Для анализа потребления жанров ТВ-программ использовали данные панели «Агентства 2» с 1 февраля по 31 мая 2022 года, целевая аудитория – абоненты Триколора старше 4 лет, проживающие в европейской части России. Для выявления динамики потребления телепрограмм по жанрам использовали показатель рейтинга передач (среднее количество человек, смотревших программу, выраженное в процентах от общей численности исследуемой аудитории).
В телесмотрении начала февраля (до 24.02.) топ-3 среди жанров: новости и социально-политические программы – 21% от общего телесмотрения; развлекательные программы и сериалы – по 19%. После 24 февраля отмечен существенный рост у новостей и социально-политических программ, в основном это произошло за счет развлекательных программ, сериалов и спорта. В течение марта-мая рейтинг новостей сохраняется на высоком уровне, однако постепенно немного снижается.
Среди программ различных жанров, предлагаемых к просмотру (оценивали по длительности), преобладают развлекательные программы и фильмы. После 24 февраля наблюдается рост объема новостных и социально-политических программ среди всех жанров. Этот рост происходит на фоне снижения общей длительности развлекательных, спортивных, познавательных программ и сериалов.
Прирост информационного контента в мае определяется трансляцией событий, связанных с празднованием 9 мая (парад Победы, минута молчания), в том числе на тематических каналах различных жанров.
Сопоставление спроса и предложения программ всех жанров показывает, что наиболее востребованы аудиторией документальные программы и информационные с социально-политическими. Эти жанры по рейтингу программ значительно превосходят их представленность в эфирной сетке, и в марте заметен более высокий спрос на них.
Новостное телесмотрение в основном сосредоточено на каналах мультиплекса, преимущественно – каналах первой тройки. В среднем за февраль-май каналы мультиплекса составляют 63% в рейтинге телесмотрения программ всех каналов, каналы «большой тройки» – 24% от всех.
Рост рейтингов телесмотрения новостных и социально-политических программ привел к тому, что этот жанр за 24-28 февраля вырос до 38% среди программ всех каналов, до 50% среди каналов мультиплекса и 63% среди каналов «большой тройки». Достигнув максимальных показателей в этот период, новости и социально-политические программы продолжают держаться на высоком уровне, лишь незначительно снижаясь.
Длительность программ, которые относятся к новостям и социально-политическим программам, составляет в марте 18% среди всех программ мультиплекса, 42% среди всех программ «большой тройки», таким образом здесь этот контент преобладает среди телевизионного предложения.
Рост зрительского интереса к информационным программам в феврале-марте отмечен и в данных других медиаизмерителей. По данным телеизмерений компании Nielsen в США за февраль-апрель наиболее интересными жанрами для зрителей США были спорт, новости и драмы. В последнюю неделю февраля в связи с событиями на Украине у зрителей резко возрос интерес к новостям и составил 15,3% (рост на 6,3%). В марте доля просмотра кабельных новостей возросла и составила 21% (рост на 14%). По данным компании «Медиаизмеритель» (Беларусь) в марте произошло увеличение зрительского интереса к информационным программам (на 5 пунктов) и снижение интереса к развлекательным (-7 пунктов). Впервые в топ-5 жанров появились социально-политические программы. В апреле наблюдалось сохранение зрительского интереса к информационным и социально-политическим программам на том же уровне. И если в США уже в апреле доля новостей на кабельном телевидении упала на 16,9%, и вырос интерес к спортивным событиям (просмотр финалов лиги по баскетболу), то в России и Белоруссии, как в странах, вовлеченных или близко находящихся к конфликту, телесмотрение информационных программ остаётся на высоком уровне.