Как отмечается в исследовании, сохраняется тенденция снижения динамики в таких сегментах, как фиксированный широкополосный доступ в интернет и платное ТВ: темпы прироста абонентской базы обоих рынков были незначительны, а рост тарифов был существенно нивелирован дальнейшим распространением пакетных предложений.
По итогам 2022 года, аналитики отмечают, что число абонентов мобильной связи в России снизилось на 1,1 % до 255 млн, что практически равно уровню показателей 2015 года – 252 млн. Проникновение составило 173 %. В абсолютном выражении абонентская база сократилась на 3 млн. Тоже само уже фиксировалось в 2018 и 2020 годах. Сообщается, что операторы делают упор на повышение лояльности и среднего чека с существующих клиентов. Снижение обусловлено еще и списанием части абонентов в связи с исполнением 533-ФЗ (Федеральный закон № 533-ФЗ от 30.12.2020. «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи», – прим.ред.).
Доходы от мобильной связи в 2022 году выросли на 4,1 %, по сравнению с 2021 годом, когда было 5,0%. Главными факторами роста считается повышение тарифов и рост потребления дополнительных услуг, что обеспечило увеличение выручки как в В2С, так и в В2В сегменте. Проникновение широкополосного доступа в интернет в 2022 году составило 62 %. Абонентская база приросла на 0,7 %, доходы – на 1,4 %. В B2C-сегменте рост сохранился благодаря ввода нового жилья и охвата частного сектора в пригородах крупных городов. В сегменте В2В на объеме рынка негативно сказалось завершение третьего этапа госпроекта по подключению СЗО.
В исследовании отмечается, что рост рынка платного ТВ почти остановился. Так число пользователей выросло только в первом квартале, но потом начало снижаться из-за ухода с российского рынка многих зарубежных телеканалов, блокировки иностранных спутников и проблем с поставками телеком оборудования. Таким образом показатель достиг уровня конца 2021 года.
Доходы выросли на 0,5 %, средний счет на абонента увеличился на 1 рубль до 193 рублей, по сравнению с предыдущим годом. Аналитики связывают этот рост в первую очередь с повышением тарифов. Так, многие операторы повысили стоимость услуги, преимущественно во второй половине 2022 года. Росту также способствовало развитие всеми крупными игроками услуги VoD (система индивидуальной доставки абоненту телевизионных программ и фильмов по цифровой кабельной, спутниковой или эфирной телевизионной сети с мультимедиасервера в различных мультимедиаконтейнерах., – прим.ред.) за счет собственных и партнерских онлайн-кинотеатров.
А вот отрицательное влияние на рынок оказали, помимо пакетных предложений, проводимые спутниковыми операторами акции и новые экономичные тарифы. Объем рынка фиксированной телефонной связи по итогам 2022 года сократился на 8,3 % и составил 80,4 млрд руб. Число абонентов (ОТА) снизилось по сравнению с 2021 годом на 8,0 % до 18,1 млн. Доходы в сегменте В2С традиционно падают ускоренными темпами, проникновение услуги снизилось за год на 3 п.п. до 22 %.
Аналитики «ТМТ Консалтинг» прогнозируют в 2023 году сохранения роста на уровне, близком к динамике 2022 года. Сохранится влияние негативных факторов – потеря части абонентов вследствие выполнения требований 533-ФЗ и переезда за рубеж части экономически активного населения и бизнеса. Ожидается также возможное снижения спроса со стороны российского бизнеса при ухудшении макроэкономической ситуации. А вот возможность прироста за счет новых клиентов в крупнейших сегментах рынка исчерпана. Ключевым фактором роста выручки от услуг связи в этих условиях остается тарифная политика операторов.
Специалисты считают, что на динамике 2023 года положительно скажется повышение тарифов, проводившееся в течение 2022 года как в В2С, так и в В2В сегменте. Также можно ожидать пересмотра тарифов по отдельным услугам и в 2023 году. Продолжится и процесс замены актуальных тарифов новыми более дорогими тарифами с большим объемом включенного трафика и дополнительными услугами, такими как ОТТ видео. В последующие годы вероятно сохранение рынком динамики доходов от услуг связи на уровне 2 % в год. Основной рост операторам связи будут обеспечивать не телекоммуникационные продукты на рынках ИТ и медиа. При этом услуги связи в обозримом будущем по-прежнему будут оставаться основой их бизнеса.
Ранее «Телеспутник» сообщал, что в третьем квартале число абонентов платного ТВ сохранилось на уровне второго квартала — 46,5 млн. Снижение составило всего 0,03 %, или около 15 тыс. Более стремительному снижению числа подписчиков препятствует рост числа абонентов IPTV. Проникновение услуги не изменилось — 82,6 %, говорится в отчете «ТМТ Консалтинга» «Российский рынок платного ТВ — 3 квартал 2022».