Негативных прогнозов не будет
В середине апреля текущего года Минцифры направило главам субъектов федерации письмо, предложив в нем отложить реализацию региональных программ «Чистое небо», которые предполагают перенос проводных линий связи, расположенных на опорах для уличного освещения, в подземную кабельную канализацию. Причина — прогнозируемый ведомством дефицит оборудования из-за остановки работы в России иностранных поставщиков. Так телеком-отрасль впервые получила от профильного министерства предупреждение: планы развития сетей неизбежно придется корректировать, поскольку привычного изобилия решений больше не будет.
По словам генерального директора ИАА TelecomDaily Дениса Кускова, от иностранных вендоров особенно зависимы мобильные операторы. Два крупнейших производителя оборудования для сотовых сетей — Nokia и Ericsson — полностью прекратили работу по новым контрактам в России, а Nokia даже не выполнила обязательства по поставкам оборудования по уже заключенным соглашениям с Tele2, отмечает он. Российский оператор обратился в суд с иском к финской компании, чтобы, как предполагает Денис Кусков, хотя бы забрать по решению суда активы вендора, оставшиеся в РФ. Третий крупнейший производитель — Huawei — хотя и не объявлял об остановке бизнеса в России официально, строит свои отношения с отечественными операторами крайне осторожно, вероятно, опасаясь ухудшить отношение к себе со стороны властей США.
В то же время Денис Кусков обращает внимание на большой объем закупок оборудования российской «большой четверкой» в первом квартале — в период, когда это еще было возможно. Особенно заметно это проявилось в финансовой отчетности МТС по итогам января–марта. «Компания первой отчиталась за квартал и в отчете отражен очень большой объем затрат на оборудование. Конечно, никто из операторов и вендоров не знал о том, что произойдет 24 февраля, поэтому закупки велись после этой даты. Закупки увеличились после того, как Huawei по сути неофициально предупредил операторов о грядущем изменении своей позиции [в отношении работы в РФ]. В итоге если не брать в расчет запуск новых сетей, по моему мнению, в течение 2022 года у мобильных операторов не будет проблем с импортным оборудованием. Вместе с тем операторы начали рассматривать варианты с покупкой оборудования б/у, а это, конечно, не от хорошей жизни», — рассуждает глава TelecomDaily.
Поскольку в последние годы трафик рос в основном из-за увеличения потребления абонентами видеоконтента, остановка в развитии сетей в первую очередь может ухудшить комфорт подписчиков видеосервисов. Вице-президент по цифровому бизнесу B2C «Ростелекома» Диана Самошкина считает, что проблему качества доступа к медиаконтенту в условиях дефицита оборудования стоит разделять на две составляющие — фиксированные и мобильные сети. «Проблема с оборудованием, безусловно, есть. Но с любой задачей в нашей стране способны справляться. Убеждена, что ответы на текущую ситуацию тоже найдутся. Вопрос в другом — могут возникнуть некие временные периоды, в течение которых произойдут изменения и что-то в работе сетей будет происходить чуть хуже, чем было до этого. У нас нет серьезных опасений, что не хватит ресурсов для обеспечения работоспособности фиксированных сетей до такой степени, что мы не сможем разрешить возникающие вопросы. Как провайдер мы не видим драматичного влияния ситуации на медийную составляющую бизнеса операторов. В этой части негативных прогнозов не будет», — убеждена Диана Самошкина.На ситуацию же в мобильных сетях влияет постепенное ограничение операторами безлимитных подключений — этот тренд начал развиваться задолго до 24 февраля. «На мобильном рынке мы видим тренд усиления дисциплины операторов с точки зрения потребления трафика абонентами. Безлимитные тарифы уходят. Пакеты трафика становятся все менее наполненными. Поэтому потребление медиаконтента на ходу в мобильных сетях будет несколько ограничено. Либо за это нужно будет доплачивать. Но не думаю, что это приведет к драматичному снижению потребления медиаконтента. Все устройства прекрасно работают в Wi-Fi-сетях. Wi-Fi-покрытие и на предприятиях, и в домохозяйствах у нас в стране развито очень хорошо. Поэтому совместная технологическая база мобильной и фиксированной инфраструктуры будет достаточной для того, чтобы медийная отрасль чувствовала себя спокойно», — говорит Диана Самошкина.
Ситуация в магистральных сетях тоже будет развиваться спокойно, прогнозируют участники рынка. По словам исполнительного директора компании GlobalNet Романа Венедиктова, большинство российских магистральных операторов работают как раньше, несмотря на то, что они уже почувствовали сложности при покупке нового оборудования, а некоторые иностранные вендоры перестали поддерживать свои системы. «Мы используем DWDM-оборудование американского производителя Сiena. Он закрыл офис в России и ушел с нашего рынка. Некоторые поставщики телеком-услуг покинули Россию в течение одной недели, выключив питание своего “железа”. Но последствия этих действий не сильно коснулись нас. Потому что у большинства операторов есть резерв оборудования и запасные части. Текущие версии софта работоспособны в расчете на имеющееся количество абонентов. Даже отключение магистральных операторов от европейских точек обмена трафика привело лишь к его перетоку по другим маршрутам. Ничего критичного пока не произошло», — поделился Роман Венедиктов в ходе организованного «Телеспутником» круглого стола «Телеком-инфраструктура – 2022. Перспективы функционирования и развития сетей связи в РФ через призму зарубежных санкций».
Оператор «ТрансТелеКом» (ТТК, является поставщиком магистральных услуг связи, — прим. ред.) делит санкционные угрозы на три группы, отмечает директор по телеком-бизнесу ТТК Сергей Яковлев. Первая — риски, связанные с развитием и модернизацией сетей. Вторая — риски при работе установленного оборудования и его техподдержке. Третья — риски при взаимодействии отечественных и зарубежных операторов. В ТТК констатируют, что для крупных операторов сами по себе эти риски не новы, изменилась только их структура и интенсивность. Главный ответ российских операторов на эти обострившиеся вызовы — расширение списка поставщиков технологий. «”ТрансТелеКом” использует оборудование российских, европейских, американских, японских, китайских, израильских производителей. Никакого драматичного воздействия на бизнес мы пока не ощущаем. Ответ крупных операторов на изменение структуры рисков — диверсификация. Этим ТТК занимался все предыдущие годы», — поясняет Сергей Яковлев.
Чем меньше шансов получить зарубежное программное обеспечение и оборудование, тем активнее компании тестируют отечественные аналоги.
Роман Венедиктов считает, что отрасли не избежать перестройки логистики ввоза оборудования. В мире достаточно вендоров, лояльно относящихся к клиентам в России, но сейчас их оборудование не доходит до адресатов: европейские порты отказываются обрабатывать суда с контейнерами для нашей страны. Исполнительный директор GlobalNet прогнозирует, что в течение лета новые логистические цепочки будут найдены и к концу года сложности с поставками зарубежного оборудования прекратятся.
Лучики надежды
Несмотря на планомерные усилия кабмина по увеличению доли отечественных технологий в телекоме, до полноценного технологического суверенитета пока далеко. Разработка и серийное производство импортозамещающих аппаратных средств для операторов тормозится прежде всего из-за отсутствия электронных компонентов — процессоров и других микросхем. Участники круглого стола «Телеком-инфраструктура – 2022» отметили, что у российских операторов поменялось отношение к отечественным технологиям связи: чем меньше шансов получить зарубежное программное обеспечение (ПО, — прим. ред.) и оборудование, тем активнее компании тестируют отечественные аналоги. Решающим аргументом приобрести российское решение становится боязнь столкнуться со сбоями в работе сетей, которые могут быть вызваны удаленным отключением ключевых элементов иностранного происхождения. Пока таких прецедентов не было, но к ним начали готовиться, констатируют эксперты. С другой стороны, отечественные вендоры страдают от санкций гораздо больше, чем операторы. Ведь в телеком-оборудовании, которое серийно выпускается российскими производителями и внесено в реестр отечественных аппаратных решений Минпромторга используются комплектующие ушедших из РФ зарубежные вендоров.
В АНО Консорциум «Телекоммуникационные технологии» (АНО ТТ, объединяет российских разработчиков оборудования и ПО для телекома, а также их заказчиков из разных отраслей, — прим. ред.) подчеркивают, что вынужденная изоляция отечественных производителей от зарубежного рынка компонентов лишь усугубляет проблемы, вызванные глобальным дефицитом чипов, который начался три года назад и достиг апогея во время пандемии. Операционный директор АНО ТТ Александр Меркулов указывает, что ни одна компания в России не обладает достоверной информацией о доступности электронных компонентов. В то же время самые востребованные отраслью компоненты таких фирм, как Realtek, Broadcom, Marvell удается получать по альтернативным каналам и их нехватку российские предприятия не ощущают.
Как рассказывает технический директор, архитектор решений «ИскраУралТЕЛ» Александр Аверкиев, сложности есть и с комплектующими перечисленных вендоров. «Мы минимизируем использование импортной ЭКБ (электронной компонентной базы, — прим. ред.) насколько можем. Но чуда не случится. У нас все чипсеты от Broadcom. Альтернативы им нет в России, никто ее не выпускает. К кому только не обращались! Сейчас мы в такой ситуации, что не хватает одного компонента, чтобы произвести плату. Ищем обходные варианты получения, иначе не будет физической возможности произвести плату. Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы производство ЭКБ было налажено в России», — отмечает он. Компания наладила серийный выпуск линейки оборудования для связи, которую Минпромторг включил в свой реестр отечественной продукции, благодаря чему ее закупают «Газпром» и Минобороны, которые начали отказываться от импортных решений задолго до событий весны 2022-го.
Ключевой вопрос, стоящий перед операторами, решившими отказаться от зарубежных аппаратных и программных продуктов в пользу российских аналогов: сколько у них есть времени до часа икс, когда такая замена будет жизненно необходима? Ведь мгновенно разработать широкую номенклатуру электронной компонентой базы для отрасли связи отечественная промышленность не в состоянии, ей для этого необходимы годы. Советник генерального директора «Зеленоградского нанотехнологического центра» Константин Певчих приводит пример с пассивными интегральными элементами для сетей на основе фотоники. В «Зеленоградском нанотехнологическом центре» считают, что им потребуется два-три года на создание собственной линейки комплектующих для таких сетей. Константин Певчих говорит, что эта разработка уже начата и производителям не стоит ждать окончания двух-трехлетнего цикла для начала разработки приборов, в которых будет использоваться эта ЭКБ. «Характеристики ЭКБ плановые и можно вести параллельное проектирование оборудования. В два-три года уложимся. Но здесь возникает серьезный вопрос к операторам: сколько у них есть времени в запасе для поддержания работоспособности сетей на существующем оборудовании», — подчеркивает Константин Певчих. Говоря о программе создания сырьевой базы для разработки ЭКБ (полупроводники, фоторезисты), он видит «лучики надежды». К примеру, «Зеленоградский нанотехнологический центр» работает с российскими фоторезистами и другой отечественной сверхчистой химической продукцией. В сочетании с возникновением «ручейков» новых поставок, о которых упоминает Александр Меркулов, это дает производителям и операторам надежду на относительно благоприятный сценарий развития отрасли в условиях санкций. К тому же, российским операторам свойственно дублировать элементы инфраструктуры, отмечает Александр Аверкиев. По его мнению, рынок в значительной мере надеется на китайских вендоров, но даже если те откажутся поставлять в Россию свою продукцию, опасаясь за свои контракты на Западе, операторы сумеют в течение нескольких лет оказывать клиентам привычные услуги связи, совместно используя дублирующую инфраструктуру.
Объединение усилий для преодоления кризиса с дефицитом оборудования выведет отрасль на тот уровень шеринга, о котором не удавалось договориться в более спокойное время. В том же ключе высказываются и операторы: им необходимо тесно сотрудничать с производителями еще на предпроектном этапе, приходя к компромиссу в том, каким требованиям должно соответствовать импортозамещающее ПО и «железо». Важный элемент такого сотрудничества — тестирование опытных образцов на сетях провайдеров.