img26 августа 2022 в 14:00

По дороге высоких технологий: как умный транспорт повышает безопасность и скорость

Интеллектуальные системы, внедряемые в транспортную отрасль Санкт-Петербурга, способны существенно сократить пробки и снизить риски происшествий на дорогах. Так, оптимизация работы светофоров позволяет достичь уменьшения задержек транспорта от 10 до 60 %, а автоматика в трамваях распознает препятствие и при необходимости останавливает транспорт, опережая реакцию водителя. Какие еще умные решения внедрены в городскую транспортную систему и когда на улицах города будут курсировать беспилотники? На эти вопросы отвечают эксперты.

Интеллектуальные системы, внедряемые в транспортную отрасль Санкт-Петербурга, способны существенно сократить пробки и снизить риски происшествий на дорогах. Так, оптимизация работы светофоров позволяет достичь уменьшения задержек транспорта от 10 до 60 %, а автоматика в трамваях распознает препятствие и при необходимости останавливает транспорт, опережая реакцию водителя. Какие еще умные решения внедрены в городскую транспортную систему и когда на улицах города будут курсировать беспилотники? На эти вопросы отвечают эксперты.

Система управления с интеллектом

По словам члена комитета по умному городу ассоциации «РУССОФТ» Сергея Федорова, с каждым годом все большую популярность в транспортной системе приобретают технологии машинного обучения и компьютерного зрения: если классическая система распознавания автомобильных номеров и нарушений скоростного режима применяется уже давно, то сейчас появляются более продвинутые и точные системы мониторинга нарушений правил дорожного движения, повреждения разметки, дефектов дорог и дорожных знаков, а также оптимизации трафика движения. «Такие системы предотвращают несчастные случаи, уменьшают пробки, увеличивают среднюю скорость передвижения и, как следствие, сокращают расходы на топливо и количество выбросов в окружающую среду», — пояснил Сергей Федоров. Он отметил, что уровень цифровизации транспортной системы в Санкт-Петербурге не уступает мировым мегаполисам и коснулся решения российских разработчиков по оптимизации работы светофоров: интеллектуальная система управления системой светофоров, как единая структура на базе подсчета трафика в реальном времени позволит существенно уменьшить пробки и риски аварий.

Пресс-секретарь «Дирекции по организации дорожного движения Санкт-Петербурга» Мила-Мария Горячева подтвердила, что внедрение новых алгоритмов светофорного регулирования — важный шаг в цифровизации транспортной отрасли. Эксперт уточнила, что при учреждении действует центр управления дорожным движением, в задачи которого входит эксплуатация и развитие автоматизированной системы управления дорожным движением (АССУД), к которой подключены порядка 65 % светофорных объектов города. «АСУДД как элемент информационной транспортной системы стала одним из наиболее эффективных инструментов поддержания устойчивого и безопасного функционирования транспортной системы, обеспечения комфортных условий движения транспортных потоков и оптимального распределения нагрузки на улично-дорожные сети. Оптимизация работы светофоров, по разным оценкам, позволяет достичь уменьшения задержек транспорта от 10 до 60 %», — прокомментировала Мила-Мария Горячева. По словам эксперта, АСУДД ведет мониторинг состояния светофорных объектов, оперативно обнаруживает неисправности и дистанционно на основании данных, полученных с установленного оборудования (детекторов транспорта, видеокамер), корректирует режим работы светофорного объекта. «Указанное периферийное оборудование позволяет внедрять адаптивное управление светофорными объектами в зависимости от текущей транспортной загруженности улично-дорожной сети, автоматически изменяется длительность разрешающих сигналов, что позволяет устранять или минимизировать заторы на перекрестках», — добавила эксперт.

Мила-Мария Горячева также сообщила о новом направлении работы «Дирекции по организации дорожного движения Санкт-Петербурга» — единой платформе управления транспортной системой, которая обеспечивает сбор и аналитику транспортных потоков в режиме реального времени с возможностью визуализации и поддержки принятия решения. «Главная цель платформы — организация взаимосвязанного функционирования всех подсистем и сервисов информационной транспортной системы дорожной сети города, как единого целого для повышения пропускной способности транспортной сети и повышения безопасности всех участников дорожного движения», — подытожила эксперт.

Как отметил Сергей Федоров, сегодня при попытках внедрить свои решения компании сталкиваются с проблемами в получении различных разрешений, лицензий, доступов. «К примеру, если ваше решение распознает номерные знаки в плохих условиях существенно лучше, чем уже внедренные системы, которые получили лицензии, то крайне затруднительно внедрить более современное программное обеспечение», — пояснил эксперт.

Трамваи со страховкой от человеческого фактора

Как подчеркнула Мила-Мария Горячева, новым и важным нововведением в рамках Концепции развития городского общественного транспорта является создание приоритета для движения общественного транспорта. Первоочередные маршруты, на которых вводится светофорный приоритет — трамвайные. Приоритетные условия создаются за счет взаимодействия оборудования, установленного на светофорном объекте, с оборудованием на подвижном составе общественного транспорта: светофорное регулирование способствует сокращению задержек в движении транспорта, повышает надежность соблюдения графика. Все это вкупе с обновлением парка автобусов и троллейбусов, высоким уровнем обслуживания повышает привлекательность общественного транспорта. Такая работа проводится совместно с Комитетом по транспорту администрации города, «Горэлектротрансом» и «Пассажиравтотрансом».

Директор «Горэлектротранса» Денис Минкин сообщил, что во исполнении шести государственных контрактов в 2022-2023 годах предприятие получит 286 троллейбусов и 192 трамвая. Согласно техническому заданию «Горэлектротранса», все поступающие в город трамваи оборудованы комплексом активной помощи водителю, который включает систему активной безопасности и систему контроля бодрствования водителя.

«В систему активной безопасности входят видеокамеры и радар-детектор с высокой чувствительностью, точностью восприятия и передачи информации. Система обладает самостоятельным правом осуществлять торможение, если распознает препятствие. Например, в темное время суток автоматика сработает быстрее скорости человеческой реакции. Если водитель не среагировал, то система снижает скорость трамвая либо останавливает его. Система контроля бодрствования водителя включает видеокамеру, программное обеспечение, кнопку бдительности и следит за состоянием водителя и, если видит отклонения, подает водителю соответствующий сигнал. Это страхует от человеческого фактора, когда водителю неожиданно стало плохо, он заснул или отвлекся от управления», — рассказал Денис Минкин. В то время, как такие системы еще не внедрены в России и мире, в Санкт-Петербург уже прибывают серийные трамваи по новым контрактам в рамках реализации программы развития Горэлектротранса «Сохраняя историю, движемся в будущее», отметил руководитель «Горэлектротранса».

400 улиц для беспилотников

По информации комитета по транспорту администрации города, в августе правительство Санкт-Петербурга поддержало инициативное предложение Министерства экономического развития РФ и проект постановления правительства об экспериментальном правовом режиме в сфере цифровых инноваций по предоставлению транспортных услуг по перевозке грузов, пассажиров и багажа с использованием высокоавтоматизированных транспортных средств. В рамках инициативы в Санкт-Петербурге в скором времени начнут тестирование беспилотного транспорта. Оказание таких услуг предусматривает несколько особенностей: участник экспериментального правового режима имеет право заниматься перевозкой грузов, в том числе на возмездной основе, лишь при наличии опыта эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств в рамках экспериментального правового режима или эксперимента не менее двух месяцев, а по перевозке пассажиров и багажа — не менее полугода. Перевозка осуществляется на основании публичного договора фрахтования и не требует специального разрешения и оформления путевых листов. В тестировании применяется высокоавтоматизированное транспортное средство категории M1 (используется для перевозки пассажиров и имеет, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения, — прим. ред.).

«Тестирование усовершенствованного транспорта не сопряжено с необходимостью взаимодействия с существующей технологической инфраструктурой города — не требуется взаимодействие с дорожными контроллерами, дооснащение придорожной инфраструктуры дополнительными блоками. В связи с этим в настоящее время рассматривается возможность использования беспилотного транспорта на порядка 400 городских улиц. В целях обеспечения безопасности дорожного движения перечень улиц еще будет согласовываться с Госавтоинспекцией Санкт-Петербурга и Ленинградской области и Федеральной службой охраны РФ», — уточнили в комитете по транспорту. Здесь также отметили, что использование высокоавтоматизированных транспортных средств, по оценке экспертов, поможет снизить количество дорожно-транспортных происшествий за счет централизованного управления таким транспортом. Кроме того, удастся уменьшить сроки доставки и стоимость транспортировки за счет экономии на заработной плате водителей и более экономичного потребления топлива.

Член комитета по умному городу ассоциации «РУССОФТ» Игорь Кучерявый, исходя из собственного опыта анализа работы интеллектуальной транспортной системы в Южной Корее и Сингапуре, заметил, что хотя новые решения базируются как на семантической модели ИТС (интеллектуальных транспортных систем, — прим. ред.), так и на использовании лидаров (технология измерения расстояний с помощью светового луча, — прим. авт.) и фотограметрии, для составления цифровых моделей транспортной системы, беспилотный транспорт может нормально работать только при условии достаточной оцифровки дорог.

Проезд по мобильному приложению

Максим Исаев, заместитель генерального директора компании - разработчика и оператора информационно-технологических решений для пассажирского транспорта, анонсировал новое мобильное приложение для пассажиров, которое начнет действовать в городе уже ближайшей осенью в рамках пилотного проекта Минтранса. «Приложение первоначально будет тестироваться на двух автобусных маршрутах „Пассажиравтотранс“. Это востребованные, большой протяженностью маршруты, которые проходят по центру города и на которых работают 43 транспортных средства. Пилотирование нового мобильного приложения будет проходить в рамках реализации стратегического проекта Минтранса по цифровизации пассажирских перевозок „Зеленый цифровой коридор пассажира“, — пояснил он.

Эксперт отметил, что данный проект должен повысить качество и снизить стоимость транспортного обслуживания, сократить время пассажиров в пути и обеспечить бесшовные внутрироссийские и международные поездки. Для этого в ходе проекта создается единый цифровой инструмент оплаты проезда для всех видов транспорта на всей территории страны, а также сервис построения оптимальных маршрутов и обеспечения бесшовных мультимодальных поездок.

«Санкт-Петербург, как первый город пилотирования, задаст высокий стандарт качества цифровых сервисов и перехода на новый уровень транспортного обслуживания. В мобильном приложении пассажиры смогут строить маршруты, прослеживать движение транспортных средств, оплачивать проезд и давать обратную связь о качестве поездки. Маршруты будут включать все виды наземного городского транспорта и пригородные электрички», — рассказал Максим Исаев.

По его словам, для оплаты проезда приложение автоматически с помощью специального датчика в транспортном средстве либо при сканировании QR-кода определит, в каком транспортном средстве находится пассажир, и какова стоимость проезда. Пассажиру достаточно подтвердить списание оплаты в приложении и предъявить электронный билет по требованию контролера. Автоматизированная оплата проезда по датчику — передовое решение, реализованное на технологиях интернета вещей.

«В ходе пилотирования к базовому сервису по мобильной оплате проезда добавится важное новшество — семейный аккаунт. Такая функция позволит пассажиру оплатить не только свой проезд, но сразу, в одной транзакции, нескольких человек. В любой момент пассажир сможет в мобильном приложении оценить поездку, задать вопросы, написать отзыв или предложения по улучшению качества обслуживания», — добавил Максим Исаев. Благодаря всем преимуществам мобильного приложения пассажир получает возможность подстроить общественный транспорт под себя, а транспортное обслуживание в городе становится гибким, удобным, комфортным и надежным, резюмировал эксперт.

Начальник отдела маркетинга СПБ ГКУ «Центра информационного сопровождения», оператора Единой карты петербуржца (ЕКП) Александр Облапенко рассказал, что ЕКП одновременно выступает в качестве банковской карты, проездного билета, объединяет в себе функции полиса обязательного медицинского страхования и скидочной карты у более чем 400 партнеров проекта. «На ЕКП можно записать любой вид многоразовых проездных билетов на городской транспорт, а также билет на пригородные поезда. Эта возможность реализована благодаря встроенному в ЕКП чипу, имеющему по сравнению с обычными банковскими картами расширенный объем памяти. На каждой ЕКП предустановлено транспортное приложение, которое по желанию держателя можно активировать в любой кассе метрополитена и записать на него проездной билет. На транспортное приложение ЕКП можно записать несколько проездных билетов, в том числе льготный», — пояснил Александр Облапенко.

Эксперт уточнил, что благодаря совместной акции российской национальной платежной системы и правительства Санкт-Петербурга при оплате проезда в метро физической картой ЕКП или приложением бесконтактных платежей на смартфоне действуют выгодные специальные тарифы.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий