img16 мая 2024 в 11:36

Кинопрокат убит, но еще не умер

В историю российского кино 2024-й может войти как год массового закрытия кинозалов, которые перепрофилируют в ярмарки, фуд-коры или даже бани. Но прежде чем это произойдет, традиционный кинопрокат решил дать последний и решительный бой онлайн-кинотеатрам, заманивая зрителей пиратским контентом. Что из этого выйдет, рассуждает редактор «Телеспутника».

В историю российского кино 2024-й может войти как год массового закрытия кинозалов, которые перепрофилируют в ярмарки, фуд-коры или даже бани. Но прежде чем это произойдет, традиционный кинопрокат решил дать последний и решительный бой онлайн-кинотеатрам, заманивая зрителей пиратским контентом. Что из этого выйдет, рассуждает редактор «Телеспутника».

Начало конца

У военврачей есть понятие «раненый убит, но пока еще не умер». Так и кинозалы: когда-то собирали завидные прибыли, с большим трудом пережили пандемию, а затем уход голливудских мейджоров, теперь работают только ради того, чтобы не закрыться. До 2020 года, по разным оценкам, отрасль приносила от 50 млрд до 55 млрд рублей выручки, но с тех пор сборы упали до 22 млрд рублей в год. На этом фоне сообщение РБК о том, что кинотеатры перешли к практике пиратских показов выглядит последней конвульсией перед тем, как окончательно затихнуть. В лучшем случае классические кинотеатры сохранятся в виде немногочисленных клубов киноманов для просмотра замысловатого авторского кино. И этот финал стал неизбежным, чему немало поспособствовали онлайн-кинотеатры.


Прошла эпоха

Первопроходцем на российском рынке онлайн-кинотеатров считается Tvigle, стартовавший в 2007 году. В 2010-м появился ivi. На следующий год запустился Megogo, затем — уже все остальные. Как раз в этот период в домохозяйствах России стала появляться качественная интернет-связь, достаточная для запуска сервисов по распространению контента — кино, музыки и игр. В это же время на американском и европейском рынках уже высветились глобальные игроки, такие как Netflix. Они не конкурировали с традиционными кинотеатрами, но предложили удобный домашний просмотр контента. В результате, как сообщал «Телеспутник», в 2023 году выручка российского рынка видеосервисов составила 111,7 млрд рублей, показав рост на 28,9 %. На фоне резкого обвала доходов классических кинотеатров — красноречивый показатель.


Тупиковый путь

Ранее новые фильмы шли вначале в кинозалах и только после того, как собиралась касса — попадали в онлайн-кинотеатры. Но сегодня все меняется, новинки могут запускаться одновременно на всех площадках — под лукавые разговоры, что это не приводит к снижению заполнения кинозалов, а лишь к плодотворному сотрудничеству. Стриминговые платформы теперь тоже получают право первого проказа, а вместе с ним и новые преимущества. Владельцам же кинозалов остается лишь делать хорошую мину при плохой игре и пускаться во все тяжкие. Например, зазывать зрителей пиратскими показами. Но это тупиковый путь, как у видеосалонов 90-х годов прошлого века, которые полностью игнорировали авторские права, а вместе с ними и качество показов. Финал этой истории известен.


Из кино в баню

Крупные федеральные сети вроде «Синема парк», «Формула кино», «Каро» повторяют как мантру, что кино для людей — это больше чем кино. Это и семейный досуг, и встреча с друзьями, и способ социализации. При этом они признают, что некоторые залы в крупных городах уже консервируются, но потом непременно откроются, как только качественного контента в прокате станет больше. А тем временем, не привлекая внимания, владельцы кинотеатров обращаются к риелторам. Но найти покупателей или арендаторов на эти площади — задача трудная. Вместо кинозала можно сделать коворкинг, фуд-корт или ярмарку. Это если совсем просто. Есть и другие, более капиталоемкие варианты. Например, в Санкт-Петербурге кинозалы в торговом комплексе «Лиговъ» превратили в офисы. В Москве ТРК «Щука» перестроил такие помещения под фитнес-центр. А поскольку в последнее время становятся популярными бани, то залы без окон и с высокими потолками подойдут и под такой вид досуга. Такие варианты тоже рассматриваются.


Коллаборация платформ

Чтобы понять, как станут развиваться события, достаточно посмотреть на планы ведущих западных стриминговых сервисов, которые начали уже самостоятельно, а не на паях, производить полноценные фильмы. И это не «мыло», а полноценные, самостоятельные художественные произведения с драматургией и высоким уровнем режиссуры.

Но есть проблема. Такие фильмы не окупаются и пока являются имиджевыми проектами. А для того, чтобы производство кино поставить на поток, потребуется коллаборация платформ. И она уже вовсю идет.


P. S. Винить пандемию или уход мейджоров в закате эры кинотеатров ошибочно. Все эти события лишь ускорили процессы, которые начались ранее.  

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий