Медиа-коммуникационный союз (МКС, держатель реестра, в который правообладатели в рамках антипиратского меморандума вносят пиратские ссылки для их последующего удаления из поисковиков, — прим. ред.) за последние полгода заблокировал 4,2 млн ссылок. Это в полтора раза больше, чем за предыдущие полтора года (с ноября 2018-го по май 2020-го в реестре оказалось 2,8 млн ссылок), рассказали изданию.
Несмотря на борьбу с пиратством, проблема защиты прав на контент все еще достаточно остра, отметил директор Института современных медиа Кирилл Танаев. При этом еще недавно в России права на видеоконтент защищались скорее больше на бумаге, чем на практике, добавил он. Если в стране нет эффективной борьбы с пиратством, то ощутимые потери несет вся цепочка производства и распространения контента — от авторов до телекомпаний, стриминговых сервисов и сетей кинотеатров. И наоборот, чем лучше в стране обстоят дела с защитой правообладателей, тем выше отчисления в пользу кинопрокатчиков, пояснил эксперт. Аналогичная ситуация с закупками для телевидения или онлайн-кинотеатров, добавил он.
Количество пиратских сайтов в рунете растет, но аудитория их меньше. Также сокращается число прямых заходов на эти сайты, хотя увеличивается количество переходов на них через соцсети и поисковики, считает гендиректор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин. Это связано с тем, что крупные пиратские интернет-кинотеатры уже заблокированы, а появляющиеся малоизвестные площадки люди находят через поиск.
На каждый удаленный Роскомнадзором пиратский сайт открывается десяток копий. Из поиска ссылки удаляет только «Яндекс» и частично Google, а остальные поисковики этого не делают, отметил управляющий партнер юридической фирмы Digital Rights Center Саркис Дарбинян. Блокировку Роскомнадзора и удаление из выдачи также можно обойти, используя технические средства, добавил он. Полностью уничтожить пиратский рынок, скорее всего, невозможно, но он подталкивает легальные площадки совершенствовать свой сервис, считает Дарбинян.
После закрытия ряда крупнейших пиратских сетей, снабжавших нелегальным контентом до 90% онлайн-кинотеатров России и СНГ, рынок нелегального контента впервые после пяти лет роста просел с $87 млн в 2018 году до $63,5 млн в 2019-м. Об этом рассказал заместитель гендиректора Group-IB по направлению защиты от цифровых рисков Андрей Бусаргин. Но пираты быстро оправились от удара и уже в конце прошлого года смогли привлечь инвестиции, перегруппироваться и использовать новые технические возможности для активного противодействия правообладателям, сообщил он.
Ранее сообщалось, что Apple и Google заявили о готовности сотрудничать с Роскомнадзором по антипиратскому законодательству.
Читайте также статью «Антипиратский ход конем. Как меморандум повлиял на рынок».