img29 декабря 2022 в 10:27

Умное решение: как небольшому оператору, девелоперу и УК выйти на рынок домашней автоматизации

Прогнозы экспертов о расширении концепции умного дома до масштабов массового рынка в 2022 году воплощаются в реальность. Пусть и с опозданием на несколько лет по сравнению с оценками, но идея домашней автоматизации в России миновала стадию early adopters (первые энтузиасты) и начала овладевать массами. Число реализованных ретейл-сетями домашних смарт-устройств уже измеряется десятками миллионов. А это означает, что настало время занимать свою нишу на перспективном рынке smart home и небольшим телеком-компаниям – локальным интернет-провайдерам и операторам кабельного ТВ, а также застройщикам и управляющим компаниям.

Прогнозы экспертов о расширении концепции умного дома до масштабов массового рынка в 2022 году воплощаются в реальность. Пусть и с опозданием на несколько лет по сравнению с оценками, но идея домашней автоматизации в России миновала стадию early adopters (первые энтузиасты) и начала овладевать массами. Число реализованных ретейл-сетями домашних смарт-устройств уже измеряется десятками миллионов. А это означает, что настало время занимать свою нишу на перспективном рынке smart home и небольшим телеком-компаниям – локальным интернет-провайдерам и операторам кабельного ТВ, а также застройщикам и управляющим компаниям.

Как развивался умный дом в РФ в 2022 году

«Российский рынок умного дома в 2022 года прошел переломную точку, он стал значимым в продажах для розничных сетей, онлайн-магазинов и демонстрирует агрессивный рост, который может сохраниться в ближайшие годы. Для торговых сетей именно устройства умного дома могут стать ключевым продуктом в ближайшие годы, так как, помимо непосредственной продажи, тут могут быть и услуги: настройка, инсталляция системы, обслуживание», - подвело итоги рынка домашней автоматизации в 2022 году аналитическое агентство Mobile Research Group. Аналитики оценили число российских домохозяйств, постоянно использующих системы smart home к концу декабря в более чем 1 млн, а объем рынка умных устройств по итогам года превысит 4 млрд руб. При этом на два основных канала продаж систем умного дома - магазины потребительской электроники и розничные магазины для дома, супермаркеты приходится 98% (по 52% и 46% соответственно), а на оставшиеся форматы («другие» в классификации Mobile Research) – всего 2%. О «других» каналах продаж и поговорим, поскольку малая доля в сложившейся системе сбыта означает низкую базу в маркетинговых категориях, а значит – реальную возможность показать опережающий рост в ближайшие годы.

В Mobile Research констатируют, что каналу продаж, предполагающему самостоятельный выбор покупателем и комплектование системы в магазине, присущ серьезный недостаток: пользователей отпугивает потенциальная сложность настройки системы, необходимость разбираться в ней. «К сожалению, для «коробочных решений», которые составляют большинство продаж, в России почти нет услуг установки и настройки. Торговые сети не предлагают такой сервис, что является блокирующим фактором для развития рынка умного дома», - подчеркивает Эльдар Муртазин, ведущий аналитик Mobile Research Group.

Этих недостатков лишены операторские B2B2C-системы умного дома, которые и формируют «другие» каналы продаж в классификации аналитиков. В этом сегменте работают операторы связи, предлагающие подключение к платформам домашней автоматизации в составе своей продуктовой линейки наряду с услугами мобильной связи, ШПД и платным ТВ. К ним примыкают девелоперы и застройщики и создаваемые ими управляющие компании, которые оснащают свои жилые комплексы (ЖК) системами умного дома еще на этапе строительства и затем предоставляют соответствующие сервисы покупателям квартир в ЖК. В случае B2B2C-систем настройку, инсталляцию платфоры, ее обслуживание берут на себя операторы, снимая блокирующий фактор, о котором говорят в Mobile Research Group.

 

Почему продуктовые стратегии на рынке умного дома зависят от масштаба бизнеса оператора

Создавая продуктовое предложение на рынке умного дома, оператор, девелопер или УК может выбирать одну из следующих стратегий.

Во-первых, он может самостоятельно разработать решение полностью – то есть силами собственной команды разработчиков написать программное обеспечение для управляющей платформы. Этот путь предполагает также разработку аппаратной составляющей или, как минимум, использование устройств сторонних производителей (готовых или полученных по схеме заказной разработки и производства) с последующей интеграцией их с базовым ПО.

Излишне говорить, что эта стратегия – наиболее затратная и, как показывает российская практика, самая рискованная. Чтобы реализовать ее в полном объеме требуются ресурсы федерального оператора, но даже принадлежность к этой узкой группе рыночных игроков не гарантирует успеха. Эту стратегию реализует «Ростелеком», который предлагает своим абонентам «коробочный» набор смарт-устройств с ежемесячной оплатой сервиса. Система «Ростелекома» управляется контроллером, поддерживающим беспроводный протокол Z-Wave для подключения оконечных устройства, которые оператор заказывает у сторонних производителей.

Похожие рыночные стратегии демонстрируют холдинги «Яндекс» и Сбер (излишне напоминать об их федеральном статусе, как и у «Ростелекома»). Тот же подход тестировал c 2016 года «МегаФон», но в операторе сочли, что даже с учетом масштабов бизнеса компании развитие сервиса умного дома внутри нее неэффективно. С 2019 года система Life Control, которую запускал «МегаФон», продвигается другой компанией, к ней оператор сейчас не имеет отношения. Этой же компании «МегаФон» передал и накопленную абонентскую базу пользователей умного дома. В настоящее время эта платформа никак не интегрирована с услугами связи «МегаФона».

Развивала собственный проект умного дома и компания МТС, причем достаточно долго – около десяти лет. Однако косвенные признаки показывают, что, как и в случае «МегаФона», МТС не удалось вывести собственные разработки на уровень, устраивающий акционеров и топ-менеджмент. В настоящее время направление умного дома МТС базируется на основе решений ГК «Гольфстрим», которую оператор приобрел в апреле 2022 года. «Гольфстрим» изначально специализируется на охранных решениях, что объясняет, почему текущее предложение МТС на рынке умного дома также тяготеет к обеспечению безопасности. Помимо оборудования под брендом «Гольфстрим», абоненты МТС могут приобрести в торговой сети оператора разрозненные умные устройства Xiaomi, Aqara Yeelight, Mi, которые не привязаны к тарифам самого оператора и его управляющей платформе.

Необходимо подчеркнуть, что абсолютное большинство операторов используют именно этот способ формирования предложения в сегменте умного дома – продажу устройств крупнейших вендоров, прежде всего китайских, в своих розничных сетях и интернет-магазинах. Разумеется, в отчетах аналитиков эти объемы продаж учитываются в категории магазинов потребэлектроники и супермаркетов. К основному бизнесу операторов эти устройства также по сути не имеют отношения – они могут подключаться к сетям других провайдеров, и что важнее всего, управляются через сторонние облачные сервисы, никак не интегрированные с платформой оператора. В рамках данной стратегии оператор выступает в роли ретейлера и повышает лояльность абонентов в минимальной степени – ничего не мешает им переподключить смарт-устройства к каналам другого поставщика услуг связи. 

Четвертая стратегия выхода оператора на рынок умного дома лишена недостатков перечисленных выше подходов. Речь идет о внедрении кастомизированной операторской B2B2С-платформы от профессионального разработчика. Эта стратегия не требует формирования и финансирования отдельного направления разработки, как у «Ростелекома», не вынуждает оператора отвлекать значительные ресурсы на покупку специализированного разработчика, как в кейсе МТС и «Гольфстрима». Наконец, эта стратегия не сводит оператора к роли тривиального перепродавца устройств крупных вендоров с минимальной маржинальностью – а она действительно минимальная, ведь цены не могут быть намного выше, чем у крупнейших ретейл-сетей с их огромными объемами закупок.

Чтобы B2B2С-платформы умного дома позволяли небольшим операторам, прежде всего региональным, на равных конкурировать с федеральными компаниями с их огромными ресурсами, специализированные разработчики должны предлагать продукт того же класса, а в чем-то и превосходящий платформы того же «Ростелекома», МТС или Сбера. В результате региональные операторы, сформировавшие абонентские базы на услугах ШПД и кабельного ТВ в многоквартирных домах и в частном жилом секторе, способны расширять свои сервисы до уровня «федералов», привлекая новых абонентов и поддерживая лояльность давних клиентов. В пользу этой стратегии и повышение ARPU, ведь маржинальность полноценного сервиса умного дома под собственным брендом гораздо выше, чем при перепродаже отдельных домашних смарт-устройств.

 

Какой должна быть современная B2B2С-платформа умного дома

По числу подключенных клиентов в число лидирующих российских операторских платформ smart home входит решение DREHOME&TV, которое на протяжении более пяти лет разрабатывает и развивает компания GS Labs. Платформа внедрена у клиентов самого разного масштаба – от крупнейшего российского оператора платного ТВ до небольших операторов в РФ и странах СНГ, что позволяет разработчику получать большой объем обратной связи, необходимой для постоянного совершенствования системы.

Сотрудничество с клиентами, применяющими разные бизнес-модели и по-своему работающими с конечными пользователями, привело GS Labs к осознанию принципиальной важности для оператора, девелопера или УК кастомизации базового решения. Адаптация платформы к потребностям заказчика реализуется на разных уровнях: и по линии интеграции с ИТ-системами клиента (биллингом, личным кабинетом абонента), и через кастомизацию интерфейсов, открывающей путь к предложению умного дома по модели white label. Поскольку у каждого заказчика свои предпочтения в абонентском оборудовании, кастомизация на этом направлении достигается через «белый» список протестированных умных устройств (к текущему моменту он включает 15 единиц) и перепрошивки оборудования по запросу.

Одна из особенностей DREHOME&TV, нацеленная на его быстрое внедрение у клиента – современный технологический стек: облачный управляющий сервер и регулярное обновление ПО – также через специализированный сервер. Сервис авторизации абонентов поддерживает основные функции, требующиеся для устойчивой работы платформы умного дома: подключение локальных и удаленных клиентов, хранение конфигурации системы (устройства, сценарии), сбор статистики обо всех событиях в системе (срабатывание периферийных устройств), данные по энергопотреблению умных устройств.

Разумеется, разработчики DREHOME&TV учли и привычку сегодняшних пользователей все контролировать через мобильные приложения – им предлагаются управляющие приложения для Android и iOS. В домохозяйстве в качестве центрального хаба системы DREHOME&TV могут выступать различные устройства, что опять-таки расширяет функционал системы и повышает гибкость при внедрении у клиента. К текущему моменту DREHOME&TV можно конфигурировать на основе хабов в виде ТВ-приемников (сет-топ-боксов), Wi-Fi-роутеров, IP-домофонов, отдельных контроллеров.

Добавим, что разработчики GS Labs большое внимание уделяют безопасности решения. С мая 2021 года продукт «Умный дом DREHOME&TV» находится в Едином реестре российских программ Минцифры, что гарантирует полностью российское происхождение системы и исключает сбои, связанные с отключением зарубежных облачных платформ. Важно также и получение разработчиком свидетельств Роспатента для ключевых компонентов платформы — сервера облачного управления, приложений для Android/iOS и цифровых приставок, ПО «Центр управления Умного дома DREHOME&TV», сервисов авторизации и проверки доступа, сервера обновлений ПО. 

На российском рынке у операторов, девелоперов и УК сейчас есть возможность выбирать из нескольких вариантов B2B2С-платформ умного дома. В то же время сочетание уникальных компетенций GS Labs, опыта внедрений, функционала DREHOME&TV и возможностей ее кастомизации выводят именно эту платформу в категорию решений первого выбора в сегменте операторских решений.  

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий