В ассоциации «Руссофт» подсчитали, что в 2019 году 58,3% российских компаний-разработчиков ПО присутствовали на рынке США и 51,4% — на рынке Европы, пишет «Коммерсант». В 2020 году таких компаний стало 42,5% и 39,4% соответственно.
В 2021 году 45,5% компаний рассчитывают работать на рынке США и 42,4% — в Европе. В то же время наиболее перспективными для выхода в 2021 году российские разработчики, опрошенные «Руссофтом», назвали рынки Франции, Бразилии и Японии.
По мнению гендиректора компании «Аванпост» Андрея Конусова, в 2020 году у компаний просто не было денег, чтобы тратить их на развитие за рубежом, либо они решили сохранить их как резерв на будущее.
Исполнительный директор Naumen Игорь Кириченко замечает, что модель работы российских компаний на зарубежных рынках предусматривает наличие отдела продаж в стране заказчика в сочетании с разработкой и внедрением, которые находятся в России. Однако существенная часть затрат приходится на зарубежный персонал, который обычно в 2–3,5 раза дороже, чем российский. В условиях пандемии многим зарубежным клиентам не требуется физическое присутствие отдела продаж или руководителя проектов от подрядчика на территории клиента, 90% вопросов решаются удаленно. В этих условиях многие компании оптимизировали свои издержки, говорит Кириченко.
По мнению гендиректора «Рексофта» Александра Егорова, сейчас 100% ресурсов российских ИТ-компаний с легкостью может поглотить внутренний рынок.