Бум оригинальных проектов закончился. По данным «Индекса Кинопоиск Pro», онлайн-кинотеатры продолжают сокращать число оригинальных проектов. За шесть месяцев 2025 года сервисы выпустили 71 собственный проект (включая художественные и документальные сериалы, а также фильмы), что на 15 % меньше, чем годом ранее. Число оригинальных игровых сериалов сократилось ещё больше — на 18 % до 46 проектов. По сравнению с 2024 годом изменилась тройка лидеров. В первом полугодии 2025 года лидером по количеству сериалов стала платформа Okko (11 художественных сериалов). На втором месте оказался Wink (10 сериалов), третье место по количеству сериалов получил START (9). В 2024 году платформы впервые значительно снизили количество оригинальных проектов по сравнению с 2023 годом и выпустили 155 проектов против 201. До этого производство originals в разных форматах только росло.
Гендиректор Wink Антон Володькин на конференции CSTB.Pro.Media сказал, что выручка российских кинотеатров от платных просмотров в 2024 году оценивается в 100 млрд рублей, а их затраты на производство originals, по разным данным, в 110-116 млрд рублей.
В 2024 году стоимость процесса кинопроизводства выросла до 40 %. Среди причин — увеличение спроса, при ограниченных возможностях индустрии кинопроизводства. Кроме этого на отрасль оказывает негативное влияние высокая ставка ЦБ и, соответственно, более дорогие заимствования для инвестиций в съёмки новых проектов и продолжение уже идущих. Некогда звучавшие от представителей онлайн-кинотеатров громкие заявления о выпуске originals каждый месяц потеряли свою актуальность. Как и не менее громкие заявления о многомиллионных инвестициях в производство и кратное увеличение выпуска собственных сериалов и фильмов. По словам самих представителей рынка, окупаемость в направлении оригинального контента невысокая и исключение составляют только хиты.
Интерес к оригинальным сериалам продолжает снижаться. Так, в первой половине 2025 года в среднем один оригинальный сериал в «Индексе Кинопоиск Pro» собрал 467 баллов, а год назад — 488 баллов.
Казалось бы, путь совместного производства оригинального контента, должен был снизить затраты, но на практике с потерей уникальности снизился зрительский интерес.
К экономическим потрясениям онлайн-кинотеатров за последние два года добавились ещё немало регуляторных. Ужесточение правовых норм в отношении контента не способствовало развитию отрасли в целом и направления производства оригинального контента в частности. Чего стоило последняя инициатива Минкульта о введении прокатных удостоверений для контентных библиотек онлайн-кинотеатров!?. К большому облегчению для отрасли в итоговой версии она не затронула онлайн-кинотеатры. При этом, учитывая повышенный интерес регуляторов к сфере аудиовизуальных сервисов и скорость, с которой возникают в законотворческом процессе новые идеи о «правильном» контенте для массового зрителя, спокойные времена для онлайн-платформ остались в прошлом.
Альтернативой созданию дорогого сериального продукта и полнометражных фильмов могут стать совершенно новые форматы. Одним из таких, например, могут стать короткие вертикальные сериалы, ориентированные на просмотр со смартфона с длительностью серии до двух минут и количеством эпизодов в сезоне от 40 до 120. По словам экспертов, формат минидрам пользуется огромной популярностью в Китае, США, Индонезии, Бразилии, Индии и Мексике. И спрос на такой формат растёт.
От оригинального контента не откажется ни одна российская онлайн-платформа, но каждая пересматривает свои подходы к его производству. Рынок оригинального контента будет сокращаться пока не придёт в равновесное состояние, когда под действием снижающегося спроса киностудии начнут регулировать стоимость. Онлайн-платформы будут более рационально расходовать бюджеты, при этом выпуская именно столько проектов, сколько необходимо для привлечения новых подписчиков. На этом фоне продюсеры более тщательнее будут подходить к выбору идей для будущих проектов. При этом возрастает цена ошибки, потому что в случае неуспеха перекрыть падение показателей телесмотрения будет уже нечем. Оригинальный контент станет «золотым» не только по затратам на производство, но и по качеству. Проработка от идеи до воплощения станет более детальной, чтобы получившийся на выходе продукт оказался безукоризненным и понравился искушённому зрителю. Борьба за зрителя развернётся в плоскости оригинальных идей и качества фильмов и сериалов. А условно сэкономленные деньги от неснятых сериалов будут частично перенаправлены на продвижение, маркетинг и рекламу текущих проектов и премьер.
*Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.