Напомним, с 1 сентября 2027 года в России может появиться новый «цифровой запрет» для крупного бизнеса. Речь идёт об отказе крупных отечественных компаний от иностранных облачных сервисов. С соответствующей инициативой глава Минцифры Максут Шадаев обратился к руководству Минпромторга. Запрет не должен коснуться малых и средних предприятий, а также ИП и физлиц. Также не предусмотрено и полной блокировки иностранного ПО.
На сегодняшний день наибольшая активность в использовании иностранных «облаков» наблюдается в сфере искусственного интеллекта. Такое мнение высказал заместитель генерального директора Astra Cloud Константин Анисимов. В данном случае решения широко применимы — от языковых моделей до систем аналитики.
«Кроме того, сохраняются случаи использования узкоспециализированных решений, где часть функционала работает в зарубежных облаках. Доля таких решений сложно поддается точной оценке, так как часто они оплачиваются через третьи страны или частные аккаунты», — поясняют в Astra Cloud.
Говоря об узкоспециализированных решениях в качестве примера приводятся системы CAD/CAM. Это технологии, которые объединяют автоматизированное проектирование и производство. Они позволяют сократить время разработки продукта и оптимизировать процессы. Также подобными узкоспециализированными решениями являются технологии BIM (Building Information Modeling). По сути это цифровая модель здания, позволяющая рассчитывать необходимые параметры при строительстве.
По мнению специалистов, в России всё ещё наблюдаются существенная зависимость от внешних ИИ-сервисов. Тем не менее, в стране развивается ряд собственных облачных платформ.
«Существенный вызов — зависимость от импортных GPU и фреймворков в сфере ИИ, но тренд на импортозамещение набирает обороты, и к обозначенному сроку переход вполне возможен», — считает Константин Анисимов.
Напомним, ранее эксперты проанализировали три ключевых направления развития искусственного интеллекта (ИИ): агентский, ИИ на периферийных устройствах и квантовый ИИ. Каждое из этих направлений не только создает для бизнеса возможности, но и приводит к возникновению новых киберугроз.