Штрафы за некачественный интернет
Напомним, в России действует закон о «суверенном Рунете», который призван обезопасить отечественный сегмент интернета от внешних угроз. С 1 февраля введены штрафы за неисполнение требований по обеспечению устойчивого функционирования средств связи оператором, имеющим номер автономной системы. Кроме того, гарантийная и техническая поддержка, модернизация используемых средств связи должны осуществляться российскими юридическими лицами, не находящимися под контролем иностранных компаний. При этом должна быть исключена возможность нарушения работоспособности используемых средств связи путем атак на инфраструктуру.
Речь идет не об устойчивости мобильного интернета с точки зрения клиентского опыта, а о требованиях к инфраструктуре операторов в контексте информационной безопасности, уточнили в Tele2. В пресс-службе компании подчеркнули, что поддержание качества технического сервиса не имеет прямого отношения к регулированию. «Мы не наблюдаем деградации качества технического сервиса, напротив, в течение 2022 года его показатели росли, также как и удовлетворенность клиентов качеством сети. Совместно с другими операторами и отечественными поставщиками мы прорабатываем различные сценарии создания, тестирования и эксплуатации российского оборудования в рамках индустриального центра компетенций и строго следуем требованиям законодательства», — сообщили в Tele2.
В соблюдении всех требований действующего законодательства заверили и в пресс-службе «Ростелекома». У оператора есть номер автономной системы и план по обеспечению устойчивости работы сети, отметили в компании.
Кому откажут в удаленке
Госдума на пленарном заседании приняла постановление с рекомендациями для Минцифры. Так, ведомству поручено проработать вопросы о запрете удаленной работы для ИТ-специалистов, уехавших из России после начала специальной военной операции, и чья деятельность связана с разработкой, внедрением и администрированием государственных информационных систем, информационных систем объектов критической информационной инфраструктуры, а также с оборотом персональных данных.
В последний год вопрос поддержки информационной безопасности в отношении государственных информационных систем и систем обслуживания критической инфраструктуры был особенно актуальным, поэтому данная инициатива ожидаема и понятна, отметила HR-директор платформы «Ракета» Ксения Коскова.
Подобного мнения придерживается и заместитель директора по подбору персонала компании «Аурига» Татьяна Козина. По ее словам, авторы инициативы уже подготовили список должностей в транспортной и банковской сферах, атомной энергетике, оборонной, ракетно-космической и химической промышленности, которые подпадут под новые ограничения. В списке также есть ИТ-специалисты, имеющие доступ к персональным данным в своих компаниях.
Очевидно, Госдума намерена таким образом пресечь удаленную работу ИТ-специалистов из-за рубежа и содействовать их возвращению в Россию или обезопасить предприятия от потенциальной утечки критической информации за границу, полагает технический директор ГК «РЕЛЭКС» Максим Ефремов.
Татьяна Козина напомнила, что в феврале 2021 года Минцифры оценило дефицит ИТ-кадров в России в пределах 1 млн человек. «Тогда их не хватало в разных сферах, в той или иной степени связанных с информационными технологиями. В прошлом году ситуация усугубилась. Еще до сентября 2022-го госкорпорация “Ростех” заявила о масштабном недоборе ИТ-специалистов по сорока направлениям. И даже несмотря на их частичный возврат, ситуация остается довольно острой. По состоянию на январь 2023 года в России значилось несколько десятков тысяч ИТ-вакансий — на 63 % больше, чем в 2022-м. Запрет на удаленную работу только усилит дефицит специалистов», — считает Татьяна Козина.
Дефицит кадров в ИТ — это вопрос не последнего времени, но в прошлом году снизилось количество вакансий в данной сфере, а рост зарплат разработчиков был не столь высоким, как в предыдущие годы, рассказала директор по персоналу «СКБ Контур» Александра Батина. «То есть мы наблюдали некоторое изменение рынка в пользу работодателей. Это редкое явление в ИТ-сфере. Возможно, данная инициатива вернет нас к ситуации до 2022 года. Но это и так произошло бы, только чуть позже», — предположила эксперт.
Степень влияния данной инициативы на ИТ-отрасль пока сложно предсказать, но очевидно, что у компаний — государственных подрядчиков могут возникнуть проблемы с наймом и удержанием своих сотрудников, к тому же, многие ИТ-специалисты негативно относятся к исключительно офисному формату работы, прокомментировала Ксения Коскова.
Сегодня формат работы является одним из главных факторов при оценке вакансии кандидатами, и у работодателей, предоставляющих удаленный формат, шансы нанять опытного специалиста выше, подтвердила руководитель направления в рекрутинговом агентстве GlobalCareer Виктория Ширяева. «Есть ряд заказчиков, чьи сотрудники не могут работать за пределами России в силу специфики деятельности организаций. Это касается госсектора и связано с требованиями информационной безопасности. Работодатели приспосабливаются к происходящему: кто-то стал более гибким в найме, расширив географию поиска и взяв на себя связанные с этим риски, кто-то сумел удержать имеющихся сотрудников или предложил подходящие привилегии при найме новых. Но запрет удаленной работы на законодательном уровне отрицательно скажется на бизнесе. Компаниям придется искать возможности возвращать сотрудников, покинувших РФ, или нанимать в пределах страны. На дефицитном рынке с небольшим числом опытных кандидатов это будет весьма сложной задачей», — убеждена Виктория Ширяева.
Александра Батина уверена в том, что предлагаемые меры не станут гарантией возвращения сотрудников в Россию, может вернуться лишь часть айтишников, а другие, напротив, найдут работу за рубежом, и работодатели ощутят серьезную потерю кадров.
Дефицит кадров усилится, соглашается Максим Ефремов. «Если сотрудник не готов возвращаться в Россию, он будет вынужден поменять работу. В итоге компания, в которой он работал, станет искать ему замену на внутреннем рынке, усиливая конкуренцию за трудовые ресурсы. В этой конкуренции выиграют те, у кого больше средств. На сегодня это крупные банки. Итогом станет перекос ИТ-отрасли в сторону финтеха. Остальные игроки пострадают от нехватки кадров и будут вынуждены выживать. Предложенная Госдумой мера сработает только в том случае, если желающих вернуться окажется существенно больше, чем решившихся на смену работы. Но это представляется чем-то из области фантастики», — рассуждает Максим Ефремов.
Говоря про удаленный формат, чаще имеют в виду работу из-за рубежа, при этом забывают, что он позволил многим компаниям нанимать специалистов из других регионов России, поскольку далеко не все опытные и талантливые кандидаты готовы переезжать в столицу или города-миллионники, а благодаря удаленному формату они работают в крупных корпорациях, федеральных проектах, напомнила Виктория Ширяева. Эксперт отметила, что в связи с ужесточением законов многие работодатели начинают отменять удаленный формат и внутри страны, тем самым усложняя работу ИТ-командам и снижая шансы на найм классных специалистов.
Ксения Коскова предположила, что для преодоления дефицита кадров уместно рассмотреть более высокую оплату труда или какие-то дополнительные льготы и привилегии для данного рода сотрудников. «В глобальном решении проблемы, на мой взгляд, только оперативная подготовка новых специалистов через дальнейшее повышение доступности бюджетного ИТ-образования может разрешить вопрос дефицита кадров», — подытожила эксперт.
Особенности национального VPN
Депутаты Госдумы на пленарном заседании также рекомендовали Минцифры рассмотреть возможность создания национального VPN-сервиса и введения оборотных штрафов для компаний, совершивших утечку персональных данных (ПД).
На первый взгляд, идея создания национального VPN-сервиса достаточно интересная, так как позволит временно уехавшим из России гражданам получать доступ к различным государственным сервисам, которые в настоящий момент блокируются при подключении с зарубежных IP-адресов, полагает бизнес-консультант по информационной безопасности Positive Technologies Алексей Лукацкий. «Однако с юридической точки зрения реализация такого сервиса может столкнуться с определенными сложностями, поскольку существуют ограничения со стороны ФСБ на вывоз отечественных средств криптографической защиты за пределы страны. Да и само построение такого сервиса потребует внесения существенных изменений в действующие нормативные акты ФСБ, отвечающей за регулирование вопросов криптографии», — отметил эксперт.
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин выразил сомнения в необходимости создания национального VPN-сервиса, поскольку уже есть коммерческие и бесплатные, в том числе российские, службы. «Непонятно, для чего и на какие средства государству его создавать. Я категорически против того, чтобы вкладывать налоговые сборы в решение проблемы, которой не существует. К тому же, национальный VPN-сервис может использоваться для атак на российскую инфраструктуру — получается, что мы сами таким образом создаем лазейку, которая ослабляет усилия, предпринимаемые для того, чтобы отсечь внешний мусорный трафик, который идет на российские ресурсы. В создании национального VPN-сервиса нет технической сложности, есть идейная», — заключил эксперт.
Игровую индустрию поддержат
Госдума рекомендовала правительству активизировать усилия по поддержке и развитию игровой индустрии.
Евангелист технопарка «ИТ Крым», сооснователь студий Maxelium AS, Drunkard Raccoons Сергей Голубкин отметил, что отечественный рынок видеоигр исторически не очень крупный и, по разным оценкам, составляет 0,5—2 % от мирового. «У нас много геймеров, они играют много, но крайне мало платят за контент или вовсе предпочитают пиратские продукты. Российский рынок игровой разработки, напротив, стабильно входил в мировые топы. В последние годы это особенно видно в мобильных играх, где несколько отечественных компаний занимали места в десятке по оборотам, доходам и количеству игроков. Вывод очевиден: наши компании умеют делать игры и зарабатывать на них, но по большей части не на внутреннем рынке», — рассказал эксперт. По его мнению, после введения санкций отечественные разработчики лишились доступа на мировые рынки и платформы. К тому же, у многих разработчиков возникли сложности с банковскими расчетами с контрагентами за рубежом. В такой ситуации для сохранения бизнеса стали возможны два сценария: выезд компании из России со сменой юрисдикции для продолжения работы по привычной модели либо переориентация на другие рынки. «Думаю, что желающих следовать этим сценариям примерно поровну, но господдержка игровой индустрии требуется как никогда», — убежден Сергей Голубкин.
Отечественная игровая индустрия остается одним из наиболее востребованных направлений цифрового контента, но сталкивается с определенными вызовами, согласилась руководитель отдела реализации проектов в сфере информационных технологий АНО «Россия — страна возможностей» Марьям Карпова. В числе необходимых мер для ее развития эксперт назвала беспроцентные кредиты, субсидирование аренды офисных помещений, грантовая поддержка. «Кроме того, российские разработчики имеют опыт работы с азиатским рынком и знают сложности, прежде всего, связанные с законодательным регулированием игровой индустрии в зарубежных странах. Для выстраивания эффективной коммуникации необходимо на государственном уровне достичь взаимопонимания в вопросе консолидации российского и азиатского игровых рынков. В этом случае удастся беспрепятственно превзойти европейский рынок по объемам и переориентировать пользователей на отечественные игровые продукты, дав качественную альтернативу пиратским версиям европейских игр», — уверена Марьям Карпова.
Партнерство в игровой индустрии с дружественными странами обязательно, поскольку там мы можем задавать тренды и быть конкурентоспособными, для реализации подобных партнерств будут полезны налоговые и административные льготы для создания, например, совместных компаний, добавил Сергей Голубкин. Он также убежден в том, что игровой индустрии нужны субсидии, аналогичные мерам в отношении авиаперевозок для поддержания внутреннего платежного баланса в связи с уходом инвесторов и невозможностью принимать платеж игроков, или льготные кредиты. Это позволит сохранить сотрудников, рабочие места и продолжить разработку текущих проектов. «Также необходимо создание собственного игрового магазина, причем не только российского, а работающего в странах БРИКС, где можно увеличить количество игроков до 2 млрд. Требуется и поддержка игровых компаний государственными заказами и проектами, направленными, например, на патриотизм и образование», — убежден эксперт.
В числе возможных эффективных мер поддержки Сергей Голубкин назвал легализацию расчетов в криптовалютах для игровых компаний, что позволит успешно обходить санкции и делать продукцию для игроков по всему миру без зависимости от западных платежных систем. Такая мера могла бы сделать отечественных разработчиков флагманами индустрии криптоигр, заключил он.
Игровая индустрия давно вышла за рамки обычных развлечений, а выделение грантов и иных способов материальной поддержки — хорошая возможность стимулирования разработчиков, согласился старший юрист практики разрешения споров юридической компании «ССП-Консалт» Станислав Исаков. «Но количество выделенных денежных средств в больших объемах не влечет прямой корреляции создания качественного продукта. В мировой практике есть случаи, когда при минимальных бюджетах создавались игры, ставшие культовыми. Поэтому выделять бюджет нужно не только под конкретную игру или компанию, а в целом под развитие индустрии: создание игровых движков, которые как правило используются одни и те же. Возможно, следует пойти по пути развития квалификации и компетенций тех, кто будет создавать игры — сформировать целые образовательные программы разработчиков игр, в том числе на базе высшего профессионального образования», — рассуждает юрист.
Управляющий партнер O2OConsulting Анна Никитченко напомнила, что большую часть необходимой поддержки государство уже оказало. Студии, разрабатывающие игры, могут пользоваться всеми льготами для ИT-компаний, которые в 2022 году получили беспрецедентный пакет налоговых льгот, отсрочку от службы в армии, льготную ипотеку. Гранты на разработку игр можно получить в АНО «Институт развития интернета», от Фонда президентских грантов, Российского фонда развития информационных технологий, Президентского фонда культурных инициатив, Фонда содействия инновациям, фонда «Сколково». Студии разработки могут войти в технопарки, научно-технологические кластеры с льготными режимами. «К 2030 году власти намерены выделить до 50 млрд долларов на учреждение компаний для издания и разработки игр, выпустить 25 проектов класса ААА при бюджете каждого более 6,5 млрд рублей и 40 проектов класса АА стоимостью до 1,6 млрд рублей. Также инициатива предусматривает выпуск двух российских игровых приставок. Представители власти утверждают, что проект позволит создать 40 тысяч рабочих мест и привести к появлению семи геймдев-городов. Чиновники также намерены создать “русский Electronic Arts” — компанию, способную обеспечить потоковый выпуск качественных игр. Кроме того, в декабре 2022-го в России учредили организацию развития видеоигровой индустрии, которая взяла на себя миссию по восстановлению и развитию игровой отрасли. В нее вошли многие отечественные разработчики и она плотно работает с государственными структурами», — рассказала Анна Никитченко. Она напомнила, что компания VK намерена к 2025 году создать отечественный игровой движок на открытой технологии, а также развивать магазин игр без привлечения государственной поддержки. Вопрос отечественного универсального движка действительно остро стоит перед госструктурами, ведь доступ к Unity и Unreal Engine хоть и есть у большинства компаний, но может быть ограничен в любой момент, причем тотально, подчеркнула эксперт.
«Пока видятся два вопроса, которые требуют первоочередного решения: дефицит кадров и низкая информированность о мерах поддержки. В первом случае необходимо создать и внедрить образовательные программы различного уровня для массового выпуска специалистов, во втором — продвигать меры поддержки через все информационные каналы, поскольку разработчики часто не доверяют государству либо просто не знают о существующих механизмах», — подытожила Анна Никитченко.
Введение обучения разработке игр в вузах станет важной мерой, поскольку специальности игровой индустрии востребованы молодежью, и молодые специалисты смогли бы восполнить дефицит кадров после оттока специалистов за рубеж, добавил Сергей Голубкин.
Требуется комплексное поощрение развития индустрии, которое, помимо грантов и субсидий, будет также стимулировать эту сферу с других сторон — готовить квалифицированных специалистов, заключил Станислав Исаков.