Стоимость поездки на такси в России достигла максимума за последние десять лет (2014–2023 гг.) и продолжает бить рекорды, следует из данных Росстата, опубликованных на неделе. В июне она увеличилась до 32,53 рублей за 1 км пути. Личный автомобиль для жителя российского мегаполиса и прежде-то был дорогим удовольствием, а с ростом цен на автомобили, страховку, бензин, обслуживание и парковку стал еще менее интересным делом.
Средняя цена импортного легкового автомобиля с февраля 2022 года по июнь 2023-го выросла на 57 %, до 2,168 млн рублей, российского — на 25 %, до 970,1 тыс. Каршеринг мало уступает в этом личному авто. А ответственность за него выше. Стало быть, у торгующего трафиком под видом таксомоторного извоза «Яндекса» дела идут в гору. Да что там — распрекрасно! И ответственность за водителя, автомобиль и пассажира так хорошо пролоббирована, что в новом законе о легковых такси, вступающем в силу 1 сентября, она просматривается с трудом. Самое время, поглядев на богатых американцев и китайцев, заняться бессмысленными, точнее — совершенно идиотскими экспериментами.
В конце июня на московских улицах появились первые беспилотные такси «Яндекса». Заявляют, что эти авто якобы соответствуют четвертому уровню автономности по стандартам организации SAE International (Общество автомобильных инженеров — источник технической информации и опыта, используемого в разработке, производстве и обслуживании транспортных средств, — прим. ред.). Машины полностью автономны, но могут ездить только по заранее заданной маршрутной сетке. За исключением каких-то особых обстоятельств, участие водителя в работе автомобиля не требуется, хотя он всегда находится в машине. «Яндекс» вместе с Минпромторгом и МВД работают над упрощением сертификации автономных машин.
Роботакси тестируют на МКАД и третьем транспортном кольце, вылетных магистралях, окраинных районах Коммунарка, Ясенево и Бутово, а также в центе столицы. В компании говорят, что уже к осени натурные опыты определят экономическую целесообразность беспилотников.
Экономику подобного проекта можно рассчитать по-разному. Учитывает ли «Яндекс» опыт американцев, неизвестно. А в нем есть многое, что в наших условиях не проверишь никак. В США беспилотники уже допекли людей до того, что те массово занялись самоуправством. Оказалось, игры в беспилотные машинки на общих дорогах сулят массу недоразумений вплоть до бунтов. В Сан-Франциско — мегаполисе, лидирующем по количеству робоавтомобилей — объявили войну беспилотным такси Cruise (от General Motors) и Waymo (от Google). Активисты движения Safe Street Rebel выступают против беспилотников: машины без водителя слишком часто нарушают ПДД, провоцируют пробки, мешают делать работу сотрудникам ЖКХ и экстренных служб.
И теперь люди, подстрекаемые активистами, заметив машину на автопилоте, ставят ей на капот ограничительный дорожный конус! Интеллектуальный лидар (оптический датчик) роботакси идентифицирует объект как преграду и отключает двигатель. Авто продолжает движение только когда сотрудники фирм, полиция или добропорядочные прохожие уберут конус с капота.
Беспилотники вредят окружающим даже не когда нарушают, а когда ведут себя слишком правильно: постоянно создают заторы, останавливаясь, едва завидев проблесковые маячки экстренных служб или услышав вой сирен. Кстати, когда главу Cruise Кайла Вота спросили, когда его таксопарку станут не нужны операторы (контролеры для перехвата при ЧП), он ответил: «А зачем вообще от них отказываться?».
Неизвестно, задавался ли таким вопросом «Яндекс», усаживая водителя-контролера в каждую машину. Но чистоты эксперимента с ним точно не добьешься. Потому что настоящая экономика начинается только тогда, когда удается экономить именно на водителе в салоне. Что из этого выходит прекрасно описал коллега из Financial Times. Передам его рассказ в своей редакции и сокращении:
«Пишут, что беспилотники иной раз блокируют полосы, давят пожарные рукава, но обычно никому не вредят. Хотя над всеми нами ведут эксперимент. Мы же все это понимаем. Как-то один из них преградил мне путь на переходе. В салоне нет водителя, чтобы посмотреть в глаза и покрутить у виска. Говорят, робот понимает жесты, но я решил перейти дорогу подальше. Но вот я пассажир [беспилотного такси]. Через пару минут [после начала поездки] оно вдруг меняет курс. А время в пути увеличивается с 6 минут до 24 [минут]. Затем авто лихорадочно мечется между полосами и внезапно останавливается, мигая аварийками. Позади начинают сигналить водители, но робот не шелохнется. Я пытаюсь выйти из салона, но двери заблокированы. Сбой длился секунд 10, а у меня перед глазами промелькнула вся жизнь. В ИТ-отрасли шутят: если ты не платишь за продукт, значит продукт — ты. А в роботакси ты — просто морская свинка».
Даже избавившись от своего основателя Воложа, «Яндекс» отнюдь не возлюбил россиян. Алексей Занчурин из ГК «Урбантех» разворачивает суть комментария МВД к недавней новости о начале тестирования беспилотного такси «Яндекса» в Москве так: «Россия не готова к запуску беспилотных автомобилей ни с технической, ни с инфраструктурной, ни с законодательной точки зрения».
Черт побери, это же очевидно! Повторюсь: беспилотный наземный транспорт в принципе непригоден для работы на дорогах общего пользования. Даже при самом высоком уровне развития технологий. Его стезя — выделенные, безлюдные специальные пространства и трассы — например, комбайн в чистом поле, огороженном колючей проволокой под высоким напряжением или грузовик на закрытой для людей интеллектуальной магистрали.