Скорость медиапотребления меняется и существует специальный термин «клиповое мышление» (англ. clip — фрагмент текста) — тип мышления, при котором человек воспринимает информацию фрагментами и яркими образами, при этом не может сосредоточиться. Использовать этот термин начали еще в 1990-е, когда в эфирные сетки ТВ просочилось обилие музыкальных клипов и рекламы. Для того, чтобы не перегрузиться от бесконечного потока информации, людям пришлось учиться более избирательно фокусировать внимание.
Теперь же, с популяризацией интернета и соцсетей, где бесконечно долго можно пролистывать ленту новостей, проблема обострилась. Соцсети приучают нас к максимально коротким постам или видеороликам, которые появляются ежесекундно. С 2016 года пользователи Instagram (запрещен на территории РФ) записывают Stories (короткие видео от 15 до 60 секунд, — прим. ред.), снимают клипы в Snapchat со смешными масками и загружает огромное количество клипов в TikTok (российская аудитория этой соцсети составляет 13,5 млн человек в сутки, раз в месяц в приложение заходит 38 млн человек). А хронометраж большинства роликов на YouTube не превышает 15 минут.
Все это приводит к тому, что пользователям сложно концентрироваться на чем-то одном долгое время. Например, люди старшего поколения с удовольствием посмотрят трехчасовой фильм или проведут вечер с толстой книгой в руках, в отличие от современных подростков. Последние едва ли высидят два часа за просмотром киноленты, ни разу не взяв в руки смартфон. Эксперт РБК отмечает, что главными трендами современного контента являются: сокращение объема сообщения; сокращение числа мыслей в единице контента до одной — одновременно с дополнением эмоционального переживания; многократное повторение одной и той же мысли в рамках одной единицы контента.
Безусловно этой особенностью медиапотребления пользуются и СМИ. Сегодня пользователи не читают контент полностью, а просматривают страницу по диагонали, останавливая взгляд лишь на отдельных ее элементах. А потому заголовки становятся громче, привлекательнее и делают все, чтобы читатель остановился на новости чуть дольше, ведь дочитывания — один из главных показателей успешности публикации (наряду с количество просмотров).
На смену лонгридам приходят короткие заметки, а длинные сериалы сменились мини-шоу. Потому-то и возникает вопрос о целесообразности увеличения количества знаков в Twitter. Для расширенных заметок существует ряд сервисов, где разрешенное количество символов значительно больше, чем 4000. Это в какой-то степени даже противоречит концепции этой социальной сети. Удивительно, что, несмотря на короткий формат, люди все же пишут длинные тексты, или треды, приноровившись прикреплять один твит за другим.
Увеличение количества контента и, как следствие, инфопотока приводит к тому, что из информации полностью исчезает подтекст. То есть раньше автор вуалировал свои мысли и ждал, что аудитория сама поймет их и откликнется, а теперь информацию подают максимально прямолинейно, без подводных камней и смыслов, до которых необходимо додумываться. Однако подтекст сменился эмоциями. Все, что попадает в инфополе, должно быть максимально наполнено уже готовыми переживаниями, которые попадают точно в цель, ведь на анализ у пользователей просто нет ни времени, ни сил. Как говорится, я разжевал и в рот положил, а тебе только проглотить.
В мире клипового мышления и готового контента странно что-то менять, а особенно в социальной сети, которая изначально не заточена под емкие сообщения. Думается, что у Twitter есть проблемы поважнее, чем количество символов.
И все же у клипового мышления есть и свои плюсы, например, развивается многозадачность. Вы когда-нибудь пробовали одновременно смотреть фильм, играть или переписываться на телефоне и вести оживленную беседу на отвлеченную тему? Вот то-то и оно. Поколение Цезарей, получается. Очень удобно. Но есть одно «но»: сможете ли вы вспомнить, о чем говорил герой фильма 5 минут назад? Или какой вопрос вам задал собеседник? Увы, но, когда мозг обрабатывает несколько потоков информации одновременно, он неизбежно теряет качество. Поэтому умение сосредоточиться на одном деле гарантирует куда лучший результат, чем распыление на все и сразу.
Некоторые эксперты утверждают, что клиповое мышление спасает мозг от перегруза, но что-то мне подсказывает, что от него спасает крепкий сон и отказ от соцсетей. Ну, разве что от видео с котиками не отказывайтесь — они благотворно влияют на нервную систему.