Остроумный инноватор или обычный лентяй?
Александр Жадан учился очно-заочно в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) по специальности «менеджмент», поэтому защита диплома прошла в январе. Так как студент не хотел корпеть над материалами, то он прибегнул к нейросети ChatGPT. Это бесплатный чат-бот, который может изображать собеседника. Уникальность этой программы в том, что она способна не просто вести светскую беседу, а создавать интернет-сайты, статьи, песни, сюжеты, а теперь, как выяснилось, еще и писать дипломы. Нейросеть составила план диплома, а после написала весь текст. Студенту потребовалось лишь немного доработать некоторые фрагменты. Работа прошла «Антиплагиат», набрав 82 % уникальности, и в итоге выпускник прошел все проверки и защитил диплом на тройку.
Ректор Славяно-Греко-Латинской Академии, отец Сергий Храмешин ознакомился с текстом диплома студента и объяснил, как такая работа могла пройти проверки. «Аттестационная комиссия в тот момент не предполагала наличие подобных технологий по написанию диплома, а теперь будет предполагать. Тройка была поставлена за текст, а не за умения и знания, которые вместе с данной работой должен показать выпускник. Когда ставится удовлетворительная оценка — это всегда снисхождение к студенту, чтобы он хоть как-то мог выпуститься», — рассказал он.
В том, что такой инцидент произошел, не виновата ни система «Антиплагиат», ни комиссия, при которой защищалась эта работа, считает проектный директор диджитал-агентства «Интериум» Айта Лузгина. Она отметила, что в данном случае вопросы должны быть к системе контроля качества. «Нельзя говорить, что образование не справляется: его хоронили и после появления интернета. “Антиплагиат”, к слову, тогда и стал механизмом контроля в ответ на него. Скоро система научится засекать и ChatGPT», — поделилась она.
Некоторые вузы за границей проверяют работы студентов на использование искусственного интеллекта, уточнил профессор НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Даниил Александров. «РГГУ просто не применяет такие технологии, так как пока нет массового возможности использования подобных ресурсов», — сообщил он.
Впрочем, такие технологии не применяются и другими российскими вузами. Но если тенденция получит распространение, то учебные учреждения начнут использовать специальные системы по типу find GPT (найди GPT, — прим. авт.), заверил директор по работе с органами государственной власти «Биорг» Илья Веригин.
Даниил Александров подчеркнул, что никакой катастрофы из-за подобного инцидента с Жаданом не случилось, так как у него доступ к нейросети был в порядке эксперимента. «Этот парень остроумный инноватор. Он первым решил применить такую технологию. Однако постепенно это войдет в норму», — обратил внимание профессор НИУ ВШЭ.
После того как в РГГУ узнали, что нейросеть написала за студента диплом, то начали проверку. Между прочим, Александр сам признался, что использовал для написания работы ChatGPT. После обнародования этой информации в университет стали поступать жалобы с требованием аннулировать диплом.
По мнению отца Сергия Храмешина, вполне вероятно, что этот студент мог быть не первым, кто освоил данную технологию для целей написания квалификационной работы, так как эта нейросеть с открытым кодом была известна для составителей текстов. «Когда я услышал, что в РГГУ устроили разбирательство и, вероятно, хотят наказать каким-то образом сообразительного студента, то смутился. За что? Ведь результат они получили. Студент решил наиболее эффективным способом задачу по написанию диплома. К нему в этом смысле особых претензий пока не должно предъявляться. Но по всей видимости парень оказался недостаточно хитрым, раз всем разболтал, что сам фактически не писал, а только редактировал диплом. Но зато он не стал скрывать способ обхода длительной работы по написанию текста», — заявил отец Сергий.
Даже если Жадан первый, кто решил поступить таким образом, то он все равно достоин получения диплома. «Главное, чтобы были приняты меры для недопущения в будущем подобных инцидентов», — резюмировал ректор Славяно-Греко-Латинской Академии.
Даниил Александров убежден, что скоро создатели ChatGPT сделают его платным, поэтому использовать эту нейросеть будет не так просто. «Кроме того, в обозримом будущем наступит система регуляции, при которой какие-то услуги этот ИИ не будет оказывать, потому что для вузов подобные технологии могут стать полной катастрофой», — заявил он.
Для вузов подобные технологии могут стать полной катастрофой
В итоге Жадана решили не наказывать, однако в Минобрнауки подчеркнули, что после подобного инцидента университеты и институты должны подумать об изменении подхода к проверке знаний у студентов.
Что не так с системой классического образования?
В вузах понимают, что систему проверки знания у обучающихся пора менять. Отец Сергий Храмешин считает, что защита выпускных квалификационных работ и диссертаций как текстов устарела и осталась в XIX веке. «Подтверждением квалификации должно быть умение наиболее эффективно достигать задач, а не способность писать тексты. Раньше написание текста должно было подтвердить умение и навыки работы с научным аппаратом, подготовить выпускника к бюрократической работе. Текст сочинения, дипломной работы или диссертации был наиболее доступным в свое время способом оценки результата освоения образовательной программы тогда, когда обучающиеся корпели в библиотеках над книгами, а потом полученные и переработанные, в худшем случае пересказанные, идеи излагали в текстах», — поделился он.
По мнению Даниила Александрова, студенты должны писать подобного рода тексты не для получения оценки, а для того, чтобы лучше думать и понимать, то есть самосовершенствоваться. «В этом и заключается идея университетского образования. В XIX веке было разделение университета и технических вузов — в последних готовили специалистов по разработке приборов, двигателей и технологий, ЛО которых требовались определенные навыки и умения; а те, кто учился в университетах, должны были не компетенции осваивать, а самосовершенствоваться в умственном развитии. Уже до всех ИИ у нас была опасность утратить эту функцию университета, потому что обучающиеся должны думать и уметь писать, а не выдавать тексты, написанные ИИ. Есть опасность, что люди еще меньше будут учиться. При этом если это станет модой, то даже самые хорошие студенты будут использовать подобного рода технологии, потому что так устроена человеческая природа», — заявил профессор НИУ ВШЭ.
Для решения этой проблемы профессор предлагает вернуться к докомпьютерному времени, когда все писали эссе в кабинете от руки. «Очень сложные экзамены в старых классических университетах могли выглядеть так: людям давали тему, после этого они шли в библиотеку и читали книжки, а затем проходили в аудиторию и в течение нескольких часов писали от руки свои эссе», — рассказал он.
Даниил Александров также отмечает, что дипломная работа, например, в бакалавриате должна стать некой привилегией. «В лучших американских университетах дипломные работы в бакалавриате защищает всего лишь 10 % студентов или меньше, остальные отказываются от этого и спокойно получают диплом, потому что там защитить дипломную работу — это привилегия и особое достижение. Ее разрешают не всем», — сообщил он.
Но классическое образование должно остаться, считает отец Сергий. «Оно доказало свою эффективность в формировании не только специалиста, но и личности, которая в случае с активным взаимодействием с нейросетью может слишком довериться ей в творчестве, что является одним из основных показателей ее идентичности и суверенности. Да, нейросети это попытка включить режим Бога для человека, а точнее, вместо Бога. Но без интернета эти технологии не работают, а человек должен уметь обходиться без интернета. Таким образом, классическому образованию пока не видно альтернативы. Однако от педагогического состава потребуется умение не только для обучения технологиям, но и уделения внимания личности студента, чтобы тот воспитался и остался человеком при взаимодействии с нейросетью и не только», — подытожил он.
Нейросети это попытка включить режим Бога для человека, а точнее, вместо Бога
В образовании интеграция ИИ может привести к необходимости в новых навыках и компетенциях, таких как грамотность в отношении данных и способность работать с такими системами, подчеркнул технический директор платформы корпоративных коммуникаций и мобильности eXpress Максим Клименко. «Это потребует от систем образования адаптации и развития для удовлетворения меняющихся потребностей рабочей силы. В то же время искусственный интеллект может произвести революцию в образовании, предоставляя персонализированный опыт обучения и обеспечивая более эффективную и результативную оценку и оценивание», — заявил он.
Такого же мнения придерживается руководитель инсорсинговых направлений ГК ITGLOBAL.COM Ольга Звагольская, которая считает, что искусственный интеллект можно рассматривать как инструмент, позволяющий расширить возможности обучения. «К примеру, нейронные сети могут использоваться для автоматизации повторяющихся задач, таких как оценка заданий или анализ данных, а также для персонализации обучения», — перечислила она.
Директор по развитию направления игровой индустрии университета «Синергия» Михаил Пименов добавил, что в ближайшее время в образовании появятся новые направления, которые будут делать особый акцент на подготовке операторов по работе с инструментарием, в основе которого лежат нейросети. «Запрос на таких специалистов будет стремительно расти, потому что это профессия будущего, которая будет становиться все более востребованной. Работать с нейросетями тоже нужно уметь, как и разбираться в их работе изнутри», — резюмировал он.
По словам директора по стратегии и сооснователя Napoleon IT Руслана Ахтямова, половина всех коммерческих университетов вынуждена будет полностью трансформироваться в течении следующих пяти лет, а те, кто этого не сделают, разорятся. «Такие технологии как ChatGPT стирают монополию университетов на знание и размывают понятия экспертности, и противостоять этому совершенно бесполезно. Лучшее, что университеты могут сделать — это взять эти механики и встроить в образовательный процесс», — подытожил он.