img
img15 октября 2025 в 13:49

Вот это кадр: эксперты рассказали, как бизнесу искать ИТ-специалистов

Бороться с дефицитом ИТ-кадров помогают нестандартные шаги: поиск специалистов через их проекты, использование аутсорса для сложных задач и создание гибких условий для молодого поколения, которое ценит развитие и отсутствие бюрократии. Какие ещё стратегии предлагают эксперты, выяснил редактор «Телеспутника».

Бороться с дефицитом ИТ-кадров помогают нестандартные шаги: поиск специалистов через их проекты, использование аутсорса для сложных задач и создание гибких условий для молодого поколения, которое ценит развитие и отсутствие бюрократии. Какие ещё стратегии предлагают эксперты, выяснил редактор «Телеспутника».

Смотрим на личный бренд

Сегодня бизнес в России в любой нише и отрасли сталкивается с проблемой поиска кадров. Особенно остро эта проблема стоит в «цифровых» отраслях: телекоме, информационных технологиях, кибербезопасности. Именно в них ценность молодых сотрудников выше, а привычные HR-инструменты отходят на второй план.

По словам специалистов по найму, кандидаты всё ещё публикуют резюме на популярных площадках для поиска работы. Однако в сфере информационных технологий наметился тренд на «миграцию соискателей». Молодые и перспективные специалисты всё чаще уходят с привычного HH.ru на такие сервисы, как «Хабр», GitHub, LinkedIn или в профильные telegram-каналы, считает ведущий менеджер по работе с персоналом компании «Газинформсервис» Юлия Богданова.

«Важно взаимодействовать с подрастающим поколением. Они выбирают специальность не напрасно, и многие горят ею. Например, можно создавать встречи для студентов — мы практикуем это в нашей компании. Для этого у нас проводится образовательное мероприятие Security Skills. На нём в качестве спикеров выступают наши сотрудники, которые делятся интересными темами и лайфхаками. В дальнейшем общение со студентами переходит в практики, стажировки и трудоустройства. Приглашаем студентов, заинтересованных в получении профессионального опыта, если на текущий момент времени есть актуальные вакансии или практики», — рассказала представитель компании редактору «Телеспутника» в кулуарах форума GIS Student Day.

При выборе кандидата следует обращать внимание на несколько факторов, советует Юлия Богданова. Среди них:

●    Потребности бизнеса;

●    Заинтересованность кандидата;

●    Образование и мотивация — почему соискатель выбрал именно эту профессию;

●    Корпоративные ценности;

●    Личностные качества.

img

Абсолютно иную роль в современном поиске ИТ-сотрудников играет личный бренд, уверена Юлия Богданова.

«Роль личного бренда выходит на новый уровень. Раньше соискатели пытались рассказать о своём опыте в резюме, однако в текущих реалиях ИТ-соискатели всё чаще выбирают GitHub, где можно раскрыть свои практические навыки. Там люди демонстрируют себя», — рассказывает эксперт.

С этой позицией соглашается и бизнес-психолог, консультант по вопросам подбора и развития команд Алёна Фильченкова. Ведение небольшого тематического блога ИТ-специалистом — это тренд нашего времени. Личный бренд может помочь его владельцу в карьерном росте, а работодателю — в формировании мнения о кандидате, объясняет она.

«Когда человек ведёт свой личный блог, то он тем самым показывает свои компетенции, знания и опыт. Это может продемонстрировать желание кандидата развиваться. Поэтому это хороший способ увидеть человека в деле заранее. Я считаю, что это отличный подход к поиску профессионалов в своём деле и возможность посмотреть на соискателя как на личность», — пояснила редактору «Телеспутника» Алёна Фильченкова.

Кадровые агентства и аутсорс

Хорошим каналом поиска кандидатов может стать сотрудничество бизнеса с вузами и профильными колледжами, а также кадровые агентства, которые специализируются на поиске работников в конкретных сферах, считает бизнес-психолог.

«Кадровые агентства всё больше специализируются на конкретных сферах деятельности, чтобы искать специалистов в одной области. Я считаю, что это очень хорошая тенденция», — заявила Алёна Фильченкова.

Если же речь идёт о более узкоспециализированных кадрах — например, о создании или расширении отдела информационной безопасности — то бизнесу стоит обратить внимание на аутсорс, считает руководитель группы защиты инфраструктуры ИТ-решений компании «Газинформсервис» Сергей Полунин.

img

По словам эксперта, в сфере информационной безопасности передача задач на аутсорс-компании позволяет бизнесу ответить на первоначальный вопрос: а какие кадры ему действительно нужны?

«Найти хорошего специалиста за адекватные деньги действительно достаточно тяжело, особенно если вы сами до конца не понимаете, чем этот специалист будет у вас заниматься. Допустим, вы начали выстраивать внутри своего бизнеса систему кибербезопасности. Сейчас у вас есть один специалист, который занимается этим. Однако это не означает, что он хороший менеджер. Решением здесь может быть привлечение интегратора или компании-аутсорс. Это позволит вам посмотреть, как всё устроено, и приступить к поиску людей под собственные задачи», — объяснил Сергей Полунин редактору «Телеспутника» в кулуарах форума GIS Student Day.

Для небольших компаний с «нулёвым» ИБ-стэком аутсорс может оказаться наиболее выгодным решением, рассуждает эксперт. Ведь кроме заработной платы штатный специалист по ИБ требует мотивации, обучения и создания перспективы. А это может быть дороже, чем плата за аутсорс-услуги.

Оптимально «хард» и «софт»

В HR-практике принято разделять навыки и умения кандидата на практические и социально-психологические способности. То есть на так называемые «хард-скиллы» (знания, технические навыки, практические умения) и «софт-скиллы» (стрессоустойчивость, ответственность, эмпатия). По мнению экспертов, при поиске кандидатов в ИТ-компанию нужно искать баланс, ведь личные качества человека не менее важны, чем его практические навыки. Особенно это касается работы в команде.

«Важны такие навыки, как коммуникация, критическое и стратегическое мышление, умение работать в команде, особенно если мы говорим о "бирюзовых компаниях", где работают молодые специалисты. У них особый подход к работе и коммуникации. Разговаривая с HR-специалистами или директорами технологических компаний, я всё чаще обращаю внимание на такую проблему, как коммуникация с молодёжью. Навыки общения со своей командой, умение управлять временем и командой — это очень важные навыки. Поэтому оптимальный подход — это баланс между "софт-скиллами" и "хард-скиллами"», — считает Алёна Фильченкова.

Баланс между различными навыками зависит от задачи, под которую нужен сотрудник, добавляет Сергей Полунин.

«Я не могу сказать, что во всех направлениях информационной безопасности нужны "софт-скиллы". Есть огромное количество вещей, которыми можно заниматься в ИБ, не имея особенных "софт-скиллов". Например, если вы ищете ИБ-аналитиков или выстраиваете собственный SOC (Security Operations Center, центр мониторинга и реагирования на инциденты), то вам не сильно нужны люди с навыками "софт-скиллов", ведь в таких сферах решает именно техника. Для менеджеров и специалистов, которые будут "переводить" с ИБ-языка на язык бизнеса, навыки коммуникации и презентации нужны», — рассуждает Сергей Полунин.

Учимся понимать молодых

При поиске ИТ-кадров бизнесу необходимо делать акцент на молодом поколении, уверены опрошенные «Телеспутником» эксперты. Однако с такими сотрудниками необходимо уметь работать.

«Работники молодого поколения нацелены на саморазвитие, карьерный и профессиональный рост, а также на финансы. Кроме того, для них важна свобода выбора, отсутствие бюрократии. Также они готовы к высокой степени ответственности», — считает представитель «Газинформсервиса» Юлия Богданова.

Молодым специалистам, так называемым «зуммерам», необходимо получать возможности для профессионального роста. Но они имеют свои особенности в коммуникации, объясняет бизнес-психолог Алёна Фильченкова.

img

«Ценности поколения "зуммеров" сильно отличаются от ценностей других поколений. Особенно тех поколений, которые являются у "зуммеров" работодателями или руководителями. Поэтому важно выстроить в компании, где работают сотрудники разных поколений, правильную систему коммуникации и обратной связи», — считает она.

На вопрос о том, как работать с молодыми сотрудниками, психолог советует: «Легко, весело и качественно». Бизнесу необходимо пересматривать подход к общению с молодыми сотрудниками. Однако и «зуммерам» надо учиться общаться со старшими коллегами. «Это боль многих руководителей и владельцев бизнеса, которые не понимают, как выстраивать правильную коммуникацию с молодыми сотрудниками», — объясняет специалист.

С другой стороны, не все кандидаты адекватно оценивают свои силы и навыки, а также стоящие перед ними обязанности. Особенно это проявляется в сфере информационной безопасности, объясняет Сергей Полунин.

«В какой-то степени мы сами виноваты, ведь мы создали ложное ожидание того, что в кибербезопасности ждут всех. На самом деле эта сфера вовсе не для всех, ведь для работы в ИБ необходим определённый склад ума. Действительно, в инфобезе нужны разные люди, но это тяжёлый труд», — считает он.

Напомним, ранее «Телеспутник» рассказывал о дефиците технических специалистов на телеком-рынке. И хотя за год число вакансий в сфере связи и телекоммуникации снизилось на 9%, в расчёте за два года спрос на персонал вырос на 12%.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий