С февраля по май этого года ассоциация «Руссофт» проводила опрос среди 171 российской софтверной компании с совокупным оборотом около 100 млрд руб. Из ответов следует, что после введения западных санкций из-за начала спецоперации на Украине отечественные разработчики ПО начали переориентировать экспорт своих продуктов и услуг на рынки Южной и Восточной Азии, Южной и Центральной Америки и Ближнего Востока, пишет «Коммерсантъ».
Если в прошлом году только 5,3 % российских разработчиков хотели выйти на рынок Южной и Восточной Азии, то в этом году — уже 9,6 %. В частности, отечественные компании интересуют рынки Индии (выйти туда планируют 7,4 % опрошенных в первом полугодии текущего года против 2,4 % — за тот же период минувшего года); Узбекистана (9,6 % против 6,8 %), а также стран Ближнего Востока (8,5 % против 4,4 %) и Африки (7,2 % против 2,9 %).
По сведениям «Руссофта» за 2021 год, около 53 % всех продаж отечественного софта приходилось на нашу страну (примерно $11,1 млрд), на ближнее зарубежье — 8–10% (примерно $2 млрд), США и Канада занимают около 15 % ($3 млрд), Европейские страны — 13 % ($2,7 млрд), а Южная и Восточная Азия — примерно 7 % ($1,3 млрд).
В то же время у российских разработчиков ПО отмечается падение интереса к европейскому и американскому рынкам. Лишь 3 % опрошенных компаний планируют выход в этом году на европейский рынок — годом ранее таковых было 7,8 %, к Германии, например, интерес упал с 6,3 % до 1,2 %. Интерес к рынку США и Канады упал с 6,8 % до 1,8 %. Интересно, что отечественные софтверные компании с опасением смотрят и на рынок Латинской Америки: если в прошлом году интерес к работе в Бразилии и Мексике проявляли 2,9 % компаний, то в 2022 году — 1,8 %.
При этом отмечается, что участники российского софтверного рынка не намерены полностью уходить из Европы и планируют работать в этом регионе через фирмы-посредники и представительства.
Ранее сообщалось, что софтверная индустрия достигла к 2022 году сбалансированного роста.