На рынке электроники и бытовой техники в России начинается противостояние новых брендов. Крупные отечественные компании начали формировать портфель собственных торговых марок, с которым собираются выйти на рынок. «Сбер» объявил, что будет производить в партнерстве с «М.Видео-Эльдорадо» смарт-телевизоры под брендом Sber, работающие на операционной системе «Салют ТВ». Известно, что они будут интегрированы в экосистему «Сбера».
По такому же пути пошли в «Яндексе». «Яндекс.Маркет» подал заявку на регистрацию двух товарных знаков — Tuvio и Vionic. Их регистрация связана с планами компании по развитию собственных торговых марок электроники и бытовой техники. В будущем под этими брендами может появиться широкий круг товаров, например, холодильники, стиральные машины и чайники.
Дочерняя компания «Мегафона» — «Рево чардж рус» — регистрирует сразу четыре торговые марки, которые позволят ей продавать домашнюю бытовую технику и телевизоры. Предполагается, что бренды Blax, Telik и Tvizi можно будет использовать для продаж телевизоров, проекторов, ноутбуков, персональных компьютеров, планшетов, дисплеев и др. Еще один бренд — Veizer — для продаж стиральных машин, мясорубок, весов, микроволновок, мультиварок, холодильников, кофеварок, электрочайников и другой электроники.
На российский рынок также стали выходить китайские производители, предлагая свою продукцию, о которой раньше в нашей стране мало кто знал. Скоро появится китайский производитель игровых компьютеров, мониторов и периферии Machenike (принадлежит концерну Haier). Вендор договорился о поставках с крупными российскими дистрибьюторами OCS, «Марвел-Дистрибуция» и «Треолан» (входит в «Ланит»).
Конечно же, собственные торговые марки в России явление далеко не новое. Так, например, «М.Видео-Эльдорадо» выпускает телевизоры под брендами Novex и Hi еще с 2019 года. При этом в 2022-м компания намерена расширить в три раза ассортимент техники под этими торговыми марками. В «М.Видео-Эльдорадо» оценили рост спроса на собственные бренды на 70 % относительно уровня 2020 года. С уходом именитых американских и европейских брендов ассортимент товаров на полках стал заметно меньше. Спрос переключился на самые доступные бренды: китайские и турецкие. Их популярность начала расти. Для решения проблемы пустых полок и бедного ассортимента электроники и бытовой техники правительство легализовало серый импорт. Но на примере параллельного импорта в Россию серверов видно, что поставки не регулярны, из месяца в месяц меняются объемы ввозимой продукции, что говорит о не до конца отлаженной системе.
События, которые произошли в феврале, имели серьезные последствия не только для нашей страны — они запустили процессы во всем мире, которых не было уже почти 100 лет или даже больше. То набирая силу, то ослабевая, они видоизменяются, при этом с уверенностью можно говорить лишь об одном: как раньше точно не будет. Демарш брендов западных корпораций вызвал передел рынка электроники и техники в России, подобный тому, который случился в начале 2000 годов. В этих условиях стало ясно, что возврата к тому, каким он был на протяжении более 20 лет, уже не будет. Пришло время создавать новую реальность и новые потребительские привычки. И в этой парадигме усилия отечественных корпораций и ИТ-гигантов вполне понятны. Для них сейчас открывается окно возможностей, суть которых в том, что именно сейчас появился шанс занять определенную долю рынка без такой жесткой конкуренции как раньше, удовлетворить потребительский спрос. В то же время бороться за клиентов им придется с целым пулом производителей из Китая, позиции которых очень сильны, особенно в сегментах смартфонов и ноутбуков.
Пришло время создавать новую реальность и новые потребительские привычки. И в этой парадигме усилия отечественных корпораций и ИТ-гигантов вполне понятны.
Продукция известных вендоров из Поднебесной по своему качеству и характеристикам не уступает европейским, американским и корейским конкурентам. С другой стороны, приход иностранных вендоров и расширение присутствия уже работающих могут сдерживать вторичные санкции США, что положительно скажется на продажах российских товаров.
Еще одним доказательством переформатирования рынка стала инициатива правительства по поддержке в рознице отечественных брендов электроники и субсидирование затрат на рекламу. А в принятых программах, которые направлены на развитие отечественной микроэлектроники, есть явные признаки перехода к мобилизационной экономике. В перспективе отрегулировать уровень предложения на рынке гаджетов и домашних устройств кабмин также всегда может с помощью экспортных пошлин и сделать российские мультиварки и телевизоры еще более привлекательными для покупателей, но для этого надо, чтобы они еще были конкурентноспособными по качеству и представлены в достаточном количестве на рынке.
Что могут предложить российские производители? Маловероятно, что кто-то из них в ближайшее время пойдет на то, чтобы создавать свое производство электроники и бытовой техники. Слишком много неопределенности: сейчас горизонт планирования для компаний полгода-год, не больше. Возможно, что-то и будут создавать в России, но только не сейчас. Скорее всего, товары будут выпускаться по заказу на фабриках в Китае или на пустующих линиях заводов европейских вендоров в России. Контрактное производство позволит быстро создать продукт с заданными параметрами и вывести его на рынок в кратчайшие сроки. При этом отечественные производители будут использовать в своих разработках собственные технологические решения, с интеграцией в свои экосистемы, при безусловно лучшей маркетинговой поддержке сильных родительских брендов, будь то «Яндекс», «Мегафон» или «Сбер», которые известны в России и пользуются заслуженным доверием. Бум отечественных брендов уже начался, и первые его итоги мы сможем наблюдать в следующем году.