С 15 июля 2022 года по 31 августа 2023 в Российской Федерации может быть проведен эксперимент по маркировке средствами идентификации отдельных видов радиоэлектронной продукции, следует из проекта постановления правительства, размещенного на сайте нормативных актов. В Минпромторге «Телеспутнику» подтвердили, что в перечень видов радиоэлектронной продукции, предлагаемый к утверждению проектом постановления об эксперименте, включены светотехнические устройства и светодиоды. «Предполагается, что такая продукция будет подлежать маркировке средствами идентификации в рамках указанного эксперимента в случае принятия правительством такого решения», - пояснили в пресс-службе ведомства.
В то же время российские производители светодиодов заявляют о больших сложностях с их маркировкой или даже о полной ее невозможности - размеры этих электронных компонентов могут быть крайне небольшими. По словам генерального директора АПСС Ольги Грековой, если в ходе эксперимента будет установлено, что наносить маркировку на светодиоды нецелесообразно, их не будут маркировать. «Даже если светодиоды останутся в постановлении, отрасль имеет право во время эксперимента их исключить из перечня маркируемых изделий. АПСС – это 65 компаний, включая производителей светодиодов и драйверов. В Консорциум «Светотехника» входят 350 компаний, есть также участники Ассоциации российских разработчиков и производителей электроники (АРПЭ), и Ассоциации энергосервисных компаний (РАЭСКО). Мнения всех этих отраслевых союзов консолидируются в рамках рабочей группы по маркировке. Поэтому если в ходе эксперимента будет принято решение, что маркировать светодиоды нецелесообразно, их не будут маркировать», - сообщила «Телеспутнику» Грекова.
По ее словам, АПСС в 2019 году внесла в правительство предложение маркировать светотехническую продукцию, объясняя это присутствием на рынке больших объемов некачественных светильников и контрафакта. «Для чего нужна маркировка? Главным образом, чтобы на рынок не попадала некачественная продукция, которую сейчас, к сожалению, в силу своей низкой цены часто можно встретить во многих социальных учреждениях. В том числе, в школах. Как результат, зрительная нагрузка на детские глаза, что приводит к близорукости. Поэтому освещение – это социальная категория, мы говорим о конституционном праве на охрану здоровья. Во многих школах использовали китайские контрафактные системы, у которых при ввозе переклеивались ярлыки. Так же обстоят дела в больницах, детских садах. Единственное решение – введение системы маркировки и прослеживаемости. Ассоциации удалось убедить правительство в том, что маркировка необходима», - говорит Грекова.
В Минпромторге признают существование возможных технологических проблем при маркировке отдельных видов электронной продукции, отмечая при этом, что эти проблемы должны выявляться при эксперименте. «Определение оптимальных способов маркировки средствами идентификации отдельных видов радиоэлектронной продукции исходя из существующей возможности применения соответствующих технологических решений является одной из целей эксперимента по маркировке. Об этом прямо сказано в проекте постановления. Окончательные решения о способах маркировки будут приниматься на основе полученных результатов эксперимента», - сообщили в пресс-службе Минпромторга.
В этих условиях члены АПСС разрабатывают концепцию системы прослеживаемости товаров, которая сможет решить проблему контрафакта и некачественной продукции для светодиодов, плохо поддающихся маркировке. Грекова замечает, что, если светодиоды не будут маркировать, это не означает, что к ним не будет применяться система прослеживаемости. «Должна быть система прослеживаемости всего жизненного цикла светодиодов, включая утилизацию. Это обязательное требование. Предполагается, что информация о партиях светодиодов будет заноситься в систему прослеживаемости на этапе подготовки сырья и впоследствии отслеживаться до этапа утилизации. Это очень эффективная система, которая дает возможность цифрового контроля движения продукта», - пояснила генеральный директор АПСС.
В тексте проекта концепции системы прослеживаемости, с которым ознакомился «Телеспутник», предлагается создать систему электронного документооборота (СЭД), в которой будут формироваться электронные паспорта компаний, производящих и распространяющих как конечные изделия, так и компоненты для них. В СЭД также будут заноситься паспорта самих изделий, комплектующих и компонентов. В частности, для светодиодных светильников в паспорте будут зафиксированы лишь комплектующие из реестра отечественной продукции Минпромторга.
Со своей стороны, в ведомстве пока детально не знакомы с предложениями членов АПСС. «Информация о разрабатываемой концепции развития системы прослеживаемости товаров, в рамках которой предполагается занесение в специально созданную СЭД паспортов изделий в рамках компетенции в Департамент системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции не поступала», - сообщили в Минпромторге.
Глава АПСС подчеркивает, что систем прослеживаемости может быть несколько. «Ни Консорциум «Светотехника», ни правительство не загоняют участников рынка в одну систему контроля. Мы говорим системе прослеживаемости безусловное «да», но очень аккуратно, чтобы она была доступна для всех. Система маркировки в рамках правительственного постановления и система прослеживаемости должны быть связаны, ради этого все и происходит. Допустим, когда импортный товар перед ввозом в страну маркируется, он одновременно заводится в систему прослеживаемости и при пересечении таможенной границы делается соответствующая запись», - сообщила Грекова. По ее мнению, маркировка и система прослеживаемости – два обязательных элемента для рынка светотехники, которые позволят сбалансировать его. «Система прослеживаемости даст колоссальный эффект для бизнеса и государства», - резюмирует она.
Ранее сообщалось, что Минпромторг планировал с 1 июля 2022 года начать эксперимент по маркировке отдельных видов радиоэлектронной продукции. В список радиоэлектронной продукции, которую предлагало маркировать министерство, входили электрические трансформаторы, полупроводниковые приборы, статические электрические преобразователи, газоразрядные лампы накаливания, фары и их части, пульты, телефоны, холодильники, компасы, стиральные машины и другое оборудование.