img29 ноября 2022 в 12:00

Здравоохранению прописали «цифру»: как в российских регионах реализуются телемедицинские проекты

Рынок телемедицины, объявленной в России приоритетом в реализации нацпроекта «Здравоохранение», растет значительными темпами. Так, например, «Ингосстрах» по итогам первого полугодия фиксирует двукратное увеличение числа таких обращений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а в мэрии Москвы констатируют, что с февраля врачи амбулаторий столицы провели уже 600 тысяч таких консультаций. Эксперты сходятся во мнении, что телемедицинские услуги в наибольшей степени развиты в столичных регионах. «Телеспутник» решил уточнить у региональных Минздравов о текущей ситуации в сфере телемедицины, готовности пациентов и медперсонала к переходу в цифровой контур обслуживания в сфере здравоохранения, а также о планах по присоединению к пилотным проектам.

Рынок телемедицины, объявленной в России приоритетом в реализации нацпроекта «Здравоохранение», растет значительными темпами. Так, например, «Ингосстрах» по итогам первого полугодия фиксирует двукратное увеличение числа таких обращений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а в мэрии Москвы констатируют, что с февраля врачи амбулаторий столицы провели уже 600 тысяч таких консультаций. Эксперты сходятся во мнении, что телемедицинские услуги в наибольшей степени развиты в столичных регионах. «Телеспутник» решил уточнить у региональных Минздравов о текущей ситуации в сфере телемедицины, готовности пациентов и медперсонала к переходу в цифровой контур обслуживания в сфере здравоохранения, а также о планах по присоединению к пилотным проектам.

Шаги в направлении цифровых сервисов

В Камчатском крае компонент «Телемедицина», поддерживающий формат консультаций «врач-пациент» и консилиумов «врач-врач», был внедрен в Региональную медицинскую информационную систему (РМИС) местного Минздрава в конце 2020 года. Это решение предназначено для дистанционных консультаций и удаленного мониторинга здоровья пациента. «Благодаря интеграции телемедицины с РМИС, все процессы автоматически заносятся в электронную карту пациента, затем они планово выгружаются в соответствующие сервисы», - пояснил «Телеспутнику» министр здравоохранения Камчатского края Александр Гашков.

Он уточняет, что возможность проводить телемедицинские консультации доступна прямо в системе, где врач видит все данные из истории пациента, который, в свою очередь, не только может выходить в онлайн через Личный кабинет, но и передавать результаты мониторинга здоровья в реальном времени. «Кроме того, сервис позволяет загружать не просто скан заключения по КТ или МРТ, а целый DICOM-снимок (медицинский отраслевой стандарт создания, хранения, передачи и визуализации цифровых медицинских изображений и документов обследованных пациентов – прим. ред.). Врач может открыть его в МИС и изучить дистанционно, что экономит время для всех участников консультации. Такой механизм также повышает скорость постановки диагноза и его точность», - продолжает он.

В Минздраве Камчатского края указывают на то, что канал связи в телемедицинском сервисе надежно закрыт от утечек: все данные поступают в зашифрованном виде, что гарантирует безопасность как для пациентов, так и для медицинских организаций. При этом, видеозаписи хранятся не в облаке, а в закрытом контуре, на сервере медицинской организации.

Александр Гашков отметил, что в конце 2022 года на Камчатке будет запущен пилотный проект по внедрению телемедицины в рамках ОМС. Благодаря виртуальной цифровой клинике, жители Камчатки смогут получать медицинскую помощь различных специалистов, и в том числе узкоспециализированных врачей. Он уточнил, что для её создания в Камчатском крае заключено соглашение между регионом и компанией «РТ Доктис». «Пилотное внедрение проекта «Цифровая клиника», которое подразумевает включение телемедицины в систему обязательного медицинского страхования, будет обеспечено на базе четырёх медицинских учреждений Камчатского края. Сервисы дистанционного наблюдения за состоянием здоровья позволят контролировать ход течения хронических заболеваний в режиме онлайн, а при острых заболеваниях оперативно проводить консультации, своевременно корректировать курс лечения пациента и определять момент, когда пациенту требуется госпитализация в стационары региона», - сообщил Гашков.

В Минздраве Ставропольского края рассказали «Телеспутнику», что в регионе в настоящее время реализуется проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении». «В рамках этого проекта уже произведено обновление компьютерного оборудования в медицинских организациях, создана единая защищенная сеть министерства здравоохранения Ставропольского края, внедрены региональные информационные системы, работает единая электронная медицинская карта пациента», - отмечает директор ГБУЗ СК «Медицинский информационно-аналитический центр» Дмитрий Колосов, добавляя, что одним из направлений цифровой трансформации здравоохранения является внедрение телемедицинских консультаций. Так, в регионе с 2017 года доступны телемедицинские консультации с ведущими российскими клиниками. За прошлый год было проведено 2500 таких консультаций.

Отвечая на вопрос о планах по подключению к «пилоту», Колосов пояснил, что это будет сделано только в части проведения телемедицинских консультаций «врач-пациент». «Технически к этому все готово, сейчас дорабатываются нормативные документы, регламентирующие данный вид медицинской помощи», - говорит Колосов. По его словам, первые телемедицинские консультации врач-пациент будут оказаны будущим мамам, которые планируют процедуру ЭКО.

В Министерстве здравоохранения Ростовской области уточнили, что с федеральными национальными медицинскими исследовательскими центрами уже достаточно давно и на регулярной основе проводятся телемедицинские консультации медорганизациями региона по соответствующим профилям, таким, как кардиология, онкология и многие другие. При этом, в рамках реализации регионального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)» внедрена и постоянно развивается услуга «Запись на прием к врачу», создана подсистема «Телемедицинские консультации», осуществляется ее поэтапное внедрение.  

«Прорабатывается вопрос нормативно-правового регулирования в части оказания таких консультаций специалистами медицинских организаций, ведется подготовка расписаний телемедицинских консультаций. Данная система обеспечит работу врачебных консилиумов в удаленном режиме как внутри региона между 1-м и 3-м уровнем медицинских организаций, так и с 4-м уровнем, то есть национальными медицинскими исследовательскими центрами. В вышеуказанной системе также реализована возможность проведения консультаций врача с использованием видеоконференц-связи», - уточняет Владислав Ерофеев, заместитель министра здравоохранения Ростовской области по информатизации и проектной деятельности. По его словам, для ввода в промышленную эксплуатацию системы необходимы мероприятия по обеспечению требований к информационной безопасности, направленные на выявления наличия уязвимостей и дальнейшей оценки угроз безопасности информации, а также получения аттестата соответствия требованиям информационной безопасности. Данные мероприятия запланированы в 2023 году.

 

Снижение потоков пациентов и готовность медперсонала

Собеседники «Телеспутника» уверены, что внедрение телемедицины, особенно сервисов «врач-пациент», позволит уменьшить количество пациентов, обращающихся в поликлинику. «Безусловно, проводить первичный осмотр пациента необходимо очно, за исключением определенных ситуаций. Но, вместе с тем, телемедицина может быть применена в ряде плановых медицинских наблюдений, в том числе, когда пациент, например, находится на самоизоляции. Это не только снизит поток пациентов в поликлиниках, но и уменьшит вероятность того, что врач может заразиться от пациента», - говорит Владислав Ерофеев. С помощью телемедицинских консультаций, в определенных случаях, может проводиться и коррекция лекарственной терапии для пациента, рекомендации доктора можно получить на основании его опроса и анализа дневников самонаблюдения пациентов, добавляет Дмитрий Колосов. По его словам, итогом телемедицинской консультации является юридически значимый документ – протокол консультации, подписанный электронной подписью врача. «Данный вид медицинских электронных документов утвержден соответствующими документами министерства здравоохранения Российской Федерации и отправляется в единую электронную карту пациента», - поясняет эксперт.

По словам Александра Гашкова, запросы на оказание дистанционных консультаций от пациентов приходят постоянно. «Многие пациенты легко адаптируются к телемедицине, однако пожилые пациенты, как правило, часто испытывают трудности. Это те пациенты, у которых нет доступа к Интернету или соответствующим устройствам, пациенты с заболеваниями слуха или зрения, которые не позволяют им пользоваться телемедициной и пациенты, у которых ограниченная цифровая грамотность», - отмечает он, добавляя, что в Камчатском крае существует достаточно курсов повышения компьютерной грамотности для пожилых людей.

В Минздраве Ростовской области констатируют, что жители региона с каждым годом все активнее используют цифровые технологии, в том числе и в сфере здравоохранения. «Например, показатель «Доля записей на прием к врачу, совершенных гражданами дистанционно, в том числе на региональных порталах государственных услуг» за 11 месяцев текущего года вырос с 42,9% до 73,2%. Думаю, после ввода в промышленную эксплуатацию системы «Телемедицинские консультации», рост числа воспользовавшихся этой системой не заставит себя ждать», - прогнозирует Владислав Ерофеев.

Критерий использования новых технологий медицинскими работниками точно такой же, как и у пациентов – это удобство, настаивают собеседники «Телеспутника». Так, использование единой электронной медицинской карты позволяет моментально получить доступ ко всей истории болезни пациента, использование шаблонов при описании состояния пациента позволяет значительно экономить время на заполнение документации, использование лабораторных систем обеспечивает доступ к результатам исследований, сразу же после их готовности. «Таким образом современные технологии делают проще получение медицинской помощи для пациента и эффективнее работу врача, что в конечном итоге обеспечивает повышение качества медицинской помощи в целом», - уверен Дмитрий Колосов.

Эксперты считают, что мотивация медицинского персонала в обучении новым технологиям должна стать одной из приоритетных целей в управлении любой медорганизации. «Инструментами мотивации сотрудников медорганизаций может быть проведение обучающих тренингов и семинаров, участие в различных конференциях и программах обмена опытом, повышение заработной платы, обеспечение комфортных условий труда и многое другое. Именно возможность персонализированного поощрения может мотивировать сотрудников повышать квалификацию, осваивать новые методики и технологии, учиться работать с новым оборудованием, а также внедрять передовые технологии в практику», - указывает Владислав Ерофеев. При этом, сами тренинги по повышению квалификации по актуальным вопросам телемедицины могут проводиться в удаленном формате, что позволяет пройти его, не прерывая врачебную практику.

 

Санкционные риски

Собеседники «Телеспутника» указывают на сложности в связи с уходом зарубежных производителей оборудования, отмечая, вместе с тем, что этот фактор сейчас не критичен. «Отсутствие современного российского оборудования ощущается при реализации тех или иных проектов, однако, с помощью органов законодательной и исполнительной власти находятся пути решения в каждом конкретном случае», - делится мнением Александр Гашков. Он также обращает внимание на то, что производство российского телемедицинского оборудования стало развиваться быстрее из-за санкций. «Отсутствие конкуренции и поддержка государства способствуют развитию производств в этом направлении», - уверен он.

Владислав Ерофеев добавляет, что в настоящее время производители программного обеспечения используют в качестве платформы российские операционные системы, заносят свои продукты в «Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных». «На данный момент существуют производители и оборудования, и программного обеспечения, способные воплотить в жизнь практически любые цифровые сервисы в сфере медицинских услуг», - утверждает эксперт.

Дмитрий Колосов рассказал, что программная часть информационной системы Ставропольского края полностью реализована на отечественном программном обеспечении. «Серверное и сетевое оборудование также предоставлено ведущими Российскими разработчиками. Риски, связанные с текущей ситуацией, санкциями или уходом иностранных производителей полностью отсутствуют», - заключает он. 


Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий