img26 января 2023 в 09:29

Русский call-центр – бессмысленный и беспощадный

Волна телефонного мошенничества, захлестнувшая Россию несколько лет назад, вызвала у многих россиян стойкий рефлекс: ни при каких обстоятельствах не отвечать на звонки с незнакомых номеров. Редактор «Телеспутника» Алексей Жданов также старается игнорировать такие звонки все последние годы, но по другой причине: напрочь отбитый телефонный маркетинг «по-русски» в сочетании с прогрессирующей с возрастом интровертностью сформировал у него лютую ненависть к call-центрам с их холодными автообзвонами. При этом Алексей абсолютно открыт к общению с теми же call-центрами в мессенджерах.

Волна телефонного мошенничества, захлестнувшая Россию несколько лет назад, вызвала у многих россиян стойкий рефлекс: ни при каких обстоятельствах не отвечать на звонки с незнакомых номеров. Редактор «Телеспутника» Алексей Жданов также старается игнорировать такие звонки все последние годы, но по другой причине: напрочь отбитый телефонный маркетинг «по-русски» в сочетании с прогрессирующей с возрастом интровертностью сформировал у него лютую ненависть к call-центрам с их холодными автообзвонами. При этом Алексей абсолютно открыт к общению с теми же call-центрами в мессенджерах.

Рабочая планерка. Звонок. Если сдуру отвечаешь, громкий механический голос сообщает на все помещение, что тебе может помочь малоинвазивный способ устранения запущенных трещин при геморрое. Или полная замена всех отсутствующих зубов имплантами. Или вывод из запоя с выездом специалиста на дом. Или кредит «до зарплаты» на неотложные нужды. Добро пожаловать в чарующий мир автообзвонов.

В декабре прошлого года Минцифры подготовило проект постановления правительства об их блокировке операторами. В пояснении к документу ведомство констатирует, что «автообзвон стал распространенным инструментом продвижения услуг». При этом «отклика у абонентов он не находит». «Не находит отклика» – даже не мягко сказано: для этих запредельно назойливых и заоблачно бесполезных маркетинговых коммуникаций это почти комплимент. 

Логика автообзвонов понятна. Это маркетинговое ковровое бомбометание по статистически выверенной демографической карте: если по достижении возраста X у Z% населения диагностируется геморрой, а тебе исполнилось X – значит, ты потенциальный клиент. Маркетологов совершенно не колышет, что геморрой для тебя, как и для абсолютного большинства россиян, – экзистенциальная категория, а не медицинская, и, несмотря на возраст, от этой-то напасти пока бог миловал. Что зубы у тебя, пусть и нуждаются в визите к стоматологу, все еще свои. Что есть большое желание весь текущий исторический период твоей страны провести в запое, но допиться до него не удается по банальной причине – печень уже не та. Что последний кредит ты закрыл лет 15 назад и с тех пор от банков тебе нужны были только депозиты. Эти малозначительные жизненные обстоятельства и не должны никого колыхать, кроме их субъектов, то есть меня. Я отдаю отчет, что все идиотские предложения маркетологов, которые при высокотехнологичном автоматизированном повторении способны из самого ангельского терпения выкристаллизовать стойкую ненависть, звучат лишь потому, что в целом механизм рабочий: кого-то действительно мучают те самые трещины, кому-то снятся импланты, а с февраля прошлого года запоев действительно стало больше, поскольку в том месяце что-то случилось. Но это не отменяет полнейшую бессмысленность происходящего: автор этих строк ни разу в жизни не покупал по предложениям автообзвонщиков. Ни товаров, ни услуг, ни подписок. Ничего.

Отдельный же котел в аду существует, уверен, для маркетологов сотовых операторов. Ведь у них-то есть все данные из биллинговой системы для того, чтобы сделать предложение, от которого нельзя отказаться. Но именно у них маркетинговый геморрой, похоже, вошел в хроническую стадию. Как звучит их стандартное предложение персонального тарифа? Мы повысим ваш объем трафика на 50%, добавим 100 минут звонков и 70 СМСок, и за это вы будете платить нам на 40% больше. При этом ты не выговариваешь из своего текущего пакета и одной десятой, пакет трафика в лучшем случае расходуешь наполовину, а последнюю СМСку отправил три года назад пожилому деревенскому жителю, у которого покупаешь дрова для дачи, потому что тогда у него не было мессенджера (с тех пор появился). И если тебе что-то и нужно от своего оператора – так это снизить стоимость пакета, уменьшив объем трафика до реально потребляемого, минут в пакете оставив минимум, а СМСок вообще достаточно пяти-десяти: на случай, если у дровяного дилера вырубится интернет и придется еще раз отправлять ему СМСку, чтобы купить ольховых и березовых. 

Но такое предложение никогда не сделает ни один из операторов, каким бы клиентоориентированным он ни был, поэтому обсуждения с ними индивидуальных тарифов я для себя закрыл раз и навсегда.  

Но даже если у кого-то из операторов и случится временная ремиссия маркетингового геморроя, и он будет готов обсуждать тариф с условиями, которые мне на самом деле нужны, я не буду проговаривать их по телефону. Как и многие в наши дни, я предпочитаю «голосу» переписку в мессенджерах и с трудом понимаю тех, кто продолжает зачем-то звонить, когда ситуация не экстренная. Подобно тому, как Бродский говорил когда-то, что в качестве собеседника книга более надежна, чем приятель или возлюбленная, так и я уверен, что письменная речь надежнее устной – она обдуманней, точнее, к ней можно вернуться при необходимости и, самое главное, она не отвлекает от неотложных дел. 

Я удивляюсь, почему операторы call-центров не предлагают свои волшебные снадобья, импланты и антизапойные капельницы через мессенджеры, которыми массово пользуются россияне. Неоднократно слышал от разработчиков платформ для call-центров, что техническая возможность автоматизированных коммуникаций через мессенджеры – в холодном режиме через чат-боты, в горячем – с оператором – заложена в большинство из них по умолчанию. Баннер для чата с оператором давно стал правилом хорошего тона для любого корпоративного сайта и этот механизм реально работает – даже в самых загруженных интернет-магазинах договорится о скидке и доставке товара через пишущего оператора удается быстрее, чем через говорящего. 

Возможно, оттого, что голосовая связь мне как-то не очень, зато нравятся мессенджеры, я с такой готовностью откликался на те редкие маркетинговые предложения, которые достигали меня через второй канал (если минимум пять проигнорированных холодных звонков – это увы, моя ежедневная норма, то «рукописных» оферт можно посчитать по пальцам одной руки за все время. Замечу, что опции блокировки автообзвона в приложениях операторов и банков я использую, но на 100% перекрыть этот мутный источник раздражения не удается даже с ними). 

Но тем не менее. Как-то мне написала, как она представилась, директор по развитию одной из инвестиционных компаний, клиентом которой я являюсь. Поинтересовалась, почему я давно не пополнял счет и предложила новую стратегию с пониженным риском. Я признался, что в текущих условиях предпочту депозит с самыми низкими процентами, потому что любая инвестстратегия при болтанке на фондовом рынке не выглядит малорискованной. Она постаралась меня переубедить, но я не стал дискутировать, решив, грешным делом, что на той стороне – заурядные мошенники. Я даже спросил у нее в завершение диалога – когда она пришлет мне ссылку, по которой я должен ввести данные карты. На что она ответила, что никаких ссылок не нужно, предложение уже подгружено в мой личный кабинет. Я пробил по своим журналистским каналам, работает ли в этой инвесткомпании директор по развитию с таким именем и какой у нее телефон. Все совпало. И само это обстоятельство, что меня не пытались развести, а честно предложили продукт, которым я могу заинтересоваться, заставило меня перекинуть часть денег с депозита на инвестсчет, чего я вообще-то не собирался делать. 

Второй раз мне написала менеджер транспортной компании, у которой я давным-давно заказывал «Газель» для перевозки мебели. Вновь предложила «Газель» - по акции, по тарифу «Ларгуса». Меня так обрадовало, что еще одна компания вместо бомбардировок тупыми звонками интеллигентно пишет в мессенджере, что я стал думать, для чего мне нужна «Газель». И придумал: отвезти дальнему пожилому родственнику, живущему за городом, два гигантских пластиковых бака, которые купил по дешевке несколько лет назад, собираясь отвезти на дачу для модернизации водопровода. В итоге баки на дачу я так и не отправил, не придумав, как это сделать, но пообещал отдать их родственнику, на старости лет фанатично подсевшему на огородничество и попросившему помочь с емкостями для полива. Но в итоге логистическая схема транспортировки баков не складывалась и к родственнику, и он даже перестал напоминать, в сердцах выговорив моей маме, что сын у нее «совсем конченный», цена его слову — «три копейки» и с его обещаниями «где сядешь, там и слезешь». 

Но мне хотелось реабилитироваться. И вот этот час настал. Я лично сопроводил баки за город, предупредив родственника, что приеду, но не сказав, зачем. Зрелище, как мы с водителем выгружаем баки, проняло его до слез. Он был так растроган, что не отпустил меня без двух мешков собственноручно выращенных кабачков, да еще на следующий день притаранил на электричке доверху набитый 120-литровый туристический рюкзак. 

Даров с огорода было так много, что мне пришлось купить книгу «250 рецептов из кабачков и тыквы» и жрать их на завтрак, обед и ужин. Я уже начал проваливаться в кабачковую кому, но к счастью, они начали подгнивать, и я с чистой совестью снес остатки проклятых плодов на помойку. 

Самое важное во всей этой истории, конечно же, не чьи-то удовлетворенные потребности, хотя с доисторических времен Котлера они продолжают оставаться основой любого успешного маркетинга. А запущенный предложением в WhatsApp круговорот добра, в результате которого один человек смог смыть клеймо «отбросы общества», а другой — вновь поверил в людей. 

Перед Новым годом родственник дал понять, что с моими баками он расширит посадки и урожай будет больше. Я начал готовиться: ищу книгу «500 рецептов из кабачков и тыквы» и прикидываю, на какую скидку смогу договориться в мессенджере, когда буду заказывать «Газель» для вывоза овощей. На этот раз мне точно не избежать кабачковой комы. Но, возможно, это и к лучшему: выберусь из нее, когда автообзвоны запретят. Да и вообще все вот это закончится.


Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий