img07 февраля 2022 в 17:00

Власть, образование и бизнес в поисках решения проблемы цифровых кадров

Пандемия вызвала острый дефицит кадров, снижение которого требует поиска новых трендов в подготовке ИТ-специалистов общими усилиями государства, системы образования и индустрии. В Москве состоялась конференция «Перезагрузка трендов в сфере ИТ-образования», организованная РУССОФТ совместно с «Университетом 2035» при поддержке Ассоциаций АПКИТ, АРПП «Отечественный софт» и Университета Иннополис. Мероприятие стало внеочередным, что подчеркивает остроту этой проблемы.

Пандемия вызвала острый дефицит кадров, снижение которого требует поиска новых трендов в подготовке ИТ-специалистов общими усилиями государства, системы образования и индустрии. В Москве состоялась конференция «Перезагрузка трендов в сфере ИТ-образования», организованная РУССОФТ совместно с «Университетом 2035» при поддержке Ассоциаций АПКИТ, АРПП «Отечественный софт» и Университета Иннополис. Мероприятие стало внеочередным, что подчеркивает остроту этой проблемы.

Зарплата за амбиции?

Как отметил президент НП «РУССОФТ» Валентин Макаров, кадровая проблема уже приняла мировой масштаб, и если не решать ее совместными усилиями, то обеспечить необходимый рост количества и качества человеческого ресурса в отрасли информационных технологий (ИТ, — прим. ред.) и выдержать конкуренцию за ИТ-кадры в стране и за рубежом не получится.

Основатель «1С» Борис Нуралиев привел статистику сервиса hh.ru: с сентября 2020 года спрос на программистов в России вырос на 72%, на одну вакансию программиста на сентябрь 2021-го приходилось всего 1,4 резюме — то есть конкуренция среди соискателей почти отсутствует. «В связи с острой нехваткой ИТ-специалистов, особенно специалистов по системам корпоративной автоматизации (ERP), быстро растет уровень их зарплат. Компания Gartner предсказывает мировой рост зарплат специалистов по ERP в 2021 году на 60%», — предупредил эксперт.

Депутат Госдумы Александр Хинштейн отметил, что резкий рост заработной платы ИТ-специалистов — уникальный случай, когда, с одной стороны, происходит состязательность в зарплатах среди работодателей, а с другой, ощущается дефицит профессиональных кадров. «По разным оценкам, дефицит кадров в отрасли на данный момент составляет до миллиона человек. По прогнозам, через шесть лет эта цифра удвоится, — предупредил он. — Отсутствии ценового коридора на ИТ-специалистов — серьезная проблема: крупные структуры, часто с госучастием, “вымывают” весь рынок, набирая себе молодых специалистов по достаточно высоким расценкам. Почему государство должно оплачивать чьи-то амбиции? Может быть, отрасли договориться, заключить так называемой общественный договор о предельном размере зарплаты?».

Исполнительный директор АПКИТ Николай Комлев ответил, что отрасль умеет договариваться, единственная сложность состоит в том, что цифровой мир гораздо шире отрасли и очень трудно договориться, например, ИТ-специалистам банка с коллегами из нефтяных компаний.

Что в подготовке специалистов от лукавого

Александр Хинштейн напомнил, что государство направляет на образование солидные средства: только в этом году количество бюджетных мест выросло с 50 до 80 тысяч, есть проекты правил предоставления субсидий на ИТ-курсы для школьников, принят федеральный проект «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли», в рамках которого на развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли будет выделено более 27,8 млрд рублей. «Но можем ли мы сказать, что выпускники цифровых вузов являются наиболее востребованными кадрами? Наверное, с определенной натяжкой. Причина ситуации — отсутствие системной взаимосвязи между вузами и отраслью. Компаниям нужно готовить кадры под себя, открывая базовые кафедры, целевой набор, заключая хозяйственный договор», — констатировал депутат.

Фото: Depositphotos

По его словам, пример подготовки компаниями кадров уже есть: с 1 сентября 2021 года в Поволжском государственном университете телекоммуникаций и информатики начала работу кафедра Почты России, на которой образовательный процесс организован сотрудниками госкомпании. Таким образом студенты получают не только теорию, но и практику непосредственно в компании, в которой им предстоит работать. Александр Хинштейн подчеркнул, что главным мерилом профессиональной подготовки специалистов является именно работодатель. Другого измерителя не придумано, а все остальное от лукавого, убежден он.

Борис Нуралиев назвал правильной идею создания цифровых кафедр: они помогли бы взращивать большее количество ИТ-кадров, так как увеличение бюджетных мест в учреждениях образования пока не может покрыть их дефицит. Цифровые кафедры — способ получения дополнительной квалификации людьми, чье основное образование не относится к ИТ-специальностям, отметил он. «Из таких людей и получаются бесценные специалисты: они одновременно понимают предметную область и умеют программировать. Наконец, очень полезной вещью для решения проблемы представляется проект “Цифробраз” — платформа, через которую компании и вузы могут найти друг друга», — поделился он. 

Управляющий директор центра компетенций «Кадры для цифровой экономики» Университета 2035 Надежда Сурова отметила, что проект «Цифровые профессии», предусматривающий создание программ от ведущих компаний и университетов с господдержкой, хорошо показывает себя в решении проблемы дефицита кадров. «В этой программе бизнес объединился для того, чтобы помочь Минцифры. Огромный спрос наблюдается как среди взрослых, так и среди школьников», — сказала она.

Заместитель министра Минцифры Николай Яцеленко согласился с тем, что при росте расценок в бизнесе расходы государства тоже растут, однако рынок труда в ИТ перегрет, для работодателей становится очень сложно удерживать команды. Но министерство принимает меры для покрытия дефицита рабочей силы в отрасли. Как рассказал замминистра, запущен проект «Цифровые профессии», позволяющий работникам из других отраслей сменить поле деятельности, есть проект по обучению языкам программирования школьников, проект по переподготовке преподавателей вузов. Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» тоже недавно был передан в ведение Минцифры. «Программы будут расширяться, причем мы работаем не только в ИТ-сфере, но и идем в межотраслевые проекты. Надеемся, что мы поможем устранению этого дефицита с помощью наших программ», — подчеркнул Николай Яцеленко.

«Нам крайне важно выдержать этот конкурентный вызов в области кадровой политики. Российский рынок останется открытым, поэтому специалистов будет очень трудно удержать», — заявил Александр Хинштейн.

В профессию — с первого курса

По мнению Бориса Нуралиева, на первом и втором курсах бакалавриата важно преподавать студентам азы специальности, а обязательные дисциплины, такие как основы безопасности жизнедеятельности, философия, иностранный язык и другие перенести на последние курсы. «Обратная ситуация грозит недоверительным отношением студентов к пользе получаемого образования», — предупредил он.

«Мы выделяем четыре компонента успешной массовой подготовки будущих специалистов для работы в цифровой сфере: хороший студент, преподаватель, управленец и качественная материально-техническая база», — рассказал генеральный директор «Агентства развития профессионального мастерства» Роберт Уразов. Он убежден, что нужно заниматься по отдельности каждым из них. «Для студентов полезно проводить демонстрационные экзамены, суть которых состоит в том, что будущий специалист при подготовке и последующей защите экзамена использует те навыки, которые предположительно будет применять в своей будущей работе», — привел пример эксперт. А для повышения квалификации преподавателей привлекают в профессиональное сообщество с целью развития компетенций в сфере работы конкретной компании, ведут программу переподготовки мастеров производственного обучения, добавил Роберт Уразов.

Фото: Depositphotos

Председатель совета директоров «Базальт СПО» Алексей Смирнов обратил внимание на использование отечественных продуктов в обучении. «Второй пакет мер господдержки отрасли содержит переход школ на отечественное ПО (программное обеспечение, — прим. ред.), и это отличная мера, способствующая подготовке специалистов, которые будут эксплуатировать и дальше разрабатывать отечественные программы», — убежден он. Алексей Смирнов указал на определенные риски. Во-первых, говорит он, Минпросвещения создает единую онлайн-платформу для всех школ в России, что вызывает вопрос ее работоспособности, а также опасение, не станет ли она барьером для работы бизнеса со школами? Во-вторых, на демонстрационном экзамене, используемом в качестве процедуры ГИА (государственная итоговая аттестация, — прим. ред.) в среднем профессиональном образовании, распространена практика применения известных во всем мире продуктов, и встает вопрос, как обеспечить сдачу экзаменов на базе отечественного ПО? 

Школы ждут перемен

Руководитель сектора аналитических исследований Института дополнительного образования Университета «Иннополис» Екатерина Гоглева указала на важность комплексного подхода в обучении: необходимо начинать со школьного образования, привлекать советы по образовательным квалификациям, повышать квалификации преподавателей, пояснила она.

Однако школьное образование тоже нуждается в модернизации. Заместитель директора по ИКТ средней школы № 416 Санкт-Петербурга Денис Давыдов выделил три основные проблемы: кадры, профессиональная ориентация школьников и техническая оснащенность школ.

Учитель математики и информатики средней школы №27 Ульяновска Елена Назарова отметила отсутствие в школах профориентации, в связи с чем школьникам приходится во внеурочное время заниматься разносторонней подготовкой в определенных направлениях и дополнительным развитием, например, робототехникой.

Исполнительный директор международной ассоциации «Русская Школа», директор русской школы в г. Хургаде (Египет) и учитель математики Андрей Никонов рассказал о трудностях существования русских школ за границей, отметив высокую востребованность именно российского образования в других странах. «Нашим математическим школам нужна поддержка. При правильном построении партнерства мы можем отправлять выпускников для получения высшего образования в Россию, что помогло бы решить кадровый вопрос индустрии», — отметил он. 

«Учителя должны перестроиться с обучения темам вчерашнего дня к темам дня завтрашнего», — убежден председатель правления Ассоциации руководителей служб информационной безопасности Виктор Минин.

Доктор физико-математических наук, академик РАН Алексей Семенов убежден, что можно достигнуть большей эффективности, если учителя будут сосредоточены на определенных направлениях подготовки школьников, например, на программировании, которое является серьезной интеллектуальной составляющей образовательного процесса.

Консорциум трех сторон

Касаясь среднего профессионального и высшего образования, Валентин Макаров отметил дисбаланс уровня подготовки в разных университетах и регионах страны. По его словам, примерно половина вузов обеспечивают уровень подготовки кадров, который не соответствует требованиям работодателей. Применяемые там методики обучения программированию не успевают за развитием отрасли и ее требованиями. «Чтобы решить этот вопрос, государству важно помочь ликвидировать этот дисбаланс. Необходимо также выстраивать конструктивный диалог, основанный на практическом взаимном интересе между университетами и бизнесом», — подчеркнул он.

«Основная задача колледжей — помочь школьнику вклиниться в среду, понять, хочет ли он поступить в вуз или идти в практическое направление», — сказал заведующий кафедрой «Московского индустриального колледжа» Антон Уймин. Он также обратил внимание на то, что в условиях крайне низкого уровня оплаты труда учителей результата в подготовке кадров достигают только те преподаватели, которые любят свою работу и хотят развиваться в ней. 

«Институты, в свою очередь, должны давать глубокую фундаментальную подготовку, а не слепо гнаться за трендами в программировании», — продолжил директор Института математики и информационных систем Вятского государственного университета Антон Земцов. Он уверен в том, что практические умения потом будут добавляться к этой основе, потому что развить их можно только под конкретную компанию.

Фото: Depositphotos

Продолжая тему развития практических навыков у студентов, доцент кафедры информационной безопасности киберфизических систем Московского института электроники и математики им. А.Н. Тихонова Антон Сергеев предложил консолидировать усилия бизнеса, государства и образования в подготовке кадров в тех сферах, где у России есть потенциал стать мировым лидером, прежде всего, в кибербезопасности.

Заместитель директора ИТ-колледжа «Сириус» Екатерина Заугольникова согласилась с необходимостью создания консорциума трех сторон, однако отметила, что важно расширять его на весь процесс образования. Она обратила внимание на тот факт, что вопрос финансирования образовательных учреждений остается острым, потому что для эффективного обучения нужны специалисты-практики, но зачастую им требуется финансовая мотивация чтобы преподавать в образовательных учреждениях. 

Не знаешь? Переобучим!

По словам Валентина Макарова, многие ИТ-компании имеют свои центры обучения и подготовки кадров, и каждый из таких центров в первую очередь доводит кандидатов на работу в компании до ее специфических требований. «Тем не менее, учебные центры компаний способны переобучать и ИТ-специалистов с рынка, но для этого государству необходимо создать условия для стимулирования бизнеса, чтобы тот использовал время своих дорогих специалистов для повышения численности персонала индустрии в целом», — пояснил он.

Директор департамента образования ГК Astra Linux Федор Кирдяшов придерживается мнения, что проблему подготовки кадров необходимо решать комплексно на всех уровнях обучения. Нужны срочные государственные меры, направленные как на повышение привлекательности профессий учителей информатики и математики, так и на поддержку самих педагогов, настаивает он. Федор Кирдяшов подчеркнул, что университеты и колледжи должны выполнять роль определенного центра притяжения и связующего звена в цепочке подготовки кадров — от школ до отрасли. «В свою очередь, центры ДПО (дополнительного профессионального образования, — прим. ред.) играют большую роль в том, чтобы довести компетенции кадров до уровня, который требуется на конкретных рабочих местах», — заключил Федор Кирдяшов.

Директор омского филиала Luxoft Russia Константин Курдюмов согласился с тем, что для бизнеса работа с учебными заведениями — важное направление. «Есть ряд эффективных практик, которые реализуются в рамках работы со студентами-нашими потенциальными сотрудниками. Мы открываем в университетах-партнерах студенческие лаборатории, где ребята могут применить знания на практике, прокачать hard skills (профессиональные компетенции, — прим. ред.), попробовать новые инструменты», — рассказал он. Эксперт подчеркнул, что необходимо уделять отдельное внимание взращиванию преподавательского состава внутри учебных заведений и привлечению сторонних специалистов в качестве спикеров. По его словам, Luxoft реализует полноценные учебные программы для студентов и магистров, а сотрудники компании, работающие на реальных проектах, знающие запросы международного рынка и понимающие тенденции, готовы делиться своими знаниями и опытом.

«Мы уверены, что обучение от реальных практиков реальным кейсам — это самая качественная фактура. И если такие знания укладываются на основу хорошего базового образования, которое дается в учебном заведении, то мы получаем высококлассные кадры, открываем ребятам карьерные двери и получаем хороших сотрудников в свои команды», — заключил Константин Курдюмов.


Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий