Ранее аналитики ожидали более плавную динамику увеличения доли российского офисного ПО (с 7 % в 2020 году до 40 % в 2026-м) и открытого ПО (с 15,5 % до 30 %), а также уменьшение доли зарубежного ПО (с 77,5 % до 30 %) и более равномерного распределения рынка между разными типами игроков. Согласно же результатам текущего исследования, при условии сохранения наблюдаемых тенденций можно ожидать, что к концу 2027 года большую долю рынка будут занимать российские платформы офисного ПО (прогноз до 82 %), на долю открытых решений придется 10 %, а на долю зарубежных — 8 %.
В J’son & Partners Consulting также прогнозируют частичное перераспределение доли рынка в пользу двух российских производителей: «Р7» и «МойОфис». При этом потенциальная емкость рынка может достигать 327,3 млрд рублей. Она включает в себя, помимо пользователей, приобретающих коммерческое лицензионное ПО, также тех, кто пользуется cвободным ПО, условно бесплатными сервисами, необновляемым, устаревшим или нелицензионным ПО.
В 2022—2023 годах прогнозируется достаточно резкое увеличение темпов роста российского рынка ПО, несмотря на ожидаемое сокращение общих темпов роста экономики. До 2025 года рост будет умеренным, далее замедлится в связи с ожидаемой реакцией госсектора и коммерческого сектора на требования государства по импортозамещению и с учетом скорости принятия решений, проведения закупок и внедрения.
Если говорить об объемах рынка офисного ПО, то за 2021 год он вырос на 3,7 млрд рублей и достиг 42,5 млрд рублей. Большая доля рынка (28,8 млрд рублей) пришлась на коммерческий сектор. На втором месте — государственный сектор (10,9 млрд рублей), на третьем — физические лица (2,8 млрд рублей).
Ранее сообщалось, что на российском рынке ПО возник дефицит лицензий на пакет Microsoft Office.