img30 января 2024 в 11:35

Роман Гоц, «ДатаРу»: «Мы конкурируем с параллельным импортом»

Вопреки расхожему мнению, уход западных вендоров из РФ не повлиял на конкуренцию на рынке сетевого оборудования, поскольку отечественным компаниям теперь приходится соперничать не между собой, а с параллельным импортом, считает генеральный директор «ДатаРу» Роман Гоц. В интервью «Телеспутнику» он также назвал главные технологические тренды рынка и перечислил факторы, которые оказывают влияние на его развитие.

Вопреки расхожему мнению, уход западных вендоров из РФ не повлиял на конкуренцию на рынке сетевого оборудования, поскольку отечественным компаниям теперь приходится соперничать не между собой, а с параллельным импортом, считает генеральный директор «ДатаРу» Роман Гоц. В интервью «Телеспутнику» он также назвал главные технологические тренды рынка и перечислил факторы, которые оказывают влияние на его развитие.
Как уход западных вендоров с российского рынка сказался на конкуренции?

Сегодня уже можно говорить не об уходе, а об исходе иностранных вендоров с российского рынка, поскольку даже китайские производители присутствуют на нем через страны СНГ. В результате выяснилось, что российские производители не конкурируют друг с другом. Сложно назвать заказчиков, которые делали бы выбор между именно российскими производителями, или между входящими в реестр и не входящими в него. По большей части мы сейчас конкурируем с параллельным импортом. Потому что заказчик определяет для себя, купить ему перекинутое через забор оборудование без дальнейшей техподдержки или приобрести его у российского производителя, который предлагает продукт с нормальным качеством, экспертизой, возможностью попробовать демо-версию и технической поддержкой.

Что вы производите и что экспортируете? Каков процент локализации у вашего оборудования?

Все оборудование мы производим самостоятельно, вся техника выходит с логотипами «ДатаРу», техподдержкой, номерами партии. У нас рядом с центральным офисом компании есть сборочный цех, где мы организуем крупноузловую или более мелкую сборку. Но нужно понимать, что процессоры, оперативная память, жесткие диски не производятся в России как таковые. А чтобы попасть в реестр, нужно производить материнские платы. Мы их не делаем, но проводим эксперименты, изучаем лучшие мировые практики в этой области, которые помогут нашим заказчикам сделать свой бизнес успешнее. Продукция, которую тестируют наши инженеры, пока не соответствуют требованиям по уровню качества, но за полгода-год мы доведем их до нужных параметров.

Какие технологические тренды на рынке сетевого оборудования вы бы отметили? Изменились ли запросы заказчиков?

Мне бы хотелось, чтобы заказчики более пристально присматривались к технологиям и интересовались 6Е (стандарт Wi-Fi 6E, — прим. ред.), демо-оборудованием, проводили радиообследование. Но таких заказчиков мало, потому что в большинстве своем они озабочены тем, как закупать оборудование и что с ним делать, закупать его с технической поддержкой и как можно выжить без нее, к кому обратиться в ситуации, если «упадет» сеть. Поможет ли в последнем случае интегратор? А что будет, если он не поможет? Такого рода вопросы свойственны периоду неопределенности, и они действительно возникали.

Но сегодня такие вопросы постепенно уходят, в том числе и потому, что у нас есть достаточно много комплектующих, что позволяет оперативно отгружать их со склада и предоставлять заказчикам демо-оборудование, проводить радиообследование. Таким образом мы продвигаем технологии. Приведу пример: если заказчик строит склад или большой отель, то вместо, скажем, ста точек доступа может использовать восемьдесят с поддержкой Wi-Fi 6Е, причем с более качественным покрытием и большей отказоустойчивостью. Чтобы делать бизнес успешнее, нужно быть конкурентноспособным, а для этого следует сокращать издержки и улучшать качество. И как раз это мы предлагаем заказчику.

Какой софт вы разрабатываете?

Мы разработали программное обеспечение для управления и мониторинга выпускаемого нами оборудования и поставляем его заказчику. Возможно, в ближайшее время у нас появится новый продукт. При этом не ставим перед собой задачу выпустить его под заказчика. Мы работаем на рынок, мы независимый вендор — у нас нет ни интегратора, ни диструбьютора, ни якорного заказчика. Поэтому намерены выпускать востребованную на рынке продукцию. Хотим, чтобы рынок увидел, что она технологична, продвигает его вперед, а стало быть, ее следует покупать.

Какие факторы оказывают влияние на рынок сетевого оборудования для крупных заказчиков?

На этом рынке сейчас наблюдаются качели, или как писала международная аналитическая компания Gartner — кривая хайпа. Сначала все решили быстро заместить что есть в реестре — давайте все покупать и на этом жить. Потом оказалось, что у представленного там оборудования качество Wi-Fi невысокое или коммутаторы для ядра сети отсутствуют, а что присутствует и что хочет заказчик находится в разных плоскостях. Теперь решили брать китайское. Кто-то что-то посмотрел, протестировал, возможно, пообщался и даже выучил некоторые китайские слова в знак сотрудничества.

В моем понимании зрелый заказчик — тот, который отдает себе отчет в том, что и где он может применить.

Да, заказчики из госсектора, у которых есть объекты КИИ, обязаны применять продукцию только из реестра. Но ведь в этом случае речь идет не про технологии. Мы говорим о крупном заказчике, который, например, строит склады, и ему необходимо сделать затраты эффективными. А на чем построить эффективность? На том, что сегодня работает, а завтра — нет? На комплектующих, которые доставили с опозданием, а они еще и не подходят к используемому оборудованию? Это я об изделиях азиатских производителей, с которыми такое часто бывает.

С отечественным производителем ситуация обратная: когда заказчик выбирает его, то в этом случае использует проверенные технологии и ответственного поставщика, который гарантирует, что его решения смогут функционировать не год, а три–пять лет и даже дольше. Если в течение всего этого времени оборудование будет работать, а софт регулярно обновляться, его производитель всегда будет на связи, то в этом случае остается работать и развиваться.

Что будет с рынком, на котором вы работаете?

В наше время давать прогнозы — дело неблагодарное. Ведущие западные аналитические компании, IDC, Gartner и прочие, ушли из России и рынок теперь никто не измеряет. В прошлом году были реестры ФТС, в которых можно было посмотреть, например, сколько коммутаторов поставляется в Россию и какие компании их импортируют. А поскольку вся пятерка импортеров попала в санкционный список, то реестры закрыли. Но встал вопрос: как измерить рынок и проследить, как он будет меняться.

Большое влияние на рынок оказывает регулятор, который определяет направления развития и внедрение разработок, к тому же регулярно меняет требования к реестрам.

Ранее в них была адвалорная (изменение стоимости товара, когда процентная доля стоимости использованных материалов, происходящих из других государств, не превышает 50 % цены конечной продукции или процентная доля добавленной стоимости превышает 50 % в цене конечной продукции, — прим. ред.) доля, теперь применяется балльная система. В любом случае технологии не остановить, а период неопределенности прошел. Заказчики сделали для себя определенные наметки на будущее. Сейчас я уже вижу, что они закладывают бюджет на последующие годы, понимают, как будут масштабировать свою инфраструктуру и что с ней намерены делать, определились с техподдержкой.

Раньше рынок рос небольшими темпами, потом случилась небольшая пауза, а начиная с прошлого года он увеличивается уже двузначными темпами. Мы верим в технологии и поэтому прогнозируем, что в следующем году драйвером рынка станет стандарт Wi-Fi 6Е, а также дальнейшее ускорение передачи данных по проводным сетям. Посмотрим, насколько российские заказчики будут проникаться этими технологиями и научатся их внедрять. Хотелось бы, чтобы рынок активнее применял оборудование Wi-Fi 6Е. Но здесь нужно задаться вопросом: нужно ли это пользователям? Сегодня количество потребляемого контента, который нагружает сети, велико. Видеозвонком в корпоративной сети теперь никого не удивишь, но если он идет по мобильному устройству, то это требует хорошего покрытия Wi-Fi, причем везде. На уже упомянутых мной складах Wi-Fi 6Е помогает внедрять решения по видеоаналитике, использовать умные каски, датчики. Этот стандарт также актуален для экономики данных. Безусловно, где-то можно применять и спутниковую связь, но чем больше требуется данных, тем очевиднее встанет вопрос задействования Wi-Fi 6Е.  

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий