img
img13 июня 2025 в 11:22

Искренне ваш, ИИ-инфлюенсер: бренду — выгода, аудитории — новизна

Созданные с помощью искусственного интеллекта цифровые персонажи уже начинают вытеснять живых креаторов в нишах, где важны стабильность, контроль, скорость: глобальный рынок ИИ-инфлюенсеров в 2023-2024 годах оценивается в 6–7 миллиардов долларов, а к 2030 году прогнозируется его взрывной рост до 37–38 миллиардов долларов, отметили эксперты. Рассказываем, почему предпочитают ИИ-инфлюенсеров как бренды, так и потребительская аудитория.

Созданные с помощью искусственного интеллекта цифровые персонажи уже начинают вытеснять живых креаторов в нишах, где важны стабильность, контроль, скорость: глобальный рынок ИИ-инфлюенсеров в 2023-2024 годах оценивается в 6–7 миллиардов долларов, а к 2030 году прогнозируется его взрывной рост до 37–38 миллиардов долларов, отметили эксперты. Рассказываем, почему предпочитают ИИ-инфлюенсеров как бренды, так и потребительская аудитория.

Где работает виртуальный аватар

Внедрение и растущая популярность ИИ-инфлюенсеров, или генеративных аватаров, — это результат совпадения нескольких мощных факторов, отметил CEO, Co founder Ai Influence советник генерального директора Первого канала вице-президент АКАР, сопредседатель комитета ИИ при АКАР Алексей Парфун.

«По данным опросов 2024 года, 79 % людей знакомы с ИИ-инфлюенсером, а 53 % следят как минимум за одним из них. Виртуалы мгновенно подхватывают тренды, доступны 24/7, предлагают не ограниченные истории. Грамотно созданный виртуальный персонаж может восприниматься даже более искренним, чем некоторые живые знаменитости. Показатель, измеряющий вовлеченность аудитории, у виртуальных инфлюенсеров в среднем достигает 5,9 %, что почти втрое выше, чем у реальных блогеров. Для брендов это золотая жила. Цифровой персонаж не подвержен "звездной болезни", усталости. Использование виртуалов может быть дешевле и быстрее традиционного инфлюенсер-маркетинга, плюс оптимизирует затраты. Они обеспечивают масштабируемость коммуникаций, высокую степень персонализации контента, подчеркивают инновационность бренда и создают "вау-эффект"», — пояснил Алексей Парфун.

Используют виртуалов для продвижения товаров и услуг, в роли новостных ведущих, амбассадоров брендов. ИИ-инфлюенсеры открывают возможности для создания полностью синтетических актеров, цифровых дублеров для трюков, «цифрового омоложения» или даже «воскрешения» актеров. В социальных сетях и онлайн-платформах аватары привлекают подписчиков своими историями, интерактивностью и постоянным присутствием, добавил Алексей Парфун.

Наибольшее распространение ИИ-инфлюенсеры получили в розничной торговле и электронной коммерции: яркий пример — проект сети «Пятерочка», где для рекламы готовых блюд использовался персонаж игры Atomic Heart — бабушка Зина, которая зацепила именно молодую аудиторию и увеличила в целом охват на 20 %, напомнил директор по консалтингу системного интегратора и разработчика Navicon Илья Народицкий. В числе перспективных направлений для ИИ-инфлюенсеров эксперт назвал индустрию моды, стриминговые платформы и киберспорт.

ИИ-инфлюенсеры распространены в сферах, аудитория которых ориентирована на хайповые темы, инновации, продвинутые технологии: в основном в этом случае они помогают продвижению проектов, сервиса, бренда путем создания ему нужного имиджа, упрощения его восприятия, формирования инфоповода, например, занимаются такими вещами, как распаковка, примерка, обзор обновлений, рекомендации к покупке, уточнила менеджер по аналитике Applied Intelligence компании Axenix Анна-Мария Лонь.

«Такие виртуальные персонажи могут быть успешно интегрированы в комплексную маркетинговую стратегию компании, повышая лояльность бренда за счет создания доверия к персонажу, релевантного общения, увеличения объема востребованного мультимедийного контента. Они могут быть рассчитаны и на получение краткосрочного эффекта. В более прикладных сценариях ИИ-инфлюенсеры могут быть задействованы на классических линиях сервисной поддержки клиентов. Это поможет созданию некой геймификации процесса взаимодействия клиента с компанией»,полагает Анна-Мария Лонь.

Продюсер ютуб-каналов Пётр Тюрин отметил, что ИИ-инфюенсеры могут выступать в роли виртуальных преподавателей, создавая персонализированный обучающий контент. Они могут быть обучены на огромных объемах информации, предоставляя экспертные знания в любом формате.

«Аватары пригодны в экспертном контенте. Отличный пример — наш кейс с врачом-стоматологом. Чтобы врач не тратил свое время на съемки, контент делает его цифровая копия. Это позволяет доктору сосредоточиться на основной работе, а его цифровая версия генерирует экспертные видео, привлекает новых пациентов и повышает узнаваемость», — пояснил Пётр Тюрин.

Аудитория любит новизну, а бренды избегают скандалов с реальными инфлюенсерами, поэтому первых ИИ-инфлюенсеры привлекают футуристичными проектами, вторых – контролируемостью, отметила учредитель и управляющий партнер O2Consulting Анна Никитченко.

«ИИ – один из главных технологических трендов. Люди хотят разбираться в нем, чтобы не отставать от прогресса, использовать его для работы, творчества или бизнеса, понимать риски, например, потерю работы из-за автоматизации. Блогеры, объясняющие сложные технологии простым языком, становятся востребованными гидами в этом поле. Многие ИИ-инструменты бесплатны или доступны за небольшие деньги. ИИ позволяет создавать необычный контент, который быстро распространяется. Эмоциональный отклик увеличивает вовлеченность», — отметила Анна Никитченко.

Один доллар в шесть раз окупается

ИИ анализирует поведение аудитории и создает точечный контент, повышая доверие – 80 % покупателей действуют по их рекомендациям, отметил заместитель директора НОЦ ФНС России и МГТУ им. Н.Э. Баумана Алексей Ершов. По его словам, вовлеченность аватаров в три раза выше, чем у реальных инфлюенсеров, каждый вложенный в них доллар приносит шесть долларов прибыли.

Популярность ИИ-инфлюенсеров можно объяснить их высокой эффективностью, например, технология значительно упрощает создание видеоконтента: можно производить видеоматериалы, просто подготовив текст, без сложных съемок и многочисленных дублей и после монтажа получить результат, практически не отличающийся от профессиональной съемки, пояснил сооснователь цифрового логистического оператора versta.io Виктор Сизов. Текстовый контент генерируется автоматически по заданным темам и публикуется строго по расписанию, при чем освоить такие инструменты можно всего за пару недель, а стоимость внедрения не исчисляется даже сотнями тысяч рублей, уточнил эксперт.

Внедрение ИИ-инфлюенсеров продиктовано в первую очередь необходимостью оптимизации контент-производства и стремлением к максимальной эффективности, согласился Пётр Тюрин.

«ИИ-инфлюенсер может работать 24/7, создавая контент на 52 языках мира без участия спикера. Это колоссальная экономия времени, ресурсов и средств для любого проекта или компании. ИИ-инфлюенсеры всегда выглядят безупречно, их голос и внешность могут быть точно настроены под любые задачи и аудиторию. Это позволяет создавать идеально таргетированный и высококачественный контент. Их можно использовать для разных целей и масштабировать до любого объема контента без ограничений», — пояснил Пётр Тюрин. 

Он напомнил, что выгоднее оплачивать подписку на сервис с ИИ-аватаром, чем зарплату реальному человеку. Аватар-полиглот открывает глобальные рынки для бизнеса и позволяет доносить информацию до аудитории по всему миру без необходимости нанимать команду переводчиков и дикторов. Те, кто внедряет ИИ-инфлюенсеров сейчас, получают огромное конкурентное преимущество. В будущем блогеры, создающие контент в формате «говорящая голова", уже не смогут конкурировать с цифровыми аватарами, подытожил Пётр Тюрин.

Как создать ИИ-персонаж?

Для создания ИИ-персонажа, который мог бы адекватно общаться с пользователями, требуется сочетание нескольких технологий: в частности, это генеративные нейронные сети, CGI (Computer-Generated Imagery) для анимации, также необходима профессиональная креативная команда, которая будет заниматься формированием личности персонажа, поддерживать и развивать его «легенду», пояснила Анна-Мария Лонь.

С технологической точки зрения, создание качественного ИИ-инфлюенсера – комплексная задача, подчеркнул Алексей Парфун. Во-первых, это генерация внешности. Здесь используются продвинутые ИИ-модели, сейчас доминируют диффузионные, для создания фотореалистичных 2D или 3D моделей. Во-вторых, – синтез речи (TTS). Нужны системы, способные генерировать естественную речь с нужными интонациями, возможно, даже клонировать голоса. В-третьих, анимация. Оживление моделей, включая синхронизацию губ (Lip-sync), лицевую анимацию для эмоций, анимацию тела и жестов. Наконец, иногда требуется использовать NLP и диалоговые системы. Для интерактивных аватаров критически важны большие языковые модели (LLM), чтобы понимать пользователя и вести осмысленный диалог, сохраняя стиль персонажа, отметил эксперт.

«Но не менее важны другие аспекты. Нужно создать личность и характер виртуального инфлюенсера. Здесь нужна работа сценаристов, психологов, маркетологов. Важно, чтобы он выглядел подлинным, и ему доверяли. При этом не стоит выдавать ИИ за человека. Надо решить этические и правовые вопросы. Возникают дилеммы, связанные с алгоритмической предвзятостью, риском дезинформации, авторским правом, использованием образов реальных людей. Законодательство пока не всегда успевает за технологиями. Создание собственного виртуального амбассадора – это долгосрочная инвестиция, но результат может быть впечатляющим», — подытожил Алексей Парфун.

Сложность процессов разработки и внедрения ИИ-инфлюенсеров значительно варьируется в зависимости от уровня детализации и функционала, который мы хотим получить, уточнил Пётр Тюрин. К примеру, создать базовый цифровой аватар или инфлюенсера, который будет произносить текст, относительно просто и доступно: существуют сервисы, где можно загрузить фотографию и получить анимированное видео с движущимися губами. Для создания полноценной, высококачественной и реалистичной копии человека, которая может создавать контент 24/7 на 52 языках мира, требуются более сложные технологии. Однако, благодаря таким платформам как Хейген, процесс значительно упрощается — создать цифровую копию всего за один час.

«Для создания виртуальной копии необходимо собрать образцы голоса и видеоматериалы для обучения мимике и жестам. Нейросеть обучается распознавать и воспроизводить особенности внешности, голоса и манеры человека. Необходимо, чтобы ИИ-инфлюенсер мог легко интегрироваться с различными платформами для публикации контента. Крайне важным аспектом является цифровая безопасность. Для копирования известных личностей, например, президента, сейчас есть этап безопасности: требуется, чтобы человек произнес кодовое слово в сервисе, создающем цифровую копию. Это делает процесс более контролируемым, но не полностью исключает риски создания фейков»,предупредил Пётр Тюрин.

На рынке прогнозируется взрывной рост

К 2026 году объем рынка ИИ-инфлюенсеров превысит 25 млрд долларов, что подтверждается спросом, сообщил Алексей Ершов.

Глобальный рынок ИИ-инфлюенсеров в 2023-2024 годах оценивается в 6–7 миллиардов долларов, а к 2030 году прогнозируется его взрывной рост до 37–38 миллиардов: бренды активно инвестируют, и виртуалы уже начинают вытеснять живых креаторов в нишах, где важны стабильность, контроль и скорость, думаю, в ближайшие годы это станет отраслевым стандартом, уточнил Алексей Парфун.

Рынок виртуальных инфлюенсеров продолжит активный рост параллельно развитию цифрового маркетинга и совершенствованию ИИ-технологий: по прогнозам, с 2023 по 2025 годы глобальный оборот этого сегмента достигнет 60 млрд рублей, демонстрируя ежегодный прирост на 23-40 %, при этом ИИ-блогеры могут занять 15-20 % рынка, особенно в B2C-сегменте и игровой индустрии, считает Илья Народицкий.

«В быстром развитии рынка выделю три основных тренда. Во-первых, гиперперсонализация контента. ИИ-агенты довольно скоро научатся анализировать эмоции пользователей через камеры смартфонов, адаптируя контент к их потребностям в режиме реального времени. Во-вторых, интеграция с общим ИИ (AGI). По оценкам аналитиков, к 2027 году ожидается появление ИИ-инфлюенсеров уровня Agent-4, которые будут без участия человека  управлять брендами и генерировать креативный контент. Третьим ключевым направлением развития станет расширение форматов присутствия виртуальных инфлюенсеров. В частности, технология найдет применение в аудиоподкастах – перспективном сегменте, аудитория которого в России, по прогнозам, достигнет 18 млн слушателей», — считает Илья Народицкий.

В будущем возможна интеграция в 3D-пространства для иммерсивного опыта, улучшится имитация реакций и связей с аудиторией, появятся специалисты для контроля прозрачности и справедливости, ИИ не заменит лидеров, но усилит ниши с масштабными задачами, считает Алексей Ершов. В числе рисков он назвал нереалистичные стандарты красоты и влияние на психику аудитории и подчеркнул, что ИИ-инфлюенсеры меняют маркетинг, но их успех зависит от баланса между технологиями, этикой и человеческим фактором.

Развитие ИИ-инфлюенсеров движется к полной гиперперсонализации — технологии смогут точно воспроизводить стиль, мимику, манеру общения. Они могут стать цифровыми помощниками и взять на себя коммуникацию по любым вопросам, на которые не хочется отвлекаться, предполагает Виктор Сизов.

«Однако такая перспектива сопряжена с рисками: потерей приватности, потенциальной манипуляцией сознанием и созданием искусственной реальности, выгодной определенным заинтересованным сторонам или даже самому ИИ. Словом, сценарии из "Терминатора" или "Черного зеркалаближе, чем кажется», — убежден Виктор Сизов.

Велика угроза создания реалистичных фейков – это серьезный вызов, поэтому правительству придется активно работать над механизмами контроля и идентификации ИИ-контента, предупредил Пётр Тюрин.

«Мы столкнемся с вопросами авторского права на контент, созданный ИИ, а также с этическими дилеммами, связанными с созданием идеальных образов и их влиянием на общество. Будущее ИИ-инфлюенсеров, как и ИИ в целом, будет зависеть от того, кто будет иметь контроль над этими технологиями. Надеюсь на позитивный вариант», подытожил Пётр Тюрин.

В будущем аватары станут почти неотличимыми от людей, ИИ будет генерировать уникальных инфлюенсеров под запрос каждого пользователя, предполагает Анна Никитченко. По ее мнению, произойдет интеграция с AR/VR – взаимодействие в метавселенных. Возникнут этические и правовые конфликты – регулирование дипфейков, вопросы авторства. ИИ-инфлюенсеры останутся нишевым, но растущим инструментом, дополняющим традиционный инфлюенс-маркетинг. Их роль расширится с развитием ИИ и виртуальных пространств.

 Алексей Парфун считает, что уже сейчас можно говорить о перспективах до 2048 года. Так, виртуальные инфлюенсеры станут обыденной частью медиаландшафта, к 2048 году – стандартом во многих коммуникациях.

«Будущее аватаров – за сотрудничеством, а не заменой. Появятся гибридные инфлюенсеры, где реальный блогер будет использовать своего цифрового двойника. К 2040-м годам грань между реальным и цифровым для аудитории может стать весьма условной – люди будут фанатеть от персонажей, созданных в содружестве с нейросетью, воспринимая их как реальных, но живущих в цифре. Голограммы виртуальных звезд на мероприятиях станут обычным делом. Сам ИИ будет гораздо человечным – эмпатичным, способным к сложному юмору, творчеству, глубокому общению, превращаясь в персональных AI-приятелей. Возможно, технологии вроде нейроморфных чипов позволят им обучаться на лету от поклонников», предположил Алексей Парфун.

Часть рутинных функций будет автоматизирована, но возникнет огромный спрос на новые профессии: разработчиков и дизайнеров AI-персонажей, сценаристов для виртуальных миров, специалистов по этике синтетических медиа, юристов в этой сфере, потребуется четкое регулирование, резюмировал эксперт.


Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий