img28 декабря 2023 в 16:09

Вырастить айтишника — настоящая проблема: эксперты о том, как решить проблему кадров в ИТ

За последние 10—15 лет совокупная численность сотрудников российских софтверных компаний ежегодно растет на 10—12 %. На 70 % увеличилось количество бюджетных мест в вузах по техническим и софтверным специальностям, говорится в исследовании «РУССОФТ». Однако на рынке сохраняется катастрофический дефицит кадров. В ходе конференции, организованной софтверной ассоциацией, представители государственной власти, компаний из сферы информационных технологий (ИТ) и образовательных учреждений обсудили проблему с кадрами и пути ее решения.

За последние 10—15 лет совокупная численность сотрудников российских софтверных компаний ежегодно растет на 10—12 %. На 70 % увеличилось количество бюджетных мест в вузах по техническим и софтверным специальностям, говорится в исследовании «РУССОФТ». Однако на рынке сохраняется катастрофический дефицит кадров. В ходе конференции, организованной софтверной ассоциацией, представители государственной власти, компаний из сферы информационных технологий (ИТ) и образовательных учреждений обсудили проблему с кадрами и пути ее решения.

Как вырастить нужного специалиста

Согласно опросам компаний, недостаток квалифицированных специалистов стал ключевым фактором, ограничивающим рост их бизнеса, об этом в ходе мероприятия «ИТ-Форум РУССОФТ. Кадры 2023» сообщил директор «1С», руководитель комитета по образованию АПКИТ Борис Нуралиев.

«В 2021 году среди соискателей в ИТ-сфере почти не было конкуренции. В 2022-м кадровые агентства фиксировали ощутимый рост числа специалистов начального уровня квалификации (т. н. “джуны”) с сохраняющимся дефицитом специалистов более высокого уровня. Такая ситуация возникла из-за сокращения вакансий, оттока иностранных компаний, бума дополнительного онлайн-образования. В 2023 году количество вакансий выросло, а число резюме снизилось. В итоге конкуренция на рынке труда даже среди специалистов начального уровня постепенно возвращается к умеренно высокой», — рассказал Борис Нуралиев.

Отрасли нужны квалифицированные специалисты, для подготовки которых необходимо приблизить качество регионального ИТ-образования к столичному, продумать серьезную поддержку системы профильного школьного образования, усилить роль работодателя в этих процессах, отметил президент НП «РУССОФТ» Валентин Макаров.

Количество бюджетных мест по ИТ-специальностям увеличивается из года в год, но важно не только количество зачисленных в вуз, а прежде всего, качество профессиональных компетенций выпускников, подчеркнул замглавы Минцифры Андрей Заренин. На его взгляд, для достижения хороших показателей подготовки специалистов необходимы проактивная позиция ректоров, участие вузов в региональных программах и тесное взаимодействие с технологическим партнером, чтобы вуз отчетливо понимал, специалисты с какими компетенциями нужны отрасли, и помогал их готовить.

«С 2022 года совместно с Минобрнауки мы развиваем цифровые кафедры — программы профессиональной переподготовки. Всего на них поступило 280 тысяч человек, окончили — 75 тысяч. В следующем году планируем обучать 175 тысяч человек», — сообщил Андрей Заренин.

Система образования все меньше успевает за скоростью изменений в ИТ-индустрии, а потому необходимо разнообразить формы образования и подтверждения своей квалификации, убежден заведующий кафедрой математической логики и теории алгоритмов механико-математического факультета Московского государственного университета Алексей Семенов.

На рынке сложилась парадоксальная ситуация, добавил генеральный директор агентства «Вебпрактик», президент Фонда «Развитие ИТ-образования» Александр Букуров. 

«Нам катастрофически не хватает квалифицированных кадров, а количество резюме “джунов”, которые не могут найти работу, выросло в несколько раз. Образовалась своеобразная пробка: выпускников много, но уровень их профессиональных компетенций не отвечает требованиям работодателей. Разрешить данную ситуацию можно только совместными усилиями государства и бизнеса. Назрела необходимость сменить приоритеты, увеличив качество подготовки выпускников», — настаивает Александр Букуров.

Генеральный директор «Иностудио» Максим Болотов назвал проблему пробки из «джунов» противоречивой, которая в большей степени зависит от масштаба ИТ-компании.

Исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) Николай Комлев считает, что о пробке из «джунов» говорить неуместно, а правда, скорее, в том, что зачастую ИТ-компании не содействуют профессиональному росту специалистов.

«На российском рынке отсутствует единая система сертификации ИТ-специалистов, которая была бы ориентирована не на интересы отдельных производителей, а на решение государственных задач в области управления качеством подготовки квалифицированных ИТ-специалистов», — высказалась управляющий партнер IBS, председатель совета по развитию и сертификации ИТ-специалистов АПКИТ Наталья Починок. По ее словам, после ухода иностранных вендоров и закрытия центров тестирования количество разрозненных сертификационных программ катастрофически сократилось.

Борис Нуралиев призвал представителей отрасли не переманивать специалистов друг у друга, а работать с вузами, вписаться в цифровые кафедры, отправлять на них своих ИТ-специалистов преподавать, а затем приглашать студентов на стажировку. Таким образом из «джунов» удастся вырастить высококвалифицированных специалистов, полагает он.


Образование по актуальным стандартам

Заместитель директора департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ Алексей Левченко отметил рост роли регионов в определении кадровых потребностей, кроме того, были актуализированы все федеральные государственные образовательные стандарты, сообщил он.

«Внедрили два образовательных модуля, связанных с информационными технологиями и направленными на освоение новых и перспективных компетенций как для разработчиков, так и для ИТ-специалистов по другим направлениям, чтобы расширить их компетенции. Также актуализировали модуль по ИИ (искусственный интеллект, — прим. ред.). Ожидаются новые модули в подготовке отраслевых специалистов. Все данные проекты включают разработку образовательных программ для специалистов отрасли, также направлены на повышение квалификации профессорско-преподавательского состава и студентов», — уточнил Алексей Левченко.

Поскольку на рынке мало соискателей с необходимыми компетенциями руководителя, а конкуренция за персонал остается высокой, важен симбиоз трех уровней образования: среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального (ДПО), считает директор «Т1 Цифровой академии» Дмитрий Красовский.

«Такая комплексная структура образования позволяет молодому специалисту эффективно развиваться на разных этапах карьеры. Бизнесу для достижения стратегических целей необходимо создавать экосистему непрерывного обучения внутри компании — с помощью ДПО. Такой подход поможет раскрыть как узкопрофильные компетенции, так и универсальные», — уверен Дмитрий Красовский.

Финансовый университет при Правительстве РФ и группа «Астра» заключили соглашение о совместной подготовке кадров, напомнил директор по маркетингу Александр Гутин.

«Совместно мы будем создавать образовательные и акселерационные программы в сфере цифровой экономики, инновационных и финансовых технологий, применения программного обеспечения (ПО). Сейчас у нас 400 образовательных организаций-партнеров. Создана сеть из более 100 авторизованных учебных центров по всей стране, где уже прошли подготовку около 22 тысяч человек. Сотрудничество с одним из ключевых финансовых вузов страны позволяет развивать образовательные проекты на качественно новом и более масштабном уровне», — отметил он.

Директор департамента образования группы «Астра», руководитель комитета по развитию, подготовке и переподготовке кадров «РУССОФТ» Федор Кирдяшов подчеркнул, что индустрии необходимо сформировать конкретный запрос и быть ответственной за него. «Одновременно с этим в системе образования нужны преподаватели, которые могут подготовить будущих сотрудников под этот запрос. И мы должны предусмотреть их поддержку в университетах и колледжах, а также учителей в школах. Разъяснить им, какие кадры нужны организациям, дать необходимые для этого компетенции. В том числе стоит брать преподавателей к себе на стажировку», — считает Федор Кирдяшов.

Решать проблему дефицита ИТ-специалистов нужно со школ, уверен основатель и директор iSpring Юрий Усков. С каждым годом все меньше выпускников школ способны хорошо сдавать экзамены по физике и математике, которые критически необходимы для успешного обучения по ИТ-специальности, посетовал он. «В свою очередь, отечественная высшая школа часто демонстрирует неплохой уровень алгоритмической подготовки. Чтобы у будущих программистов формировались продуктовые компетенции, необходимо с первого курса активно формировать инженерную культуру и продукто-ориентированое мышление. Из-за отсутствия подобной подготовки и лояльности многие выпускники идут работать в аутсорсинговые компании и создают там продукты для зарубежных вендоров», — отметил Юрий Усков.

Для школьников 8—11 классов реализуется федеральная образовательная онлайн-программа «Код будущего», в рамках которой учащиеся могут освоить языки программирования, отреагировал Андрей Заренин.


ИИ вместо сотрудника?



Участники конференции подчеркнули, что дефицит кадров во многом усугубляет демографическая ситуация. Прозвучали мнения, что если не хватает людей, то нужно развивать технологии, способные снизить влияние человеческого фактора.

Вице-президент по развитию информационных систем «Ростелекома» Дарий Халитов считает, что ИИ в принципе не способен решить проблему нехватки квалифицированных ИТ-кадров, так как это инструмент, а любой инструмент требует подготовленного и обученного мастера для его использования. «Бесспорно, ИИ поможет оптимизировать процессы, повысить их эффективность, сократить трудозатраты, вывести их на принципиально другой уровень, открыть совершенно новые доселе неизвестные области знания. Но проблему ИТ-кадров он не решит — скорее, наоборот, откроет новые области и фронтиры, где также будет нужна кросс-дисциплинарная экспертиза, компетенции и передовые знания», — убежден Дарий Халитов.

С ним согласился советник генерального директора «Content AI» Олег Сажин. Он напомнил, что ИИ уже помогает повысить производительность труда ИТ-специалистов, выполняя рутинные операции. Таким образом у программистов появляется время и ресурсы для решения задач, требующих нетривиального мышления, креативности, разностороннего опыта, которым обладает только человек.

«Мы ожидаем, что искусственный интеллект не заменит разработчиков, а сделает их в разы более эффективными, причем уже в ближайшие несколько лет», — предположил Олег Сажин.

Государство, образовательные учреждения и бизнес готовы к диалогу, поэтому есть перспектива качественных изменений в образовательной системе, резюмировала директор по персоналу «Omega.Future» Анна Павкина.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий