Сегодня уже можно говорить не об уходе, а об исходе иностранных вендоров с российского рынка, поскольку даже китайские производители присутствуют на нем через страны СНГ. В результате выяснилось, что российские производители не конкурируют друг с другом. Сложно назвать заказчиков, которые делали бы выбор между именно российскими производителями, или между входящими в реестр и не входящими в него. По большей части мы сейчас конкурируем с параллельным импортом. Потому что заказчик определяет для себя, купить ему перекинутое через забор оборудование без дальнейшей техподдержки или приобрести его у российского производителя, который предлагает продукт с нормальным качеством, экспертизой, возможностью попробовать демо-версию и технической поддержкой.
Все оборудование мы производим самостоятельно, вся техника выходит с логотипами «ДатаРу», техподдержкой, номерами партии. У нас рядом с центральным офисом компании есть сборочный цех, где мы организуем крупноузловую или более мелкую сборку. Но нужно понимать, что процессоры, оперативная память, жесткие диски не производятся в России как таковые. А чтобы попасть в реестр, нужно производить материнские платы. Мы их не делаем, но проводим эксперименты, изучаем лучшие мировые практики в этой области, которые помогут нашим заказчикам сделать свой бизнес успешнее. Продукция, которую тестируют наши инженеры, пока не соответствуют требованиям по уровню качества, но за полгода-год мы доведем их до нужных параметров.
Мне бы хотелось, чтобы заказчики более пристально присматривались к технологиям и интересовались 6Е (стандарт Wi-Fi 6E, — прим. ред.), демо-оборудованием, проводили радиообследование. Но таких заказчиков мало, потому что в большинстве своем они озабочены тем, как закупать оборудование и что с ним делать, закупать его с технической поддержкой и как можно выжить без нее, к кому обратиться в ситуации, если «упадет» сеть. Поможет ли в последнем случае интегратор? А что будет, если он не поможет? Такого рода вопросы свойственны периоду неопределенности, и они действительно возникали.
Но сегодня такие вопросы постепенно уходят, в том числе и потому, что у нас есть достаточно много комплектующих, что позволяет оперативно отгружать их со склада и предоставлять заказчикам демо-оборудование, проводить радиообследование. Таким образом мы продвигаем технологии. Приведу пример: если заказчик строит склад или большой отель, то вместо, скажем, ста точек доступа может использовать восемьдесят с поддержкой Wi-Fi 6Е, причем с более качественным покрытием и большей отказоустойчивостью. Чтобы делать бизнес успешнее, нужно быть конкурентноспособным, а для этого следует сокращать издержки и улучшать качество. И как раз это мы предлагаем заказчику.
Мы разработали программное обеспечение для управления и мониторинга выпускаемого нами оборудования и поставляем его заказчику. Возможно, в ближайшее время у нас появится новый продукт. При этом не ставим перед собой задачу выпустить его под заказчика. Мы работаем на рынок, мы независимый вендор — у нас нет ни интегратора, ни диструбьютора, ни якорного заказчика. Поэтому намерены выпускать востребованную на рынке продукцию. Хотим, чтобы рынок увидел, что она технологична, продвигает его вперед, а стало быть, ее следует покупать.
На этом рынке сейчас наблюдаются качели, или как писала международная аналитическая компания Gartner — кривая хайпа. Сначала все решили быстро заместить что есть в реестре — давайте все покупать и на этом жить. Потом оказалось, что у представленного там оборудования качество Wi-Fi невысокое или коммутаторы для ядра сети отсутствуют, а что присутствует и что хочет заказчик находится в разных плоскостях. Теперь решили брать китайское. Кто-то что-то посмотрел, протестировал, возможно, пообщался и даже выучил некоторые китайские слова в знак сотрудничества.
В моем понимании зрелый заказчик — тот, который отдает себе отчет в том, что и где он может применить.
Да, заказчики из госсектора, у которых есть объекты КИИ, обязаны применять продукцию только из реестра. Но ведь в этом случае речь идет не про технологии. Мы говорим о крупном заказчике, который, например, строит склады, и ему необходимо сделать затраты эффективными. А на чем построить эффективность? На том, что сегодня работает, а завтра — нет? На комплектующих, которые доставили с опозданием, а они еще и не подходят к используемому оборудованию? Это я об изделиях азиатских производителей, с которыми такое часто бывает.
С отечественным производителем ситуация обратная: когда заказчик выбирает его, то в этом случае использует проверенные технологии и ответственного поставщика, который гарантирует, что его решения смогут функционировать не год, а три–пять лет и даже дольше. Если в течение всего этого времени оборудование будет работать, а софт регулярно обновляться, его производитель всегда будет на связи, то в этом случае остается работать и развиваться.
В наше время давать прогнозы — дело неблагодарное. Ведущие западные аналитические компании, IDC, Gartner и прочие, ушли из России и рынок теперь никто не измеряет. В прошлом году были реестры ФТС, в которых можно было посмотреть, например, сколько коммутаторов поставляется в Россию и какие компании их импортируют. А поскольку вся пятерка импортеров попала в санкционный список, то реестры закрыли. Но встал вопрос: как измерить рынок и проследить, как он будет меняться.
Большое влияние на рынок оказывает регулятор, который определяет направления развития и внедрение разработок, к тому же регулярно меняет требования к реестрам.
Ранее в них была адвалорная (изменение стоимости товара, когда процентная доля стоимости использованных материалов, происходящих из других государств, не превышает 50 % цены конечной продукции или процентная доля добавленной стоимости превышает 50 % в цене конечной продукции, — прим. ред.) доля, теперь применяется балльная система. В любом случае технологии не остановить, а период неопределенности прошел. Заказчики сделали для себя определенные наметки на будущее. Сейчас я уже вижу, что они закладывают бюджет на последующие годы, понимают, как будут масштабировать свою инфраструктуру и что с ней намерены делать, определились с техподдержкой.
Раньше рынок рос небольшими темпами, потом случилась небольшая пауза, а начиная с прошлого года он увеличивается уже двузначными темпами. Мы верим в технологии и поэтому прогнозируем, что в следующем году драйвером рынка станет стандарт Wi-Fi 6Е, а также дальнейшее ускорение передачи данных по проводным сетям. Посмотрим, насколько российские заказчики будут проникаться этими технологиями и научатся их внедрять. Хотелось бы, чтобы рынок активнее применял оборудование Wi-Fi 6Е. Но здесь нужно задаться вопросом: нужно ли это пользователям? Сегодня количество потребляемого контента, который нагружает сети, велико. Видеозвонком в корпоративной сети теперь никого не удивишь, но если он идет по мобильному устройству, то это требует хорошего покрытия Wi-Fi, причем везде. На уже упомянутых мной складах Wi-Fi 6Е помогает внедрять решения по видеоаналитике, использовать умные каски, датчики. Этот стандарт также актуален для экономики данных. Безусловно, где-то можно применять и спутниковую связь, но чем больше требуется данных, тем очевиднее встанет вопрос задействования Wi-Fi 6Е.