img
img17 сентября 2020 в 11:35

По итогам года онлайн-кинотеатры впервые смогут заработать больше, чем офлайновые

По итогам года онлайн-кинотеатры в России впервые в истории смогут заработать больше, чем офлайновые. Так, Фонд кино ожидает почти двукратного сокращения объема рынка кинопроката — с 55,5 млрд рублей в 2019 году до 29,1 млрд рублей в 2020-м. В то же время общая выручка видеосервисов вырастет на 55%, до 41,8 млрд рублей, прогнозирует ИАА TelecomDaily.

По итогам года онлайн-кинотеатры в России впервые в истории смогут заработать больше, чем офлайновые. Так, Фонд кино ожидает почти двукратного сокращения объема рынка кинопроката — с 55,5 млрд рублей в 2019 году до 29,1 млрд рублей в 2020-м. В то же время общая выручка видеосервисов вырастет на 55%, до 41,8 млрд рублей, прогнозирует ИАА TelecomDaily.

В аналитическом департаменте Фонд кино отмечают, что падение объема кинопроката может оказаться еще большим. Многое зависит от скорости возобновления кинопоказа в ключевых для индустрии регионах страны, где он еще не возобновлен, и стабильности планируемых дат выхода крупнейших голливудских релизов, поясняют в фонде, пишет «Коммерсант».

На начало сентября рынок кинопроката потерял около 21,8 млрд рублей от прошлогоднего объема за тот же период. Общие кассовые сборы с начала года, по данным Фонда кино, составили 16,7 млрд руб.

Хотя многие кинотеатры возобновили работу, в целом прокат еще не оправился от пандемии. По данным Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК), на 15 сентября остаются закрытыми 28% из чуть более 2 тыс. кинотеатров по всей стране. Но и открытые кинотеатры загружены не полностью из-за требований к рассадке. В августе, по данным АВК, аудитория в открытых залах составляла только 20% от показателей августа 2019 года. С началом осени цифры понемногу приближаются к прошлогодним: по данным Единой автоматизированной информационной системы, с 10 по 13 сентября в кинотеатры по всей стране пришли 1,2 млн зрителей. В прошлом году с 12 по 15 сентября кинотеатры собрали 1,7 млн зрителей.

Худшие опасения о том, что все абоненты онлайн-кинотеатров, подключенные в ходе акций во время самоизоляции, уйдут, так и не начав платить, пока не оправдались, отмечает гендиректор ИАА TelecomDaily Денис Кусков. Заставить зрителей остаться, возможно, помог контент. Из-за пандемии в онлайне оказалась не только часть аудитории, которая обычно ходит в кино, но и часть крупных релизов, которые планировалось выпустить в кинотеатрах. Например, из российских фильмов сразу в онлайн-кинотеатрах вышли «Фея» и «Спутник», c сокращенным окном между офлайн- и онлайн-релизом выходил фильм «Отель "Белград"». Среди иностранных картин с коротким прокатным окном вышли «Джентльмены», а в формате онлайн-премьер — «Тролли. Мировой тур», «Эмма» и др. Опрошенные изданием онлайн-кинотеатры настаивают, что такие эксперименты с дистрибуцией кино не стали главным фактором роста их выручки.

Российские участники киноиндустрии расходятся в оценках будущего кинопроката. Генеральный продюсер «Среды» Иван Самохвалов считает, что независимо от эпидемий поход в кинотеатр теперь будет сравним с походом в парк аттракционов. Для блокбастеров и фильмов традиционных кассовых жанров (комедия, боевик) ничего не изменится, а кинотеатральные окна вернутся на прежние позиции, как только пандемия отступит, прогнозирует он.

По крупным релизам сохранится классическая схема, хотя и «будет больше исключений», согласен гендиректор видеосервиса Premier Иван Гродецкий. Онлайн-кинотеатры, по его словам, заинтересованы в широком прокате и маркетинге, который делает прокатчик, а значит, готовы будут ждать.

В долгосрочной перспективе сам термин «прокатные окна» может стать устаревшим, считает гендиректор «Megogo Россия» Виктор Чеканов. Ранний цифровой релиз сокращает потери киностудий от пиратов, «а это миллионы долларов», говорит он.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий