты СЦТ НПТ указывалось, что в качестве новых производственных технологий рассматриваются слабо распространенные в России подходы, материалы, методы и процессы, которые используются для проектирования и производства глобально конкурентоспособных и востребованных на мировом рынке продуктов или изделий. Цель данной дорожной карты — обеспечить переход российской промышленности на цифровую платформу, которая включает как проектирование, так и производство в единой виртуальной среде. Центральное место в этом технологическом контуре должны получить цифровые средства планирования, проверки и моделирования промышленных процессов. Известно, что разработчики дорожной карты особенно выделяют технологию «цифровых двойников», по сути являющихся интегратором почти всех применяемых в мире сквозных цифровых технологий и субтехнологий в промышленности.
«Ситуация 2021 года ставит перед нами жесткие вызовы, о которых год назад мы даже не могли подумать. Многие прикладные кейсы только начинают формироваться. Мы ожидаем, что, скорее всего, к середине года будут сформированы изменения в документах стратегического планирования и они в целом будут утверждены. Не исключаем, что придется скорректировать цели и задачи нацпрограммы “Цифровая экономика”. Можно сказать, что поддержка сквозных цифровых технологий — задача более широкая, чем даже программа “Цифровая экономика” в целом. Надеемся, что эти изменения будут носить положительный характер в отличие от ситуации прошлого года, когда пришлось столкнуться с необходимостью сокращения бюджетов и переносом финансирования ряда направлений в Резервный фонд», — рассказал «Телеспутнику» заместитель руководителя проектного офиса по реализации нацпрограммы «Цифровая экономика» в Аналитическом центре при правительстве РФ Константин Ганеев.
Несмотря на сохраняющуюся неопределенность относительно того, как будут расставлены приоритеты в новых стратегических документах, можно уверенно утверждать, что правительство не откажется от своего намерения развивать национальную промышленность на основе НПТ. Так, вице-премьер РФ Юрий Борисов на заседании коллегии министерства промышленности и торговли в Казани в феврале 2021 года сообщил о разработке правительством «фронтальной стратегии развития экономики», работа над которой должна завершиться в середине мая. Сам Юрий Борисов вместе с вице-премьером Андреем Белоусовым возглавил рабочую группу, которая готовит стратегию развития промышленности в рамках будущего единого документа. Несмотря на все планируемые перемены в стратегии развития экономики, вектор трансформации промышленности, по замыслу правительства, останется неизменным — это построение «Индустрии 4.0», подчеркнул Юрий Борисов.
Свет в конце тоннеля
Грядущие перемены в стратегии развития СЦТ, планируемые правительством, позволяют говорить и о новом этапе внедрения НПТ в промышленность. Итогом же предыдущего этапа можно признать тот факт, что страна пока не встала на путь «Индустрии 4.0», констатировал директор ассоциации «Интернет вещей» Андрей Колесников в ходе выступления на конференции Made in Russia–2021. «Пока мы продолжаем бег по кругу. Денег [на внедрение СЦТ в промышленности] надо много, но внутренний рынок маленький. Рынок маленький, потому что экономика небольшая. Экономика небольшая, потому что промышленность слабая», — описал эту неразрешимую задачу Андрей Колесников.
Председатель рабочей группы по модернизации и инновациям Ассоциации европейского бизнеса в России, профессор НИУ ВШЭ Михаил Аким так описал складывающийся технологический ландшафт НПТ в России: «К сожалению, промышленные роботы традиционно остаются отстающим сегментом в России. Технологии 3D-принтинга тоже не нашли к текущему моменту такого распространения, как ожидалось», — заявил он на онлайн-сессии проекта Innoprom Online. На той же сессии директор Центра исследований цифровой экономики НИУ ВШЭ Константин Вишневский отметил, что в рейтинге использования в промышленности большинства технологий «Индустрии 4.0», в том числе робототехники и сенсорики, Россия находится в третьем-четвертом десятке стран.
Однако эксперты говорят и о позитивных признаках по итогам первого этапа цифровизации отечественного производства. «Что происходит в промышленности, что я наблюдаю? Если речь идет не о каких-то брендованных, фирменных решениях, проприетарно приколоченных гвоздями к локальному облаку, когда применяется станок одного бренда и управляющее ПО этого же бренда, то все бортовые контроллеры, контроллеры, установленные на станках, на машинах — практически все они сделаны в России. Все приборы учета — российские. Поэтому перспективы в этой области большие», — отметил Андрей Колесников в ходе конференции Made in Russia–2021. По его мнению, ключевым направлением развития «Индустрии 4.0» в стране на текущем этапе становится стандартизация промышленных СЦТ.
Никита Уткин, руководитель программ АО «РВК», председатель технического комитета 194 (ТК 194), отвечающего за стандартизацию пула СЦТ, в том числе новых производственных технологий, пояснил «Телеспутнику», что стандарты «Индустрии 4.0» в России разрабатываются сейчас по так называемому интеграционному сценарию. «Фокус — на использование целой совокупности промышленных технологий. Понятно, что основное развитие в этой области на предыдущих этапах было сосредоточено вокруг использования данных промышленного интернета вещей [генерируемых производственным оборудованием], но это отнюдь не исчерпывает весь перечень перспективных технологий. Сейчас нельзя сказать, где заканчивается промышленный интернет вещей и где начинаются промданные. Речь на данном этапе идет о все более глубокой связанности и синергии технологий», — рассказал Никита Уткин. По его словам, достижением прошлого года можно считать разработку ТК 194 пула промышленных стандартов, связанных с технологией «цифровых двойников». «В 2020 году была утверждена после успешных публичных обсуждений первая в России серия стандартов “цифровых двойников”. Эти обсуждения дали рекордный объем обратной связи от участников рынка. Мы наконец-то двигаемся от теории к практике, достигая консенсусной позиции различных промышленных игроков. Разработка серии стандартов “цифровых двойников” будет продолжена», — сообщил Никита Уткин.