Опыт мегаполисов
Лидером по уровню цифровизации сейчас, безусловно, является Москва, где внедрена система видеоаналитики, получающая данные с 270 тыс. камер. Умный транспорт, единая платформа для получения городских услуг, сервис для участия граждан в жизни города – все это давно стало привычным для москвичей. По данным директора департамента цифрового развития Минстроя России Николая Парфенова, Москву сейчас можно считать и флагманом в развитии ИИ - в столице зарегистрированы более 120 проектов с применением искусственного интеллекта, а разработчикам доступно 25 наборов данных для его обучения. Ежегодно ИИ в столице обрабатывает до 180 млн звонков граждан, выявляет 28 типов нарушений в сфере ЖКХ, а также фиксирует проблемы в дорожном хозяйстве.
В свою очередь, в Петербурге, как рассказал на форуме вице-губернатор Евгений Разумишкин, сфера ЖКХ стала одной из самых оцифрованных в стране. Во-первых, в городе создана Единая городская координационная платформа, в которую включены более 7 тыс. проектов по строительству, ремонту или реконструкции. Сейчас 94% всех земельных работ в Петербурге отражены в этой платформе - это позволяет эффективно контролировать процесс благоустройства в городе. Во-вторых, в Петербурге запущена государственная информационная система «Дорожная уличная сеть», в которой сосредоточена информация о площади дорог, их покрытии, состоянии. Благодаря навигации, эта же система отслеживает расположение специальной техники и, более того, знает, в какой момент у машины работает двигатель и когда водитель, к примеру, начал поливку улицы или опустил щетку. Такой подход, по словам Разумишкина, позволяет как снижать холостые прогоны техники, так контролировать качество уборки улиц.
«Благодаря 130 тыс. камерам в Петербурге мы точно знаем, насколько хорошо была сделана работа», - отметил вице-губернатор.
В нестоличных субъектах цифровизация также набирает обороты. Так, в Ханты-Мансийском автономном округе все взаимодействие властей и застройщиков происходит через государственную информационную систему обеспечения градостроительной деятельности, где в электронном виде содержатся генпланы, схемы терпланирования, рассказал на форуме замгубернатора ХМАО Павел Ципорин. По его словам, сейчас в регионе ведется работа по созданию «цифровых двойников» городов, чтобы, в частности, эффективно использовать механизм комплексного развития территорий (КРТ).
Еще один регион РФ, Липецкая область, сегодня считается одним из лидеров по использованию искусственного интеллекта. В регионе внедрили более 30 проектов с использованием ИИ, включая, к примеру, продвинутую по российским меркам интеллектуальную систему управления в социальной сфере. Как рассказал на форуме замгубернатора Липецкой области Сергей Курбатов, искусственный интеллект в регионе также смотрит за качеством дорог и самостоятельно оформляет претензии к подрядчикам, делавшим ремонт. Более того, в Липецкой области ИИ обучили следить за алкомаркетами, которые нарушают запреты по продаже спиртного в вечернее время.
Безопасность с опорой на операторов
В формировании умного города роль телеком-операторов значительна: без их технологических возможностей и инвестиций в современные решения создание цифровой инфраструктуры безопасности было бы непросто. Работу в этом направлении активно ведут сразу несколько подрядчиков. Среди крупнейших - «Ростелеком»: компания с 2015 года установила в Петербурге около 45,8 тыс. видеокамер на улицах, общественных пространствах и в домофонах, а с 2021 года смонтировала более 700 комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения (ПДД). Благодаря системе «Безопасный город» только в этом году было раскрыто более 1,9 тыс. преступлений.
«Видеонаблюдение, системы фотовидеофиксации — это все цифровые возможности для предупреждения аварийности на дорогах города, - подчеркнул вице-президент «Ростелекома» Александр Логинов. - Мы все хотим добраться домой, к семьям, и технологии делают наш путь безопаснее».
Подтверждают его слова данные МВД: количество ДТП в Петербурге с 2021 года снизилось на 37%, а число пострадавших в них людей уменьшилось почти на 50%.
Как отметил на форуме директор по B2G «Эр-Телеком Холдинга» Илья Васкецов, действительно умным может считаться тот город, который не только умеет собирать информацию, но способен ее обрабатывать и хранить. «По нашим оценкам, объемы данных в ближайшие годы вырастут в 18 раз, поэтому мы строим новые дата-центры по всей стране», - добавил спикер.
Новый центр обработки данных (ЦОД) появится и в Петербурге: «Ростелеком» сейчас завершает крупный проект по строительству второй очереди своего уже действующего дата-центра по улице Жукова. Площадь здания составит около 4 тыс. кв. метров, энергопотребление - 3,4 Мвт. ЦОД рассчитан на 800 стойко-мест.
«В настоящее время на объекте ведутся финальные инженерные работы и завозится оборудование. Запустить вторую очередь ЦОДа планируется в первом полугодии 2026 года», - добавил Логинов.

Для цифровизации российский городов и бизнесом, и властями сделано действительно многое. Однако на повестке дня стоит фундаментальный вопрос: как именно дальше развивать систему умного города? Среди вариантов, прозвучавших на форуме, - отдать в управление вендорам огромный массив данных, либо все-таки создать на его базе единую городскую/региональную платформу и целенаправленно развивать ее, как это было в советское время с энергетикой или ЖХК.
Еще одна тема для размышления - как будут соблюдаться правила и порядок в цифровом государстве? В привычном формате используются санкции – как правило, административные штрафы, «прилетающие» из систем фото- и видеофиксации.
«Мне кажется, стоит поменять подход. Необходимо не наказывать за неправильную парковку, а мотивировать человека оставить автомобиль дома и воспользоваться общественным транспортом. Полагаю, что воздействие добрым словом может дать куда больший эффект, чем мы ожидаем», - резюмировал Логинов.


