В аналитическом департаменте Фонд кино отмечают, что падение объема кинопроката может оказаться еще большим. Многое зависит от скорости возобновления кинопоказа в ключевых для индустрии регионах страны, где он еще не возобновлен, и стабильности планируемых дат выхода крупнейших голливудских релизов, поясняют в фонде, пишет «Коммерсант».
На начало сентября рынок кинопроката потерял около 21,8 млрд рублей от прошлогоднего объема за тот же период. Общие кассовые сборы с начала года, по данным Фонда кино, составили 16,7 млрд руб.
Хотя многие кинотеатры возобновили работу, в целом прокат еще не оправился от пандемии. По данным Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК), на 15 сентября остаются закрытыми 28% из чуть более 2 тыс. кинотеатров по всей стране. Но и открытые кинотеатры загружены не полностью из-за требований к рассадке. В августе, по данным АВК, аудитория в открытых залах составляла только 20% от показателей августа 2019 года. С началом осени цифры понемногу приближаются к прошлогодним: по данным Единой автоматизированной информационной системы, с 10 по 13 сентября в кинотеатры по всей стране пришли 1,2 млн зрителей. В прошлом году с 12 по 15 сентября кинотеатры собрали 1,7 млн зрителей.
Худшие опасения о том, что все абоненты онлайн-кинотеатров, подключенные в ходе акций во время самоизоляции, уйдут, так и не начав платить, пока не оправдались, отмечает гендиректор ИАА TelecomDaily Денис Кусков. Заставить зрителей остаться, возможно, помог контент. Из-за пандемии в онлайне оказалась не только часть аудитории, которая обычно ходит в кино, но и часть крупных релизов, которые планировалось выпустить в кинотеатрах. Например, из российских фильмов сразу в онлайн-кинотеатрах вышли «Фея» и «Спутник», c сокращенным окном между офлайн- и онлайн-релизом выходил фильм «Отель "Белград"». Среди иностранных картин с коротким прокатным окном вышли «Джентльмены», а в формате онлайн-премьер — «Тролли. Мировой тур», «Эмма» и др. Опрошенные изданием онлайн-кинотеатры настаивают, что такие эксперименты с дистрибуцией кино не стали главным фактором роста их выручки.
Российские участники киноиндустрии расходятся в оценках будущего кинопроката. Генеральный продюсер «Среды» Иван Самохвалов считает, что независимо от эпидемий поход в кинотеатр теперь будет сравним с походом в парк аттракционов. Для блокбастеров и фильмов традиционных кассовых жанров (комедия, боевик) ничего не изменится, а кинотеатральные окна вернутся на прежние позиции, как только пандемия отступит, прогнозирует он.
По крупным релизам сохранится классическая схема, хотя и «будет больше исключений», согласен гендиректор видеосервиса Premier Иван Гродецкий. Онлайн-кинотеатры, по его словам, заинтересованы в широком прокате и маркетинге, который делает прокатчик, а значит, готовы будут ждать.
В долгосрочной перспективе сам термин «прокатные окна» может стать устаревшим, считает гендиректор «Megogo Россия» Виктор Чеканов. Ранний цифровой релиз сокращает потери киностудий от пиратов, «а это миллионы долларов», говорит он.