Вопрос о том, нужны ли онлайн-кинотеатрам прокатные удостоверения, возник на фоне оживлённых законодательных изменений. Изначально инициатива, рассматриваемая летом 2025 года, содержала норму, которая могла обязать стриминги получать «прокатку» на весь свой каталог. Это вызвало серьёзную дискуссию в медиасреде, однако ко второму и третьему чтениям данное положение было полностью исключено. Таким образом, платформ удалось избежать массового бюрократического ярма.
Стоит отметить, что сама идея обязательных прокатных удостоверений для онлайн-кинотеатров изначально возникала, в том числе, на фоне попыток сгладить регуляторный и экономический дисбаланс между онлайн- и офлайн-кинотеатрами. Приравнивание онлайна к оффлайну через удостоверения виделось одним из способов создания единых правил игры. Однако законодатель в итоге выбрал иной, более гибкий и идеологически нагруженный путь контроля.
Суть принятых и подписанных поправок, которые вступят в силу с 1 марта 2026 года, заключается в создании эффективного механизма контроля за контентом, который власти могут посчитать дискредитирующим «традиционные российские духовно-нравственные ценности». Для онлайн-кинотеатров это означает не обязанность оформлять документы, а обязанность молниеносно реагировать на требования регулятора. Если Министерство культуры отзовёт прокатное удостоверение у уже вышедшего фильма или выдаст специальное заключение о недопустимости показа конкретного материала, Роскомнадзор направит предписание платформе. И вот тут вступает в силу ключевое новшество: у видеосервиса будет не более 24 часов на то, чтобы удалить запрещённый фильм или сериал из открытого доступа.
Фактически закон превращает онлайн-кинотеатры в исполнительный механизм государственной культурной политики. Их роль смещается от нейтрального дистрибьютора к ответственному цензору, который должен работать на опережение. Эта норма уже сейчас, ещё до формального начала действия закона, влияет на контент-стратегии платформ. В индустрии уже встречаются случаи самоцензуры: стриминги по собственной инициативе редактируют или «заблюривают» сцены, которые могут быть расценены как спорные, чтобы избежать будущих санкций и необходимости срочно править фильм по ультимативному требованию.
Формально онлайн-кинотеатры по-прежнему свободны от необходимости получать прокатные удостоверения для показа фильмов. Но фактически они попадают в жёсткие рамки нового регулирования, где главным становится не конкретный порядок, а прямое указание свыше. Их свобода действий будет ограничена строгими временными рамками и расширенными основаниями для запрета, что неизбежно ведёт к повышенной осторожности и изменению самого медийного ландшафта. Законодательное нововведение закрепляет модель, в которой платформы становятся первыми, кто отвечает за соответствие контента не всегда чётко определённым «традиционным ценностям».
Таким образом, онлайн-кинотеатры придётся привыкать к роли не просто агрегаторов, а медиа, несущих ответственность за соответствие контента российским нормам. Принятый же закон резко усиливает эту логику, делая критерии запрета более широкими и идеологически мотивированными.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

