Так называемый антиотмывочный закон обязывает банки с 1 января 2022 года обеспечить возможность совершать операции со счетами, вкладами и кредитами через ЕБС, напоминает РБК. В то же время банки не успевают выполнить новые требования, следует из письма АБС в адрес председателя ЦБ Эльвиры Набиуллиной и председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова. Ассоциация просит перенести срок вступления требований на 1 января 2023 года, не применяя до этого срока меры воздействия к банкам – штрафы, ограничения операций, ограничения компенсирующих выплат сотрудникам, назначения временной администрации и т.д.
«По информации, полученной от кредитных организаций — членов АРБ, не все банки с универсальной лицензией готовы выполнить к 1 января 2022 года требование законодательства в полном объеме и реализовать оказание услуг по открытию счетов, приему вкладов и выдаче кредитов физическим лицам через свой официальный сайт и мобильное приложение», — цитирует РБК письмо ассоциации.
Кроме того, АРБ просит разрешить банкам предоставлять услуги через ЕБС только в одном канале на выбор: или на сайте, или в мобильном приложении (сейчас в законе предусмотрена обязанность предоставлять услугу на всех платформах).
В АРБ указывают, что внедрение банками биометрической идентификации с выполнением всех требований по безопасности самой ЕБС и пользовательских данных может занять много времени и потребовать больших затрат. В частности, самыми затратными видами работ для банков стало обеспечение требований ЦБ к информационной безопасности при обработке, сборе и хранении биометрии, проверке данных, передаче информации о степени их соответствия и т.д.
К текущему моменту в промышленную эксплуатацию не введен криптографический модуль «КриптоSDК», который банкам необходимо интегрировать для соблюдения требований по информационной безопасности, вступающих в силу с 1 января 2022 года. За ввод «КриптоSDК» в эксплуатацию отвечает «Ростелеком».
В письме также отмечается, что у региональных банков с развернутой филиальной сетью нет необходимости использовать официальный сайт и мобильное приложение для широкого оказания банковских услуг. «Потенциальные клиенты предпочитают персональное общение с уполномоченным представителем банка, который оказывает максимальное содействие в совершении всех действий по открытию вклада или выдаче кредита», — говорится в письме. Поэтому внедрение ЕБС требует изменений бизнес-модели региональных банков, указывают в АРБ.