Сейчас наблюдаются три главных тренда. Первый является общемировым, а именно — чем больше растет уровень автоматизации, тем сильнее развивается запрос к обеспечению информационной безопасности. Ведь недостатки в этом направлении выступают стопором в развитии мирового рынка автоматизации. Например, мы не ездим на беспилотных автомобилях потому, что опасаемся взлома их информационных систем хакерами. С ростом информатизации растет понимание важности этого вопроса, а также бюджеты, выделяемые на эту сферу.
Второй тренд — активное замещение продуктов иностранных игроков на отечественном рынке. В связи с их уходом освободился сегмент размером примерно в 80 млрд рублей. Иностранные решения активно замещаются, мы ожидаем взрывного роста с точки зрения бизнеса и оборотов. Кибербезопасность — передовая отрасль, потому что изначально мы ориентировались на экспорт своей продукции, на конкуренцию с иностранными игроками как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
И третий тренд — рост киберпреступности. Хакеры совершают атаки не только на традиционные для них отрасли, например, финансовые организации, но и на те, которые прежде никогда их не интересовали, к примеру, медиа. Соответственно, медиакомпании начинают все активнее внедрять средства защиты. По этой причине разработчики, которые работают в сфере кибербезопасности, получили новые стимулы для активного роста. Если раньше мы ставили целью удвоение бизнеса в течение двух лет, то теперь ориентируемся на удвоение за год.
С точки зрения развития рынка — это большой плюс — он подстегивает отечественные компании. Мы регулярно предупреждали бизнес, что в какой-то момент средства защиты, созданные иностранными разработчиками, могут отключиться и перестать работать. Этот момент наступил: компании, которые строили свою защиту на решениях иностранных вендоров, остались слепыми на несколько дней, без возможности адекватно реагировать на атаки, им пришлось экстренно замещать зарубежные системы.
С другой стороны, уход конкурентов заставляет волноваться. Не окажется ли в конце концов так, что отечественные продукты отстанут в технологическом развитии? Надеюсь, что все-таки не отстанут, потому что кибербезопасность — сложная среда, нам нужно решать много задач, и в результате всех наших усилий получатся действительно хорошие продукты.
В первую очередь с геополитикой — она подстегнула всех озаботиться кибербезопасностью, в том числе Минцифры и других регуляторов. Вышел указ Президента («О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности РФ», — прим. ред.) и государство, коммерческие компании стали внимательнее относиться к этому вопросу.
Были и другие факторы. Последние несколько лет владельцы и генеральные директоры компаний стали интересоваться проблемой кибербезопасности. Они понимают, что бизнес зависит от надежности функционирования ИТ-инфраструктуры, и последствия недоработок в этой области могут быть абсолютно недопустимыми вплоть до потери бизнеса, как, например, это едва не случилось с Rutube. Если бы специалистам не удалось восстановить видеохостинг, то пришлось бы перестраивать все заново. Вся отрасль вступила в этап перестройки, начали проводить киберучения, топ-менеджеры стали более внятно ставить задачи руководителям служб ИБ (информационной безопасности, — прим. ред.), а не просто требовать формальные отчеты о проверках.