Как отметил министр Правительства Москвы, руководитель ДИТ Эдуард Лысенко, сегодня практически не осталось направлений, для которых не существовало бы соответствующего онлайн-сервиса для москвича. «Такого уровня сервисов нет ни в одном городе России, поэтому все так завидуют москвичам, когда приезжают в столицу. Такого уровня доступности онлайн-сервисов нет даже ни в одном городе Европы», — заявил он. По словам Эдуарда Лысенко, у ДИТ есть свой инструмент развития дополнительных сервисов и услуг в рамках телеком-экосистем — «ромашка потребностей человека». Она формируется из различных поставщиков услуг — технологических и телеком-компаний.
ДИТ сравнил опыт 30 крупных сотовых операторов из 11 городов мира (Москва, Нью-Йорк, Нью-Дели, Сингапур, Сеул, Пекин, Токио, Лондон, Берлин, Париж, Барселона). Всего рассматривалось 27 сервисов и услуг, сгруппированных по девяти направлениям: ИТ-услуги (в том числе, для транспорта), развлекательный контент, сервисы в сфере здоровья, финансовые и образовательные сервисы, умный дом, бизнес-услуги (В2В) на основе больших данных, 5G-тарифы и устройства. Результаты исследования доступны здесь (откроется PDF-файл).
В 2020 году основа всех ИТ-услуг, рассматриваемых в исследовании, — облачные технологии для В2В (облачная АТС, дата-центр, файловый ресурс). 80% приходится на мобильные антивирусы, 60% — на облачные технологии для потребительского сегмента, или В2С (как правило, это хранение данных). При этом рост количества операторов, предоставляющих облачные сервисы в В2В- и В2С-сегментах, за прошлый год практически сравнялся (рост на 7 и 8 пунктов соответственно).
В сфере транспорта наиболее распространены В2В-услуги, включающие мониторинг транспортных объектов (97%) и разработку беспилотного транспорта (47%). Кроме того, развиваются В2С-сервисы с информацией о техническом состоянии и местонахождении автомобиля (43%). Больше всего решений для транспорта предлагают операторы в Берлине, Мадриде, Сеуле и Пекине, рассказал руководитель продукта «Аналитика» ДИТ Иван Бутурлин. В отличие от зарубежных телеком-операторов московские предлагают решения в основном для юридических лиц.
Из развлекательных сервисов операторы в основном отдают предпочтение видео, музыке, играм, книгам и прессе
Из развлекательных сервисов операторы в основном отдают предпочтение видео, музыке (93%), играм (77%), книгам (50%) и прессе (47%). Телеком-компании Москвы и Парижа лидируют по количеству услуг в сфере развлекательного контента. Директор по продуктам и технологиям больших данных «Билайна» Константин Романов отметил, что по итогам 2020 года в сравнении с годом ранее оператор в Москве и области показал рост трафика онлайн-кинотеатров на 41%, установок приложения сервиса «Музыка Билайн» — на 40%, использования игровых приложений — на 36%, трафика видеохостингов — на 31%.
В 2020 году суммарно во всех 30 странах практически на 30% выросло количество операторов, предлагающих сервисы в сфере здоровья: 93% операторов обратили внимание на устройства для мониторинга показателей здоровья, 63% — на услуги для медицинских учреждений, 40% — на телемедицину, 30% — на приложения для фитнеса. По этому направлению лидируют Москва и Токио. Почти на 10% выросло количество операторов, предлагающих услуги «умного» дома. 80% компаний продают соответствующие смарт-устройства, 47% предлагают отдельные тарифы для «умного» дома, а 20% арендуют устройства. Лидером здесь является Сеул.
Среди финансовых сервисов наиболее популярны оплата со счета телефона (87%), банковские карты (53%), мобильные платежи/кошельки (43%), банковские услуги (33%). Мобильные кошельки больше распространены в Москве и Нью-Дели, платежи со счета телефона — в Европе и США. Несмотря на рост финансовых сервисов, собственные банки есть далеко не у каждого оператора, исключения — Orange в Париже, Airtel в Нью-Дели, МТС в Москве, O2 в Берлине, КТ в Сеуле.
В направлении В2В-услуг на основе больших данных 83% операторов предлагают Интернет вещей (IоТ), геоаналитику и анализ аудитории. Как отметил вице-президент, директор региона «Москва» компании МТС Дмитрий Рылов, в 2020 году сервисы больших данных более чем на 20% сократили расходы в наружной рекламе.
Несмотря на резко возросшую популярность образовательных сервисов в прошлом году, они оказались менее распространены у операторов. Хотя бы одну такую услугу предлагают 52% телеком-компаний (годом ранее — 41%). В 47% случаях это образовательные онлайн-курсы, в 23% — средства онлайн-образования (платформы для публикации курсов, создания контента, проведения видеоконференций). Московские операторы в основном предлагают сервисы обучения для детей по предметам школьной программы, иностранные — обучающие курсы в области новых технологий, к примеру, 3D-дизайн, VR/AR, робототехника, программирование.
Иван Бутурлин рассказал, что в подавляющем количестве случаев операторы связи выступают платформой для комплексного предложения партнерских сервисов и услуг в ИТ, финансах, телемедицине, развлечениях. Реже — создают собственные сервисы с нуля. ИТ-услуги в области транспорта в 2020 году стали базовым экосистемным направлением наряду с ИТ и развлекательным контентом.
По словам директора по развитию корпоративного бизнеса региона «Столица» «Мегафона» Александра Шинкарева, выручка по сетевым и облачным продуктам компании выросла в 2,9 раз, по Интернету вещей — в 1,2 раза. Больше 40% выручки от цифровых продуктов приходится на Москву и Московскую область.
«Мы отметили рост спроса на цифровизацию домохозяйств в 2020–2021 годах в три раза, а также рост количества московских домохозяйств с умными устройствами в два раза», — сообщил Дмитрий Рылов.
Исследование показало, что в 2020 году 77% рассматриваемых операторов стали предлагать специальные тарифы и смартфоны с поддержкой 5G. Используя возможности связи пятого поколения, компании стремятся создавать новые услуги: VR/AR, стриминговые сервисы, облачный гейминг, видео.
Согласно исследованию, 91% москвичей пользуются смартфонами, более 90% — интернетом. Хотя бы раз обращались к интернет-сервисам (онлайн-заказ такси, продуктов и услуг, запись на приемы специалистов и другие) 72% пользователей интернета. При этом среднее потребление мобильного интернет-трафика на семью за 2020 год выросло на 46% — с 21 Гб до 31 Гб. В каждой второй семье есть телевизор с выходом в интернет; в каждой третьей семье домашние устройства управляются со смартфона.