img04 августа 2022 в 10:01

TelecomDaily: рост выручки онлайн-кинотеатров стал минимальным за 5 лет

За последние пять лет рост выручки онлайн-кинотеатров (ОК) стал минимальным. По итогам первого полугодия он составил всего 5 %. Общая выручка легальных онлайн-видеосервисов в России составила 25,9 млрд рублей. Эксперты ожидают, что за 2022 год темпы роста выручки также заметно снизятся. Такие данные в своем исследовании приводит TelecomDaily.

TelecomDaily опубликовал обновленные данные отчета «Рынок онлайн-видео 2021-2022». Согласно исследованию, по итогам первого полугодия 2022 года общая выручка легальных онлайн-видеосервисов в России составила 25,9 млрд рублей, что всего на 5 % выше, чем годом ранее. Это может свидетельствовать о существенном проседании рынка, так как в предыдущие отчетные периоды темпы роста оставались высокими, например, по итогам 2021 года российский ОТТ-сегмент вырос на 41 %.

Помимо снижения темпов роста произошли изменения и у основных участников. Уход международных сервисов, таких как Netflix, занимавший четвертое место по выручке, и Megogo, который входил в первую десятку, привел к перераспределению доли выручки у отечественных игроков, а также к росту числа пользователей на пиратских площадках. «Кинопоиск» продолжил мощное восхождение и сдвинул с первого места ivi, который оставался лидером в течение последних четырех лет. Wink в свою очередь сумел оттеснить Okko и выйти по доходам на третье место.

TelecomDaily в итогах исследования говорит, что традиционно в первом полугодии показатели онлайн-кинотеатров скромнее, чем во втором. Например, из 55 млрд рублей, заработанных за 2021 год, только 40 % пришлось на первые шесть месяцев прошлого года. Однако текущее снижение не соответствует и темпам роста рынка год к году.

За первое полугодие этого года выручка онлайн-кинотеатров достигла 25,9 млрд рублей против 24,7 млрд рублей в том же полугодии 2021 года — то есть рост составил 5 % против 31 % в 2021 и 71 % в 2020 году. В последние несколько лет кинотеатры наращивали выручку настолько значительно, что за период с первого полугодия 2018 года по первое полугодие 2021 года онлайн-видеосервисы ее более чем утроили.

Наряду с явным снижением темпов роста продолжается снижение доли рекламной модели: по итогам шести месяцев 2021 года она составляла 16,5 %, в новом отчетном периоде — уже 11 %.

За прошедший год серьезные изменения произошли и среди участников рынка. Большинство основных игроков сумели увеличить выручку, при этом первые четыре компании кратно опережают остальных представителей лидирующей группы.

«Кинопоиску» удалось почти удвоить выручку — с 13 до 23,2 %. Этого оказалось достаточно, чтобы передвинуть ivi на вторую позицию (его выручка выросла с 22 до 22,8 %). На третье место вышел принадлежащий «Ростелекому» Wink c долей 12,7 % (годом ранее — 10 %), а Okko, от прямого участия в котором отказался «Сбер», вырос с 11 до 11,9 %, но отодвинулся на четвертую позицию.

Идущие пятым и шестым Start (5,7 %) и Kion (5,5 %) также подросли — соотвественно 5 и 4 % годом ранее. А вот Netflix (годом ранее — 9 %), YouTube (тогда же — 7 %) и Megogo (6 %), напротив, снизили выручку до 2-2,5 %. Оставшиеся цифры — это доля ранее оплаченных подписок. Даже присутствующий на российском рынке YouTube отменил монетизацию и не оказывает платные услуги.

Отсюда зарубежные компании демонстрируют падение общей выручки (70 % — у Netflix, 69 % — у YouTube и 68 % — у Megogo), а специализирующаяся на зарубежном контенте «Амедиатека» потеряла 10 %. RuTube, видимо, из-за технических проблем также лишился 12 % выручки.

Мощнее остальных общую выручку нарастил «Кинопоиск» — плюс 88 %, у Kion — плюс 64 %, у Wink — плюс 38 %, у Start — плюс 21 %.

Аналитики делают вывод, что, на первый взгляд, российские лидеры рынка сумели упрочить свои позиции, однако от сложившейся ситуации еще больше выиграли пираты, так как во многом контент ушедших игроков остается уникальным и получить его, переключившись на один из легальных российских сервисов, не получится.

«Ожидаем, что по итогам года темпы роста выручки также заметно снизятся. Сказывается и постепенное насыщение рынка, и отсутствие нового предложения в части контента — в том числе дефицит новинок. С другой стороны, экономическая ситуация усугубляется, а привычки, сформировавшиеся во время пандемии, уступают привычке экономить», — комментирует выводы отчета генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков.

Ранее «Телеспутник» писал, что в борьбу за один из крупнейших российских онлайн-кинотеатров ivi кроме МТС, вступили VK и «Ростелеком». Покупкой ivi интересуются почти все крупные игроки, у которых есть собственные онлайн-кинотеатры или интерес к этому рынку. О том, что акционеры ivi ищут покупателя на свой актив стало известно в середине мая.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий