img31 октября 2022 в 15:45

Моя умная крепость: возможна ли полностью защищенная система домашней автоматизации

На российском рынке умного дома в 2022 году фиксируется активный рост спроса. Однако этот восходящий тренд нельзя назвать абсолютно позитивным: ретейлеры отчитываются о росте продаж в основном смарт-устройств зарубежных брендов, зачастую не поддающихся интеграции, а самое главное – управляемых иностранным ПО, что делает их уязвимыми и небезопасными. Этих недостатков лишены операторские платформы для сервис-провайдеров, операторов, управляющих компаний и т.д., при условии, что в их основе – российское ПО.

На российском рынке умного дома в 2022 году фиксируется активный рост спроса. Однако этот восходящий тренд нельзя назвать абсолютно позитивным: ретейлеры отчитываются о росте продаж в основном смарт-устройств зарубежных брендов, зачастую не поддающихся интеграции, а самое главное – управляемых иностранным ПО, что делает их уязвимыми и небезопасными. Этих недостатков лишены операторские платформы для сервис-провайдеров, операторов, управляющих компаний и т.д., при условии, что в их основе – российское ПО.

Умные, но незащищенные

Лозунг «Мой умный дом – моя умная крепость», взятый на вооружение производителями бытовых смарт-устройств, в современных условиях нуждается в уточнении. Далеко не все решения для домашней автоматизации по факту оказываются безопасными и отказоустойчивыми. И самыми небезопасными, пожалуй, являются устройства, о бурном росте продаж которых отчитываются ретейлеры с конца прошлого года. Так, по информации сети «М.Видео-Эльдорадо» в первом полугодии этого года спрос на товары в категории «умный дом» вырос на 53% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом лидеры продаж - розетки, пульты, лампочки, в основном представленные китайскими брендами - Xiaomi и Aqara (последний – саббренд Xiaomi, выведенный на рынок в 2015 году). Также в топ брендов входят Yeelight (также управляется платформой Xiaomi) и Hiper (Гонконг). Упомянем, что в сегменте умных колонок лидируют российские бренды – смарт-динамики с голосовым помощником «Алиса» - как самого «Яндекса», так и других разработчиков.

На маркетплейсе «Сбермегамаркет» сбыт устройств для умного дома в первом полугодии 2022 года вырос еще больше - на 573% в деньгах и на 584% штуках, на Ozon – в 2,5 раза по итогам июня – июля по сравнению с тем же периодом 2021 года. Схожие темпы продаж у Wildberries – в 2,4 раза в первом полугодии 2022 года. Как и у коллег по рынку, лидируют по продажам умные колонки, светильники, управляющие пульты, смарт-розетки и лампочки, системы с датчиками движения, дыма, протечки воды, видеокамеры и хабы – и тоже преимущественно зарубежных брендов и управляемые иностранным ПО.

По мнению отраслевых экспертов, набирающий обороты тренд на импортозамещение необходимо распространить и на сегмент умного дома «Импортозамещение целесообразно в сегменте умного дома прежде всего потому, что сейчас наблюдаются перебои в поставках оборудования из-за рубежа. Кроме того, как мы узнали в этом году, иностранные производитель могут уйти с российского рынка и прекратить поддержку своих решений. Отечественный производитель всегда рядом, до него проще дотянуться», - рассуждает директор Центра Solar appScreener компании «РТК-Солар» Даниил Чернов.

По оценкам генерального директора ИАА TelecomDaily Дениса Кускова, рынок решений умного дома будет «однозначно кратно увеличиваться в размерах» в обозримой перспективе. «Если не брать качественных операторских платформ, большую долю на рынке занимали украинские решения, которые с начала года ушли из России. При этом датчики умного дома российские производители способны делать самостоятельно. По поводу отечественного программного обеспечения надо серьезно думать, потому что, по моему мнению, этот вопрос хромает. Возможно, в последнее время достойное российское ПО для умного дома уже написано», - поделился с «Телеспутником» Денис Кусков.

​Даниил Чернов добавляет, что защищенность систем умного дома зависит от конкретного производителя: кто-то защищает свои разработки лучше, кто-то хуже – нужно отдельно проверять защищенность каждой такой системы. «В целом же, если устройство умного дома защищено слабо, то это несет владельцам серьезные угрозы приватности (например, взлом системы видеонаблюдения и трансляция третьим лицам всего происходящего в помещении), а также физического ущерба недвижимости (скажем, вывод из строя системы отопления в холодное время года или отключение сигнализации с целью воровства)», - рассказал директор Центра Solar appScreener. 

О масштабах угроз, которые несут в себе зараженные устройства умного дома, дает представление кейс с вредоносным софтом RottenSys для организации ботнета. Разработанная в Китае программа-зловред еще в 2018 году заразила 5 млн смарт-устройств – по сообщениям СМИ, в основном марок Xiaomi, Oppo, vivo, LeEco, Huawei, Coolpad и Gionee. Сейчас, когда число подключенных устройств выросло в разы, размеры ботнетов могут быть гораздо больше. Особенность этого года – использование хакерами незащищенных смарт-устройств с российскими IP-адресами - роутеров, камер наблюдения и хабов для объединения в ботнеты с целью организации политически мотивированных DDoS-атак.

 

Операторы принимают вызов

Помимо устройств домашней автоматизации, приобретаемых пользователями на свой страх и риск в розничных сетях, на рынке умного дома развивается и сегмент операторских платформ, который получит активный импульс в ближайшие годы – не в последнюю очередь, из-за повышенного внимания разработчиков таких систем к безопасности своих решений. Заместитель главы Минцифры Андрей Заренин летом 2022 года оценивал объем внедрений умного дома операторского уровня (домофоны, камеры, счетчики, датчики и т.д.) в 350 млрд руб. за два с половиной года после третьего квартала 2023 года. Речь в оценке Минцифры идет о 90 тыс. многоквартирных домов.

Основную роль в этом секторе рынка умного дома предстоит играть телеком-операторам, провайдерам, операторам платного ТВ и ШПД, девелоперам, управляющим компаниям, поставщикам интегрированных систем безопасности. В расчете на них существуют B2B-платформы – разработчик предлагает оператору законченное решение, на базе которого тот предлагает своим абонентам комплексный сервис умного дома, в том числе по модели white label. Это модель организации продаж - B2B2С, когда разработчик помогает оператору внедрить у себя программно-аппаратный комплекс для предоставления услуги, а абонент получает ее, управляя смарт-устройствами через управляющий контроллер (хаб) и/или мобильные приложения.

В России собственные операторские сервисы умного дома предлагают своим абонентам федеральные телеком-компании МТС и «Ростелеком». К решениям этого же уровня можно отнести платформы «Яндекса» и Сбера, а также систему Life Control, которую c 2016 года продвигал «МегаФон», но с 2019 года передал клиентскую базу и само решение независимой компании.

МТС развивает направление умного дома на основе решений ГК «Гольфстрим», контроль над которой оператор получил в апреле 2022 года. Специализация «Гольфстрима» - охранные системы, поэтому и в предложениях МТС, связанных с умным домом, явный акцент на обеспечении безопасности. Абонентам МТС доступно несколько комплексных тарифов, в которых, наряду с мобильной связью, фиксированным ШПД и медиасервисами предлагается также базовый комплект оборудования для безопасности под брендом «Гольфстрим» (датчики открытия и движения, бесконтактный ключ, контрольная панель), подключенные к охранному центру ГК в режиме 24/7. Кроме того, абоненты МТС могут приобрести у оператора отдельные смарт-устройства Xiaomi, Aqara Yeelight, Mi (датчики движения, открытия, температуры, умные лампочки, камеры), однако их подключение не привязано к тарифам самого оператора.

«Ростелеком» сделал ставку на «коробочные» комплекты домашних смарт-устройств, для работы которых необходимо оплачивать ежемесячный тариф. Обязательный элемент системы «Ростелекома» - управляющий контроллер с беспроводным протоколом Z-Wave (через него подключаются оконечные устройства). Контроллер входит как в базовый комплект (наряду с датчиками движения и открытия), так и в расширенный (добавляются датчики протечки и дыма). Отдельный сервис умного дома «Ростелекома» - «Видеонаблюдение» с несколькими тарифами, различающимися в зависимости от срока хранения видео в облачном хранилище и качества записи. Брендированные камеры для сервиса абоненты «Ростелекома» приобретают отдельно.

Система Life Control, в рамках которой также доступно несколько «коробочных» комплектов, в настоящее время на уровне тарифов с «МегаФоном» никак не связана. Хаб системы можно подключать к мобильному интернету посредством сим-карт любых операторов, исключительно с сим-картой «МегаФона» работает лишь одно устройство Life Control – геотрекер. К платформе можно подключать устройства сторонних производителей с поддержкой протоколов Zigbee и Z-Wave, однако компания заявляет, что гарантирует работу лишь гаджетов собственного бренда. Как и в случае «Ростелекома», для работы системы требуется оплата ежемесячного тарифа.

Несмотря на большие усилия, которые вкладывают российские разработчики платформ умного дома операторского уровня в развитие своих систем, в текущих условиях их пользователи не застрахованы от сбоев и нестабильной работы. Причина здесь та же - зависимость от иностранной инфраструктуры и технологий. В мае 2022 года «Сбер» официально уведомил пользователей домашних смарт-устройств бренда SberDevices о возможных перебоях в их работе, вызванных ограничениями со стороны партнерского «облака» Tuya. «Сбер» тогда вынужден был распространить сообщение, в котором подчеркнул необходимость перехода на отечественную инфраструктуру. «SberDevices продолжает развитие полностью независимой от иностранных сервисов инфраструктуры на базе собственного облака, часть партнерских устройств уже работают на нем. Новая партия устройств умного дома «Сбер» будет выпускаться с обновленной прошивкой, которая обеспечит стабильную работу и прямое подключение к собственной платформе», - говорилось в пресс-релизе компании.

И если «Сбер» благодаря своим ресурсам смог преодолеть возникшие весной 2022 года сложности с минимальными репутационными потерями, то небольшим операторам, предоставляющим своим клиентам сервисы умного дома по модели B2B2С, преодолеть негативные последствия сбоев из-за зарубежного происхождения используемых платформ будет несравнимо сложнее.

Важно подчеркнуть, что в текущих российских условиях значение B2B2С-платформ умного дома для небольших операторов, прежде всего региональных, многократно возрастает: они позволяют на равных конкурировать с федеральными игроками, реализующими стратегии конвергентных продуктов, неотъемлемой частью которых становятся решения умного дома. Руководитель отдела продаж и маркетинга оператора SOVAtelecom (Калининград) Виталий Иванов пояснял «Телеспутнику», что региональные операторы в основном предлагают своим B2C-клиентам ШПД и кабельное ТВ в многоквартирных домах и в загородных домах, тогда как продуктовые линейки «федералов» гораздо шире, и умный дом представлен в них все масштабнее. Включая умный дом в свое предложение, региональный оператор получает возможность привлекать новых абонентов и удерживать существующих, констатировал Виталий Иванов.

Директор центра промышленного интернета компании «Интерсвязь» Олег Плотников обращал внимание «Телеспутника» на важный аспект операторских платформ домашней автоматизации – решение проблемы «зоопарка» разнообразных смарт-устройств, из которых преимущественно состоят системы бытовой автоматизации предыдущих поколений.

В частности, в рамках российской платформы DREHOME&TV, разработанной в компании GS Labs, эта проблема снимается за счет «белого» списка протестированных умных устройств, поддерживаемых на платформе. При этом разработчик кастомизирует программный комплекс в зависимости от потребности оператора-заказчика, учитывая сегмент бизнеса, технические ресурсы, и модели монетизации услуги.

В итоге оператор-услуги (будь то телеком компания, интегратор систем безопасности, застройщик и т.д) получает сервис умного дома, полностью адаптированный под свой бизнес и под своим брендом.

Стоит отметить, что в случае DREHOME&TV исключено повторение ситуации 2020 года, когда по требованию Роскомнадзора ограничивался доступ к «облаку» Amazon. Тогда российские пользователи столкнулись с массовыми сбоями в работе умного дома, контролируемого через сервера Amazon – чаще всего жаловались на нестабильную работу устройств Xiaomi и смарт-колонок Google.

В мае 2021 года продукт «Умный дом DREHOME&TV» был включен в Единый реестр российских программ Минцифры, что свидетельствует о полностью российском происхождении решения. Перед этим ключевые компоненты платформы — сервис облачного управления, приложения для ОС Android/iOS и цифровых приставок, ПО «Центр управления Умного дома DREHOME&TV», сервисы авторизации и проверки доступа, сервис обновлений получили свидетельства Роспатента.

«Мы протестировали для подключения к платформе 15 видов самых популярных смарт-устройств, которые используются для домашней автоматизации. При этом производителя устройств выбрали исходя из ассортимента и ценой доступности категорий. С их помощью мы можем показать наглядно как работает продукт на практике. При этом мы всегда делаем акцент, что суть нашего продукта именно программное обеспечение, которое полностью разработано нашими специалистами, на основе собственных технологий. Мы открыта для российских производителей умных устройств, и прочих вендоров, которые наш заказчик выбирает для своих пользователей. На сегодняшний день мы уже имеем опыт запуска услуги Умный дом в разных бизнес-сегментах на базе ТВ-приставки, Wi-Fi-роутера, IP-домофона и отдельного хаб-контроллера (standalone)», - прокомментировал Алексей Гойло, директор департамента продаж и маркетинга GS Labs.

Вопрос ценового диапазона на операторские платформы российского происхождения пока остается сложным, он решается на основе многих параметров. Плюс в том, что сейчас российские разработчики умных домов имеют все точки для роста и развития своих продуктов. А это возможно только в тесной связке с представителями бизнеса и при участии в государственных спецпроектах.  


Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий