img
img28 апреля 2023 в 16:55

Дронь-огонь: как беспилотная авиация поможет России вновь победить врага

В истории с импортозамещением беспилотных летательных аппаратов (БПЛА, дронов, квадрокоптеров), которой на днях пришлось лично заняться президенту Путину, как в зеркале отразилось все российское HiTech-импортозамещение. Борьба за русский дрон за год СВО вместила весь блеск и мерзость российского бизнеса и госуправления. В итоге воссияла надежда.

В истории с импортозамещением беспилотных летательных аппаратов (БПЛА, дронов, квадрокоптеров), которой на днях пришлось лично заняться президенту Путину, как в зеркале отразилось все российское HiTech-импортозамещение. Борьба за русский дрон за год СВО вместила весь блеск и мерзость российского бизнеса и госуправления. В итоге воссияла надежда.

«Минтранс или разберется с Росавиацией в части развития беспилотников или согласится с созданием спецведомства БПЛА», – отрезал Путин на вчерашней встрече с профессионалами.

Президент заметил, что Росавиации нужно активнее работать над цифровизацией воздушного движения: если эту работу продолжат в прежнем темпе, «развития БПЛА у нас не будет». Это как раз то, чего изо всех сил пытается добиться враг. Недаром в 10-м пакете санкции против России ЕС расширил рестрикции производителям беспилотников.

А на фронтах СВО говорят: «от этой гражданской игрушки зависит будущее России!»

Каждое подразделение ВС РФ на переднем крае выпускает дронов-разведчиков по 10-15 раз в день: корректировать огонь, выявить позиции врага, поддержать вылазки. Ежедневно 1-2 «птички» не возвращаются. Не знаешь негодовать и радоваться, что через год с начала СВО очевидную профессионалам критическую роль автономных винтокрылов на фронте признали на самом верху. И с самого же верха пошли позитивные изменения. Под Минцифры СПЕШНО создают новый индустриальный центр компетенций (ЦКР) по замещению иностранных БПЛА. Среди главных его задач, в т. ч. – создание цифровой платформы, ряда информационных систем и аппаратных решений.

А началось все с того, что крупнейший мировой производитель потребительских дронов Dajiang Innovation (DJI) ровно год назад, в апреле 2022-го, прекратил работу в России и бывшей УССР. Там объяснили это «переоценкой требований» рынков. Возможность приобретать самые качественные и функциональные в мире гражданские дроны осталась. Но только частным порядком. С частичной мобилизацией на маркетплейсах продажи квадрокоптеров с камерами резко взлетели. Прежде всего, малых с дальностью до 150 м. Продажи их на Ozon и Wildberries выросли в 10-20 раз.

Как ни странно, теоретики гибридных войн накануне реальных боевых действий не видели резона закупить тысячи крылатых помощников. А собственные квадрокоптеры массово выпускать в РФ даже не думали. Зачем? Полно китайских! Вероятно, только по просьбам командиров из окопов квадрокоптеры начали переправляться в зону СВО.

Одновременно с этим, вместо поиска с Минцифры и Минпромторгом стимулов для закупщиков, производителей и операторов БПЛА, Росавиация все больше усложняла использование дронов для любых целей. Увы, у небесных чинарей были все возможности. Концепция интеграции БПЛА в единое воздушное пространство РФ, утвержденная в октябре 2021-го, предусматривала это только к 2030 (!!) году. К тому же Правительство регулярно переносило актуализацию плана ее реализации.

Лишь к декабрю прошлого года авиавласти решили отказаться от обязательного обучения управления БПЛА до 30 кг. С марта 2022-го действовало требование ФАП-494, обязывающее операторов легких дронов обучаться по программам Росавиации, получая свидетельства т. н. внешних пилотов. Однако Минтранс так и не утвердил эти программы. В 2022-м ведомство не выдало ни одного свидетельства. А без них эксплуатировать коммерческие БПЛА нельзя. Неразбериха и запреты на полеты в регионах с повышенной готовностью, фактически блокируют важнейшее в РФ HiTech-направление.

Только в мае Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ) при Минцифры начнет распределять частоты диапазона 5030–5091 МГц для управления гражданскими БПЛА, а Минпромторг, наконец, финализирует планы поддержки дроностроительных предприятий.

Хотя, некоторые шаги все же предпринимались. Так, в августе 2022-го в рамках Национальной технологической инициативе (НТИ) был принят в работу первый полигон БПЛА у аэродрома «Орловка» под Москвой. Там на летной площадке с цифровой платформой для разработчиков можно проводить все испытания, демонстрационные и сертификационные полеты.

А Минпросвет к 1 сентября 2022-го отправил в школы более 3 тыс. ИТ-систем создания и программирования дронов «Пионер мини», созданных по Минпромторга российской фирмой «Геоскан». Вот это – серьезная заявка на перспективу. Она вселяет надежду.

Пионерское движение в СССР, воспитавшее большинство твердых патриотов современной России, начиналось в 1915-м со скаутов – полувоенных объединений юных следопытов-разведчиков для пользы Императорской Армии. Квадрокоптер-беспилотник способен нынче как нельзя лучше поддержать тягу молодежи к технике, объединив ее с патриотическим воспитанием в самом правильном – широком и неформальном – смысле.

Был такой советский журнал «Техника молодежи». Благодаря ему на заводы, в КБ и НИИ пришли в свое время сотни тысяч молодых инженеров – бывших студентов, прежде – пионеров и школьников-кружковцев. Массовое молодежное тех-движение, сотни юношеских дронодромов и всероссийское издание под условным названием «Техника БПЛА» в ближайшие 10 лет воспитает новую генерацию инженеров-патриотов, творящих чудеса прогресса на важнейшем направлении: защиты нашей Великой Родины.

А еще нужно срочно вернуть практику широкой эксплуатации квадрокоптеров в индустриальных целях: для строительства, логистики, охраны и пр. Запреты на полеты гражданских БПЛА в регионах РФ с октября прошлого года приносят операторам общий убыток в 10-20 млрд руб. в год. Но самое страшное – тупой запрет на любой дроновылет делает невозможным нормальное развитие и совершенствование новой отечественной техники БПЛА.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий