Кризис — прививка для отрасли
В своем приветственном слове модератор мероприятия, директор Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко, пояснил актуальность темы и напомнил, что отрасль информационных технологий (ИТ, — прим. ред.) переживает уже не первый кризис. К примеру, в 2020 году в связи с пандемией аналитики РАЭК ожидали негативного сценария развития экономики Рунета, предвидя рост рынка не более чем на 6 %, но потом трижды корректировали свой прогноз. В итоге же фактический показатель составил 15 %, а за 2021 год — 42 %. «Исходя из этого, можно считать, что кризисы для Рунета сродни прививке, после которой он укрепляется и находит ресурсы для дальнейшего развития», — заметил Сергей Плуготаренко. Но сегодня в связи с геополитическим фактором сложилась беспрецедентная ситуация, продолжил он. По прогнозам РАЭК, экономика Рунета вырастет только на 11 %, да и то потому, что ей поможет сильный «цифровой контур» (экосистема компаний, получающих основной доход в сферах цифрового контента и электронной коммерции, — прим. ред.), госсподдержка и рост спроса на цифровые услуги со стороны пользователей.
Станут ли наблюдаемые нами кардинальные изменения внезапным потрясением для отрасли или откроют окно в новый мир? Сергей Плуготаренко попросил ответить на этот вопрос участников дискуссии и первому предоставил слово главе Минцифры Максуту Шадаеву.
Руководитель министерства рассказал о результатах анализа потребления трафика абонентами так называемой «большой четверки» (МТС, «МегаФон», «Билайн» и Tele2, — прим. авт.). Большинство пользователей по-прежнему предпочитает просмотр контента на YouTube — на него в среднем приходится 18 % мобильного трафика. На 2 % снизился трафик у TikTok, доля которого ранее составляла 12 %. «На ныне заблокированные в России Twitter, Facebook, Instagram в общей сложности приходилось 12—13 % трафика. Статистика показывает, что только пятая часть этого трафика ушла в VPN, от чего выиграл Telegram, у которого в результате трафик увеличился с 2 до 6 %. Трафик WhatsApp по-прежнему составляет 2 %. Показал существенный рост трафик “ВКонтакте” — более чем на треть, по этому показателю он уступает лишь YouTube. Эти структурные подвижки показывают активность пользователей», — поделился Максут Шадаев.
Генеральный директор компании VK Владимир Кириенко рассказал, что в течение месяца после начала известных геополитических событий наблюдался приток аудитории в соцсеть «ВКонтакте», ее ежедневная аудитория достигла 50 млн пользователей. «Мы увидели не только приток новых пользователей, но и увеличение продолжительности пребывания их на платформе», — уточнил он.
Как признался гендиректор «Лаборатории Касперского» Евгений Касперский, в этот непростой период компания боролась с кибератаками, замещала ушедших из РФ зарубежных игроков рынка и спасала свой международный бизнес, поскольку в Европе существенно упали продажи. Эксперт отметил, что от кибератак пострадали в основном те компании, которые не уделяли достаточно внимания вопросу кибербезопасности. В то же время количество мошеннических действий снизилось на 20 %. «С точки зрения кибербезопасности российский рынок становится очень интересным. И рубль стал привлекательным, и экспортный потенциал никуда не делся», — выразил оптимизм Евгений Касперский.
Генеральный директор Skillbox Дмитрий Крутов сообщил, что единственный показатель, который сохранил положительную динамику на рынке дополнительного профессионального образования — востребованность курсов программирования: она выросла на 120 % по сравнению с прошлым годом. Эксперт признался, что сложности, которые возникли у компании, были связаны со спецификой ее деятельности. «Большинство наших клиентов оплачивают услуги в рассрочку, а банковская система фактически месяц была недоступна», — пояснил Дмитрий Крутов.
На рынке рекламы тоже наблюдалась своя драма, поделился исполнительный директор Ассоциации коммуникационных агенств России (АКАР) Валентин Смоляков. По его словам, маркетинговую активность приостановила большая часть рекламодателей, в том числе иностранные компании, которые еще остаются в России. «Касаемо интернета, мы потеряли большую часть инвентаря, а активно меняющаяся регулирующая база затребовала оперативной перестройки. Таким образом мы не досчитались более 50 млд рублей. В рекламной индустрии работают около 1 млн человек. Согласно нашим опросам, примерно на 30 % произошло сокращение кадров и падение зарплаты. Предполагаем, что падение рынка в этом году составит 50 %. Кроме того, настораживают предстоящие в сентябре серьезные законодательные риски, связанные с маркировкой рекламы», — выразил беспокойство Валентин Смоляков.
Вызовы как точки роста
Сергей Плуготаренко предложил экспертам обозначить главные вызовы, которые встали в свете недавних геополитических событий.
Главным вызовом для государства как для регулятора Максут Шадаев назвал необходимость введения ограничений.
По мнению Владимира Кириенко, вызовами стали необходимость повышения мощностей ИТ-инфраструктуры, отработка сервисов и качественный онбординг (адаптация клиентов к новому продукту, — прим. ред.). К тому же, добавил он, социальные сети становятся лучше не только при наполнении их новыми продуктами, но и при условии увеличения контента. «Ситуацию воспринимаем как новые возможности, зону роста. Ничто так не мотивирует ИТ-отрасль, как яркая амбициозная цель», — убежден Владимир Кириенко.
Определить, кого в первую очередь обучать, какие ресурсы развивать и как обеспечить максимально эффективную работу вузов — вот главный вызов, сказал Дмитрий Крутов.
Российский рынок кибербезопасности научился функционировать в экстремальной ситуации, констатировал Евгений Касперский. «Нам удивляются: „Как [вы] смогли [развиваться в таких условиях]? А можно [у вас этому] научиться?“ Мы будем учить, но не бесплатно», — пошутил он.
Партнерство — драйвер развития
Сергей Плуготаренко привел данные компании Mediascope, согласно которым аудитория Рунета достигла 100 млн человек, 74 % населения выходят в интернет через смартфоны, россияне все больше интересуются новостным контентом, а с марта стали больше времени проводить в Сети. «Останется ли Рунет частью глобальной экосистемы и каковы перспективы отрасли на ближайшие 2—3 года?» — обратился он с вопросом к участникам дискуссии.
«В обозримые сроки крупные зарубежные игроки не вернутся [в РФ], поэтому сегодня [запускается] много проектов, нацеленных на закрытие освободившихся ниш отечественными компаниями», — сообщил Максут Шадаев. Глава Минцифры посетовал на отсутствие конкуренции среди многих сервисов и попросил лидеров отрасли не использовать свое монопольное положение и не удерживать высокие цены, так как это тормозит развитие. «В любом случае нам придется отстраивать свою экосистему. Задача государства — не увеличивать свое влияние, отрасль должна оставаться рыночной, конкурентной», — заключил Максут Шадаев.
Глава Минцифры посетовал на отсутствие конкуренции среди многих сервисов и попросил лидеров отрасли не использовать свое монопольное положение и не удерживать высокие цены, так как это тормозит развитие.
Владимир Кириенко уверен в том, что конкуренция с мировыми лидерами простимулирует создание новых продуктов. «До конца текущего года мы будем искать российские аналоги ушедших сервисов. Думаю, в начале 2023 года появятся лидеры среди тех, кто займет освободившиеся ниши. После этого будут формироваться фокус и централизация, корпоративная компетенция бизнеса. Каждая компания определит для себя центральное ядро экосистемы, фокус компетенции, в который она готова инвестировать», — предположил Владимир Кириенко. Эксперт сообщил, что VK проведет централизацию вокруг своих ключевых сервисов и рассчитывает на развитие партнерств. «Уже сейчас мы, представители ИТ-индустрии, стали гибче и дружелюбнее, так как поняли, что перед угрозой внешних вызовов нам лучше быть вместе. Совместно развивая сервисы, мы сможем предоставить лучшие продукты для россиян», — подчеркнул Кириенко.
Для Skillbox драматичным станет изменение бизнес-стратегии под новые правила локального рынка, признался Дмитрий Крутов. В ближайшие годы произойдет переход от массовой цифровизации всех продуктовых вертикалей к усилению точечных, а также переориентация с бурного роста на рост эффективный, предположил он. В Skillbox прогнозируют замедление роста локального рынка, но услуги компании все более востребованы в бывших республиках Советского Союза, а также в странах Латинской Америки. «Мы сейчас уже продумываем выход на рынки Азии, Индии, Китая, Латинской Америки. Мне кажется, что разворот в ту сторону, в частности, с точки зрения и маркетинговых коммуникаций, и продуктовых коммуникаций, мы увидим достаточно сильный», — рассуждает Дмитрий Крутов.
Возлагает надежды на сотрудничество с названными странами и Валентин Смоляков, поскольку, по его словам, малейший рост экономики поможет усилению рекламного рынка, а он, в свою очередь, зависит от потребительского рынка, от того, как российские владельцы иностранного бизнеса выстроят маркетинг. «Большой потенциал вижу в творческом креативе, к тому же, передел потребительского рынка всегда сопровождается рекламными инвестициями, что улучшает индустрию. Не верю в затяжной кризис, потому что кризисов пережили много, но в рекламной индустрии трехлетнего кризиса не припомню», — прокомментировал Валентин Смоляков.
В ближайшие годы «Лаборатория Касперского» станет делать основной упор на построение систем гарантированной защиты, исключающих возможность взлома, поделился Евгений Касперский. «В длительной перспективе намерены построить систему, которая не потребует антивируса, она уже сама по себе будет имунной», — сообщил эксперт.
Как отрасли вырастить кадры
Сергей Плуготаренко напомнил, что третий пакет мер поддержки ИТ-отрасли предполагает существенную помощь игрокам рынка, но кадровая проблема все равно остается. «Насколько она глубока сегодня и что сделать для ее разрешения?», — задал тему для обсуждения модератор.
Максут Шадаев согласился с тем, что в последние месяцы проблема кадров стала острее, потому что с учетом оттока из страны ИТ-специалистов их требуется еще больше. Он анонсировал запуск программы двухлетних курсов обучения старшеклассников языкам программирования, открытие цифровых кафедр в 106 вузах, а также увеличение количества мест в вузах на ИТ-специальности. «Понимаем, что разработчики — это ядро отрасли, поэтому будем наращивать их численность, улучшать качество их обучения. Нам нужно в полтора раза увеличить объем выпуска по всем нашим программам, приглашаем бизнес еще больше интегрироваться с нашими вузами», — призвал Максут Шадаев.
Дмитрий Крутов сообщил, что Skillbox подписал с ведущими вузами страны меморандум о развитии онлайн-образования. В ближайшее время к программе присоединятся другие вузы. «Для нас как для образовательной компании сейчас самый большой вопрос упирается в организацию правильных коллабораций», — констатировал он.
Владимир Кириенко тоже подтвердил важность взаимодействия с вузами. Он сказал, что компания открывает собственные лаборатории в учебных заведениях. «Если студент на втором—третьем курсе профессионально занимается ИТ, то он уже обладает рядом компетенций и знаний, поэтому для нас важно в этот момент сопроводить, обучить его таким образом, чтобы по окончании вуза он имел возможность пару раз пройти стажировку в разных компаниях. Подобный подход обеспечивает ему более высокий статус, уровень дохода и добавленную ценность, которую он может дать для компании», — поделился опытом эксперт. Кириенко добавил, что VK рассматривает потенциальных кандидатов на олимпиадах, в которых принимают участие ученики школ из девятых—одиннадцатых классов.
Дмитрий Крутов считает, кадровый голод проявится не в ближайшие три месяца, а позже. С этим прогнозом согласился Валентин Смоляков. Он уточнил, что в рекламной индустрии кадровой проблемы нет в силу сокращения штатов и зарплат. Как только в отрасли возобновится рост, появится и дефицит специалистов. «В рекламной индустрии кадровый вопрос встанет достаточно остро, потому что она технологичная, инновационная, требующая специального образования. Поэтому наша ассоциация сегодня продолжает вести деятельность по подготовке кадров. Мы в апреле провели конференцию с заведующими кафедрами вузов, запустили digital-практикум АКАР. Думаю, максимум через год нам придется этому направлению уделять больше внимания, в том числе запустить стажировки в крупных рекламных агенствах», — заключил эксперт.
«С появлением “цифры” увеличивается потребность в инженерах. Очень хорошо, что наше государство вкладывается в профессиональное образование», — считает Евгений Касперский.
Заканчивая дискуссию, Сергей Плуготаренко констатировал, что шаги, предпринятые для перестройки работы в новых условиях, не стали шоковыми и выразил уверенность в том, что текущие события преподнесут новые возможности для всех игроков рынка.