FAST-каналы - это то же телевидение, только бесплатное и работающее через интернет. Стриминговые сервисы зарабатывают на рекламе, которую крутят между передачами. Во-первых, большая популярность такого подхода привлекла больше рекламодателей, а соответственно и денег. Во-вторых, зрители стали отказываться от платных подписок и отдавать предпочтение бесплатному контенту, пусть и с рекламой. Так FAST-каналы призвали владыку революции в телевизионный сегмент. Прогнозируют, что глобальные доходы FAST увеличатся на $9,4 млрд в период с 2023 по 2029 год. К 2029 году США станут единственной страной, генерирующей более $1 млрд доходов FAST. Великобритания и Канада будут близки к этой же сумме, причём эти три страны получат почти половину от общемирового объёма.
Сегодня FAST-каналы продолжают двигаться по трамплину, набирая всё больше популярности. По исследованиям за 2024 год, на просмотр FAST пришлось 3,7% от общего использования телевидения в США. Согласно Gracenote Video Data, существует более 1900 отдельных каналов FAST, из которых более 1300 только в США. Во всем мире Соединённые Штаты являются крупнейшим рынком подобного телевидения по рекламным доходам.
Опыт Запада
Большой вклад в развитие «быстрого» телевидения внесли платформы видео по запросу. Например, сервис Pluto TV (от Paramount), разметивший сотни каналов в своём арсенале с разнообразным контентом от классических фильмов до спортивных репортажей.
Когда возникло новое направление телевидения, некоторые производители техники стали встраивать сервисы в свою продукцию. Например, Samsung выпустил телевизоры со встроенным Samsung TV+ (тоже FAST-телевидение).
Вместе с тем в сообществе FAST-TV возникают сомнения: как растёт прибыль, если каналов становится больше? Чем больше выбора, тем меньше зрителей на единицу рекламы, они буквально рассеиваются. Какой резон рекламодателю платить за показ ролика на одном канале, когда их больше 1000?
Об этом уже говорят в западном сообществе. Блогеры и маркетологи поднимают эту тему в своих социальных сетях. Но никакого конкретного ответа на возникший вопрос нет. Пророчат только бешенную прибыль и возрастающий спрос.
Ситуация в России
В России также начинают обсуждать внедрение «быстрого» телевидения, но насколько это возможно? Рассмотрим препятствия на отечественном рынке, которые могут усложнять появление FAST-каналов в стране.
В России присутствует пиратский контент. Мы можем это отрицать, но достаточно много фильмов, сериалов и шоу становятся доступны после ввода в поисковую строку «смотреть онлайн бесплатно» или при открытии определённых социальных сетей. Исключения - эксклюзивный контент онлайн-кинотеатров и телеканалов. Отсюда возникает ещё два препятствия для FAST-телевидения: актуальность бесплатного контента и создание уникальных программ.
Под актуальностью подразумевается спрос на FAST-каналы. Нужны ли они, если большую часть видео и без того можно посмотреть через интернет?
Здесь включается новая точка давления – создание эксклюзивного контента. Это один из способов привлечь аудиторию к любому сервису или каналу, чем и занимаются наши онлайн-кинотеатры. В России доступ к уникальным материалам открывается через платные подписки, которые нередко оформляются с целью получения комплексных услуг (музыка, такси, мобильная связь). В последнее время видеосервисы производят немало эксклюзивного контента. Но новый «импорт» остаётся либо в бесплатном и открытом доступе, либо в пиратском. Соответственно, FAST-каналы для привлечения аудитории могут предложить только свежие отечественные решения. Сколько их должно быть, чтобы сервис работал полноценно и удерживал внимание аудитории?
Далее – производство и интеграция рекламы. Здесь вопрос к российским рекламным технологиям для персонализированной вставки роликов в FAST-каналы. И так как опыта «быстрого» телевидения в России нет, проанализировать технические возможности сложно. Российские бренды, выпускающие телевизоры с функцией Smart TV, только развивают своё оборудование. По опыту западных стран, именно интеграция с умными телевизорами дала такой толчок в развитии «быстрых» каналов. В будущем с развитием техники, у России есть неплохой шанс интегрировать новые сервисы в оборудование.
Таким образом, вопрос о том, придёт ли в Россию FAST-телевидение остаётся открытым. С одной стороны, эта технология нова и может привлечь аудиторию, которой неинтересно смотреть классическое ТВ. С другой стороны, насколько это направление перспективно в условиях нашего рынка и возможностей? Скорее всего, если эра «быстрых» каналов настигнет и Россию, технология будет воплощаться в ином виде, не как в США. В социальных сетях и на различных сервисах есть немало завлекающего контента. Особенно это стало актуально после 2022 года, когда многие привычные нам фильмы перестали показывать по ТВ. Думаю, для производителей контента важно понимать психологию потребителя. От лица «зумеров» могу сказать, что для молодёжи телевидение часто ассоциируется с детством, семьёй и родным домом. И в этом случае направление FAST может дать глоток свежего воздуха, соединив ностальгию и популярный контент.
Получится ли у потенциальных производителей «быстрых» каналов сыграть сразу и на психологии, и на выгоде, обойти все препятствия и избежать ошибок с «рассеиванием» аудитории? Об этом мы узнаем позже из новостей.
*Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.