img10 октября 2024 в 08:33

В космосе не нужен хайп. Почему приоритет должен быть у геостационарных спутников, а не у прожектов Wi-Fi для самолетов

За пустыми разговорами о Wi-Fi в российских самолетах скрывается настоящая проблема, решение которой для страны и космической отрасли имеет гораздо большее значение, чем запуск низкоорбитальной группировки или инновации на высоком эллипсе. Речь идет об обновлении геостационарных спутников.

За пустыми разговорами о Wi-Fi в российских самолетах скрывается настоящая проблема, решение которой для страны и космической отрасли имеет гораздо большее значение, чем запуск низкоорбитальной группировки или инновации на высоком эллипсе. Речь идет об обновлении геостационарных спутников.

В конце сентября 2024 года вновь воскресла хайповая тема о Wi-Fi на российских самолетах. Генеральный директор «Аэрофлота» Сергей Александровский, рассказал, что в Минцифры пообещали этот сервис в 2027–2028 годах. «Аэрофлот» грезит об интернете в полете в последние годы регулярно. Так в июне замглавы авиакомпании Антон Мацкевич на Петербургском международном экономическом форуме заявил, что «Аэрофлот» будет получать новые самолеты с полной готовностью для работы Wi-Fi на борту. И похожую мантру можно было слышать в сентябре 2023 года на Восточном экономическом форуме. На нем Александровский рассказал о соглашении с компанией «Яковлев» (входит в ОАК госкорпорации «Ростех») в области цифровых авиатехнологий, которое в том числе подразумевает «повышение комфорта пассажиров "Аэрофлота" за счет интеграции в состав воздушных судов бортовых систем развлечения, в том числе систем спутниковой связи».

Платный доступ в интернет на самолетах появился у «Аэрофлота» в 2021 году, но в 2022 году после введения санкций такая услуга была отключена. В 2022 году услуга «Интернет на борту», позволяющая пассажирам пользоваться Wi-Fi-доступом в интернет во время полета, была доступна на 66 самолетах: Airbus и Boeing. На 31 самолете выход в интернет предоставляла швейцарская компания Sitaonair, на 35 — российский оператор спутниковой связи «Стэкком». Для этого использовались решения Panasonic и Thales.

Но дело даже не в самих спутниковых антеннах и программном обеспечении, которые с уходом западных «партнеров» превратились в «тыкву». Сегодня согласовать установку антенн на борт, получить все разрешения международных авиарегуляторов и заручиться поддержкой операторов и гарантией предоставления услуг тоже невозможно, потому что все провайдеры — зарубежные, как и спутниковые системы, которые использовались для этого. С началом санкционной войны у России исчезла возможность использовать иностранную спутниковую инфраструктуру. Сотрудничество с Viasat, Intelsat, Hughes, OneWeb, SES и Starlink для российской авиации теперь невозможно даже гипотетически. За несколько лет в «Яковлеве» на пару с отечественными спутниковыми операторами аналогичное зарубежному VSAT-оборудование создадут, тут у меня сомнений нет. Кстати, в «Бюро 1440» недавно заявили о разработке спутниковых терминалов для РЖД, видимо «Аэрофлот» — на очереди. Но возникают вопросы с каких спутников «Аэрофлот» собирается брать сигнал для своих 339 новых самолетов, которые «Яковлев» намерен изготовить для него до 2030 года? И под какого спутникового оператора будет изготовлено приемное оборудование на МС-21, Ту-214 и SJ-100? Потому что стоит оно дорого и рынок, по сути, получит тот оператор, кто поставит свое оборудование на самолеты.

В мировой практике спутниковый доступ на борту самолета чаще всего осуществляется за счет гибридного или мультиорбитального подключения, когда спутниковый терминал может подключаться и к низкоорбитальным группировкам спутников, где задержка ниже, и к геостационарным космическим аппаратам. Другой вариант — когда используется только низкоорбитальные спутники. Но дело в том, что в России нет спутниковых систем на низкой орбите. Космический стартап «Бюро 1440» пока запустил в космос только шесть спутников и проводит их тестирование. В свое время Шадаев говорил, что к 2035 году спутников «Бюро 1440» будет более 900.

По предварительной оценке, создание низкоорбитальной спутниковой группировки от «Бюро 1440» потребует 445 млрд рублей (причем льготные кредиты от государства составят всего 116 млрд рублей), следует из черновика паспорта проекта «Инфраструктура доступа к сети интернет», который входит в программу «Экономика данных». Предполагается, что эти средства пойдут на создание 292 спутников до 2030 года. При этом весь проект подразумевает запуск 383 аппаратов при помощи 24 ракетоносителей. Каких именно ракетоносителей и в какой срок — вообще отдельная тема и большой вопрос.  Даже не знаю у кого оптимизма больше: у «Яковлева» с его 339 самолетами для «Аэрофлота» до 2030 года или у «Бюро 1440» с 292 спутниками до того же 2030 года.

А теперь вернемся к обещаниям Минцифры про 2028 год. В феврале Шадаев говорил, что первая группировка космических спутников связи РФ для использования на высокоэллиптической орбите интернет-сети будет сформирована и запущена в 2026 году. Речь идет о спутниках «Экспресс-РВ». Стоимость проекта в разные годы оценивали по-разному — примерно 100 млрд рублей, что немало всего для четырех аппаратов, наземной инфраструктуры и терминалов. Для полноценного покрытия нужно минимум четыре спутника. При этом создать их планировали еще в апреле 2022 года, в 2023 году запустить на орбиту, а с конца 2025 года — начать их эксплуатацию. Отмечу, что опыта создания спутников для высокого эллипса у российских предприятий нет, а с закрытым доступом к зарубежной электронно-компонентной базе и с невнятными коммерческими перспективами проект «Экспресс-РВ» может быть отложен и на более поздний срок. В 2022 году гендиректор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин сказал, что главная задача этой группировки — обеспечить доступ в интернет, стабильную связь, в том числе в арктической зоне, на Северном морском пути. Сейчас к этому уже и гражданскую авиацию «прикрутили».

Таким образом, уходя от пустого пиара «Аэрофлота» о Wi-Fi на борту, мы приходим к вопросу, который наиболее остро сейчас стоит перед всей космической отраслью и критически важен для России — обновлению геостационарных спутников. Наша доля присутствия в мировом космосе составляет по разным оценкам от 2 до 3 %. Геостационарные спутники — это единственное спутниковое направление в России конкурентноспособное на мировом уровне. В нем есть технологии, наработки и опыт, накопленный десятилетиями.

Именно геостационарные аппараты обеспечивает связью 80 % территории России, в том числе часть Арктики и Северный морской путь. С их помощью ведется цифровое эфирное телевещание по всей стране, спутниковое ТВ для 15 млн абонентов, осуществляются региональные врезки на ВГТРК и ОТР, резервирование во время чрезвычайных ситуаций.

До 2030 года предстоит обновить 10 аппаратов связи и вещания на геостационарной орбите: два спутника «Газпром космические системы» и восемь госпредприятия «Космическая связь». Всего за ближайшие 10 лет в создание геостационарных аппаратов будет направлено порядка 300 млрд рублей.


Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий